Затонувшие корабли на металлолома

Как в России началась работа по подъему и утилизации затонувших судов

Сегодня во всем мире, по оценкам ООН, под водой находится более трех миллионов кораблей. В правительстве РФ решили очистить водные ресурсы, поднять затонувшие корабли и отправить их на утилизацию. Председатель правительства РФ Михаил Мишустин уже утвердил План мероприятий, направленный на решение экопроблемы.

Курс – на Магадан

Первой начнут очищать акваторию Дальневосточного федерального округа (ДФО), а пилотным регионом выступит Магаданская область. В бухте Нагаева, на берегу которой стоит Магадан, затоплено около двух десятков кораблей. Всего в акваториях Дальнего Востока обнаружено 580 затопленных кораблей, из которых 235 нужно поднять и утилизировать.

— При поддержке председателя правительства мы подошли к решению проблемы, копившейся десятилетиями. Мы даём старт практическому проведению «генеральной уборки», расчистке акваторий страны от затонувших судов, –прокомментировала заместитель председателя правительства Виктория Абрамченко.

В принятом документе четко расписаны мероприятия, сроки, ответственные. Например, уже до 1 марта 2021 года Минтранс, Росморречфлот, администрации морских портов и бассейнов внутренних водных путей вместе с регионами ДФО должны сформировать перечень подлежащего подъёму имущества.

«Дорожная карта» предусматривает, что к масштабной операции «подтянется» и законодательство: в период весенней сессии в Госдуму будет внесён проект федерального закона, прописывающий порядок подъема и утилизации судов.

В той же бухте Нагаева президент Владимир Путин еще в 2014 году поручал очистить кладбище кораблей. И даже были попытки поручение выполнить. Однако опять застопорилось: Минтранс не дал денег, региональным властям это оказалось не по силам, возникли правовые коллизии с собственниками затонувших судов.

Под водой – миллионы судов-«утопленников»

«Кладбища» кораблей разбросаны по всему мировому океану. По информации портала Экология России, самым большим морским кладбищем считается район Больших Антильских островов в Карибском море, где покоятся тысячи судов. Есть Тихоокеанский «могильник» в районе острова Чуук, Коралловое море у берегов Австралии, плавучий остров Сейбл, Бискайский залив и много-много других мест.

Не исключение и российские водные пространства. В Балтийском море, по подсчетам археологов, с 12-го по 20-й век затонуло 26 703 корабля. Более 10 тысяч из них находятся у российских берегов. Тысячи судов покоятся у берегов Крыма. На дне Волги на данный момент лежит почти 500 кораблей. Свежие данные ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» на январь 2021 года сообщают о выявлении бесхозяйного имущества из 13 затонувших судов.

На дне Авачинской бухте на Камчатке насчитывается больше 80 судов. Большие скопления затопленных судов в Бухте Труда во Владивостоке. В реках Ленского бассейна обнаружено 294 судна. В Обь-Иртышском бассейне — 368 «утопленников», на дне Оби около 300.

Экология и безопасность

Кому они мешают, эти суда-утопленники? Есть среди экспертов по подводному миру и альтернативное мнение: поднимать корабли не нужно, особенно те, что лежат на дне столетиями и образовали своеобразную экосистему.

Но у большинства специалистов мнение однозначное: затонувшие корабли опасны для судоходства, негативно влияют на экологическую ситуацию (особенно это касается утечек топлива и машинного масла), выделяют токсичные вещества – ртуть, свинец и другие. В затонувших военных кораблях остаются снаряды.

— Необходимо полностью пересмотреть механизмы борьбы с появлением «кладбищ» кораблей. Затопление судов – это не утилизация. Подобная практика негативно влияет на экологию, рыболовство, мешает судоходству. Изменения в законодательстве должны установить ответственность собственников за утилизацию своего имущества. Это не должно происходить за счёт налогоплательщиков, – подчеркнула Виктория Абрамченко.

А кто хозяин?

Затянувшийся на десятилетия процесс поднятия затонувших кораблей чиновники разного уровня объясняют несовершенством законодательства, отсутствием финансирования — как у собственников судов, так и у государства. Да и самого собственника отыскать и заставить его отвечать за свое имущество – дело практически безнадежное.

В начале 2020 года вице-премьер Юрий Трутнев поручил разработать законопроект, который должен обязать собственников затонувших судов поднимать их в течение трех месяцев после аварии, пишет журнал «Профиль». При этом вице-премьер признавал, что «экономика там не сойдется» и бизнес не сможет решить проблему без участия государства.

