Задания взаимодействие металлов с азотной кислотой

Тест по теме Азотная кислота

Вас ждет интересная статья по данной теме 🙂

N.B. Разделение на темы вопросов по химии носит приблизительный характер, так как сам формат большинства вопросов ЕГЭ по химии исключает возможность однозначного отнесения вопроса к одной определённой теме.

Для выполнения заданий 30,31 используйте следующий перечень веществ:

концентрированная азотная кислота, сероводород, нитрат хрома(III), нитрат цинка, фосфат натрия. Допустимо использование водных растворов веществ.

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 7196.

А) гидроксид меди(II) и азотная кислота
Б) оксид меди(II) и азотная кислота
В) медь и азотная кислота (конц.)
Г) медь и азотная кислота (разб.)

Верный ответ: 4432

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 7245.

1) гидроксид натрия
2) аммиак
3) хлорид аммония
4) вода
5) сульфат аммония

Верный ответ: 21

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 7281.

Верный ответ: 14

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 7312.

1) гидроксид основный
2) оксид амфотерный
3) кислота
4) оксид кислотный

Источник

Азотная кислота

Азотная кислота является одной из самых сильных минеральных кислот, в концентрированном виде выделяет пары желтого цвета с резким запахом. За исключением золота и платины растворяет все металлы.

Применяют азотную кислоту для получения красителей, удобрений, органических нитропродуктов, серной и фосфорной кислот. В результате ожога азотной кислотой образуется сухой струп желто-зеленого цвета.

В промышленности азотную кислоту получают в результате окисления аммиака на платино-родиевых катализаторах.

Чистая азотная кислота впервые была получена действием на селитру концентрированной серной кислоты:

Является одноосновной сильной кислотой, вступает в реакции с основными оксидами, основаниями. С солями реагирует при условии выпадения осадка, выделения газа или образования слабого электролита.

При нагревании азотная кислота распадается. На свету (hv) также происходит подобная реакция, поэтому азотную кислоту следует хранить в темном месте.

Реакции с неметаллами

Азотная кислота способна окислить все неметаллы, при этом, если кислота концентрированная, азот обычно восстанавливается до NO2, если разбавленная — до NO.

В любой концентрации азотная кислота проявляет свойства окислителя, при этом азот восстанавливается до степени окисления от +5 до -3. На какой именно степени окисления остановится азот, зависит от активности металла и концентрации азотной кислоты.

Для малоактивных металлов (стоящих в ряду напряжений после водорода) реакция с концентрированной азотной кислотой происходит с образованием нитрата и преимущественно NO2.

С разбавленной азотной кислотой газообразным продуктом преимущественно является NO.

В реакциях с металлами, стоящими левее водорода в ряду напряжений, возможны самые разные газообразные (и не газообразные) продукты: бурый газ NO2, NO, N2O, атмосферный газ N2, NH4NO3.

Помните о закономерности: чем более разбавлена кислота и активен металл, тем сильнее восстанавливается азот. Ниже представлены реакции цинка с азотной кислотой в различных концентрациях.

Посмотрите на таблицу ниже, в которой также отражены изученные нами закономерности.

Концентрированная холодная азотная кислота пассивирует хром, железо, алюминий, никель, свинец и бериллий. Это происходит за счет оксидной пленки, которой покрыты данные металлы.

Al + HNO3(конц.) ⇸ (реакция не идет)