Читайте также:  Молотковая краска по металлу расцветки

В данный момент утилизация плавательных средств регулируется Федеральным закону ФЗ № 7 от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды». Однако утилизация не является обязательной для владельца – он может продать судно на металлолом или просто затопить. Даже если удается отыскать собственника и пройти долгие судебные процедуры, зачастую платить ему нечем, корабль остается лежать на дне.

Теперь вся надежда на Государственную Думу и новый закон, который должен прописать порядок удаления затонувшего имущества. В Дорожной карте указаны сроки: февраль- июнь 2021 года.

Наверное, тогда же и будут подсчитаны и заложены на эти цели финансовые средства.

По оценкам экспертов, подъем среднего рыболовецкого сейнера обходится примерно в 10 миллионов рублей. Хотя в каждом конкретном случае могут быть свои цифры.

Как поднять

Подъем и утилизация судов – одни из самых сложных и опасных производственных процессов в мире.

Конечно, извлекать корабли со дна будут специально обученные люди. Например, в Нагаевской бухте этим скорее всего займется ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота», у которой заявлена такая услуга. В Дорожной карте правительства обозначено, что в феврале-марте 2021 года правительство региона объявит тендер и определит исполнителя по контракту на подъем четырех судов: «Гусфар-1», «Линг (катер РС-300)», СДС «Серес», «Малли».

В других местах, например, в ФГБУ «Канал имени Москвы» делают это своими силами – здесь поднято из воды более 30 затонувших судов. На одно судно уходит не меньше месяца – с учетом процедур согласований, составления сметы, проекта работ, подготовки техники и персонала. Так, в 2016 году для эвакуации из Братеевской поймы Москвы-реки двух небольших катеров было задействовано семь единиц флота: водолазный бот и водолазная станция, буксир-толкач, баржа, два плавкрана и буксировщик.

За 10 лет (данные приведены на 2017 год) со дна Волжского бассейна было поднято почти 2000 плавсредств. Механизм их подъема и утилизации разработан в рамках программы по очистке Волги, которая рассчитана до 2025 года.

Редкий, почти уникальный случай, когда к подъему затонувшего судна все-таки привлекли его собственника. В прошлом году со дна Телецкого озера был поднят «Ковчег» – одновинтовой буксирный теплоход 1969 года выпуска. Он пролежал на глубине 27 лет и негативно влиял на экосистему алтайской природной жемчужины. На основании этого Майминский районный суд Республики Алтай удовлетворил иск Западно-Сибирской транспортной прокуратуры и обязал собственника поднять буксир. Работу выполняла специализированная компания «ВК ПОДТЕХ» (Подводные технологии).

Два года назад новостные ленты сообщали, что Петербургский Крыловский государственный научный центр приступил к разработке универсального средства подъема различных затонувших объектов. В проекте это было судно катамаранного типа, способное поднимать из-под воды объекты массой до 14 тысяч тонн. Планировалось построить судно уже в нынешнем году, о дальнейшем развитии проекта пока не сообщается.

Утилизация: подходы и стандарты

Несмотря на развитые технологии, разбор судов часто происходит вручную.

Судам, отслужившим свой век, одна дорога — на металлолом. Это позволяет использовать вторично огромные массы металла. По данным организации Shipbreaking Platform, в 2019 году на утилизацию было продано 674 морских судов и платформ.

В мировой практике чаще всего корабли отправляют на утилизацию в Юго-Восточную Азию. Там процветает так называемый «пляжный» метод. Судно доставляют к берегу, где его и разбирают — разрезают на куски, развинчивают вручную десятки и сотни рабочих рук. В самом известном таком месте — Читтагонге (Бангладеш) — утилизируется около 50% мирового объёма кораблей, списанных на металлолом.

В странах ЕС строгие стандарты, по которым судна могут демонтироваться только на специализированных объектах. В России, кстати, тоже действуют подобные правила. Есть Соломбальская судостроительная верфь в Архангельске, в Находке, но чаще всего поднятые корабли утилизируют на месте, в портовых доках.

Ученые Олалекан Адекола (США) и Джахир Ризви (Великобритания) предложили экономичный и экологичный метод демонтажа судов. Авторы разработки рекомендуют разбирать корабли на специальной четырехслойной платформе, изготовленной из бетона, гальки и песка. Все слои платформы имеют разную степень проницаемости, что позволяет на каждом уровне улавливать разные загрязняющие вещества. Кроме того, для изготовления подложки требуются натуральные и недорогие материалы, которые впоследствии можно пустить в переработку.

С кладбища – в музей

Извлеченные из морских и речных глубин корабли могут еще послужить людям не только в качестве металлолома. Есть идеи превращать затонувшие корабли в музеи. Не один год готовится проект такого музея в Кронштадте, но, судя по всему, до его открытия еще далеко — это требует немыслимых затрат, энергии инициаторов и массу разных факторов.

Читайте также:  Во рту привкус металла постоянно что это может быть

Об этом может свидетельствовать, например, история создания известнейшего в мире Музея корабля «Мэри Роуз» близ Портсмута (Англия). 700-тонный флагманский корабль Генриха VIII погиб в 1545 году. Его останки были подняты в 1982 году, а музей окончательно открылся в 2016-м.

Похожая история и у другой европейской корабельной знаменитости – 64-пушечного корабля «Ваза»( или «Васа»). Судно затонуло в первый же свой выход в море — в 1628 году — и пролежало в балтийских водах 333 года. Его подняли в 1961 году, долгие годы шли реставрационные работы, и Музей «Васа» был открыт в Стокгольме в 1990-м году. Сегодня это тоже один из популярнейших музеев мира.

Источник

За ржавые корабли придется расплатиться

Правительство вводит ответственность за подъем затонувших судов

Правительство одобрило законопроекты, устанавливающие порядок удаления затопленных судов и вводящих ответственность судовладельцев за их поднятие. Уже с марта 2022 года за затонувшее имущество и его подъем придется отвечать собственникам, которые будут обязаны застраховать ответственность. В случае умышленного затопления, отказа сообщить об инциденте или затягивании сроков подъема судовладельцев ждут штрафы до 20 млн руб. Бесхозные суда поднимут за счет регионов, которые смогут их потом продать на металлолом, а разницу с затратами на подъем компенсируют им из бюджета за счет специальных субсидий.

Фото: Сергей Ермохин, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Сергей Ермохин, Коммерсантъ / купить фото

В продолжение кампании по очистке акваторий от затонувших судов правительство одобрило законопроекты, устанавливающие порядок удаления затонувшего имущества и ответственность судовладельца за его поднятие. Об этом “Ъ” сообщили в пресс-службе правительства, уточнив, что документы будут внесены в Госдуму в установленном порядке.

12 июля в Госдуму был внесен законопроект о присоединении РФ к Найробийской конвенции (см. “Ъ” от 9 июля), которая обязывает судовладельца сообщать о факте гибели корабля и нести ответственность за его удаление, если он утонул. При этом сам порядок подъема и механизм действий с уже затопленным флотом описан в подготовленных Минтрансом законопроектах. Документы есть у “Ъ”, они были значительно переработаны в сравнении с версиями, о которых “Ъ” сообщил 9 ноября 2020 года.

Первый законопроект обязывает судовладельцев поднимать затонувшее имущество во внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ, а также на Севморпути.

Собственники судов должны страховать флот для покрытия ответственности за его удаление. «Документ должен быть обязательным, как полис автострахования при покупке машины, ведь цена подъема корабля из-под воды может превышать 20 млн руб., а их только в акватории Дальневосточного федерального округа выявлено более 600»,— подчеркнул премьер-министр Михаил Мишустин на заседании правительства 15 июля.

Бесхозные суда будут подниматься за счет регионов, которые получат субсидию из бюджета на софинансирование расходов по удалению и утилизации затонувших судов. Ее размер будет покрывать разницу между затратами на удаление судна и доходами от его реализации. Как подчеркнул Михаил Мишустин, эти решения помогут регионам «вплотную заняться расчисткой бухт от ржавых кораблей» и снизить нагрузку на окружающую среду.

Как Минтранс разработал подъемные механизмы для затонувших судов

При этом в отношении внутренних водных путей документ лишь запрещает умышленное затопление и обязывает собственников удалить затонувшее имущество. Собеседник “Ъ”, знакомый с ситуацией, поясняет, что на реке очень много затопленных объектов. Нужно проводить ревизию и выделять значительные суммы на подъем, в связи с чем было принято решение пока ввести новые правила на море и уже потом думать об их расширении, рассказывает он.

Предполагается, что законопроект должен вступить в силу 1 марта 2022 года, при этом обязательства по страхованию начнут действовать через год — в марте 2023 года.

Второй законопроект, вносящий поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривает введение штрафа за несоблюдение сроков предоставления информации и удаления затонувшего судна от 100 тыс. до 5 млн руб., за умышленное затопление — 3–20 млн руб.

За отсутствие страховки или иного финансового обеспечения придется заплатить 3–20 тыс. руб. Источник “Ъ” поясняет, что если у судна нет страховки, то по Найробийской конвенции его вообще не выпустят из порта.

Источник

В Якутии планируют создать проектный офис для ликвидации затонувших судов и металлолома

ТАСС, 11 ноября. Власти Якутии планируют создать проектный офис для ликвидации объектов накопленного экологического ущерба — это, прежде всего, металлолом и затопленные суда. Большинство из них находятся в Арктике, сообщил в среду ТАСС министр экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Сахамин Афанасьев.

Читайте также:  Установка металл двери своими руками

В 2019 году президент России Владимир Путин назвал экологическую угрозу главной в Арктике и отметил, что в связи с возможным экономическим освоением арктической зоны эти риски возрастают. В Якутии объекты накопленного экологического ущерба прошлых лет в основном сосредоточены на территориях, где еще в советские времена разрабатывали месторождения золота и олова. Это в основном заброшенные хвостохранилища, поселки, свалки металлолома, затонувшие бесхозные суда.

«Рассматривается [возможность] создания проектного офиса по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде в виде лома металлов и затонувших судов в Якутии. Разработан проект распоряжения, он направлен на согласование в правительство республики», — сказал Афанасьев. Планируется, что в состав проектного офиса войдут представители региональных министерств экологии, транспорта, имущества и по развитию Арктики.

Задачами проектного офиса станут координация работы властей, учреждений и организаций по ликвидации накопленного экологического ущерба, сбор, анализ и выработка предложений по уборке, информационная поддержка и подготовка рекомендаций главе Якутии и региональному правительству.

«На территории республики предварительно установлено 437 точек накопления лома цветного и черного металла, 84% из них находится в Арктической зоне. В 13 арктических районах республики накоплено более 4,9 млн тонн металлолома. Наиболее крупные объемы металлолома — в Булунском и Усть-Янском районах, [где находятся] 1,3 млн тонн и 1,7 млн тонн соответственно. Примерный состав металлолома — это бочки, железные листы, трубы, кузова автотранспорта и вездеходов, трансформаторы, радиаторы, металлические конструкции, провода. Для прибрежных арктических районов характерны остатки кораблей, в промышленных районах — каркасы горнодобывающей техники», — пояснил Афанасьев.

Для уборки всего металлолома в Якутии, по предварительным расчетам, нужно около 60 млрд рублей. За последние пять лет за счет республиканского бюджета в регионе убрали около 675 тонн металлолома.

Федеральная помощь

Полная ликвидация металлолома и затонувших судов за счет федерального бюджета невозможна, так как эти работы не вошли в нацпроект «Экология», в задачах которого — ликвидация несанкционированных свалок в границах городов и уборка наиболее опасных объектов накопленного экологического ущерба.

По федеральному проекту «Чистая страна», который входит в нацпроект «Экология», в Якутии планируют убрать только один объект — хвостохранилище Куларской золотоизвлекательной фабрики (ЗИФ) в Усть-Янском районе. По его рекультивации уже готова проектно-сметная документация. Ее разработали на средства регионального бюджета в размере 8,5 млн рублей. Площадь рекультивируемых земель составит 10,3 га.

«Заявка на выделение субсидии из федерального бюджета бюджету республики на ликвидацию хвостохранилища Куларской ЗИФ удовлетворена, и в начале 2021 года ожидается заключение соглашения с Минприроды России на выделение субсидии. Стоимость работ по ликвидации объекта, согласно ПСД, составляет 807,5 млн рублей, работы запланированы в течение 2021-2022 годов. Софинансирование из бюджета Республики Саха (Якутия) составит 8%», — сказал министр.

Помимо этого, в рамках соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между Республикой Саха (Якутия) и командованием Северного флота прорабатывается вопрос взаимодействия по вывозу металлолома Северным морским путем.

Затонувшие суда

В середине августа в ходе рабочей поездки на Дальний Восток премьер-министр РФ Михаил Мишустин призвал расчистить акватории от «кладбищ» кораблей. Всего на территории Дальневосточного федерального округа (ДФО) насчитывается более 1 тыс. таких судов. В конце сентября вице-премьер — полномочный представитель президента России в ДФО Юрий Трутнев поручил министерству транспорта РФ изучить возможность подъема судов, которые затонули на Дальнем Востоке и не только угрожают транспорту, но и портят ландшафт.

По данным федерального бюджетного учреждения «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» в руслах рек Ленского бассейна обнаружено 294 затопленных судна, и собственники 250 из них неизвестны.

Для исполнения поручения премьер-министра региональное министерство экологии в конце августа направило в Минтранс РФ предложения в разрабатываемый проект плана мероприятий по подъему и ликвидации затонувших судов.

В министерстве считают, что подъем и утилизацию затопленных судов стоит проводить силами администраций бассейнов внутренних водных путей с финансовым обеспечением из средств федерального бюджета. Также предлагается позволить индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам вести работы по подъему судов, которые не причиняют значительного ущерба окружающей среде, и проводить работы по установлению собственников затонувших судов или признанию их бесхозяйными.

Источник

Поделиться с друзьями
Металл
Adblock
detector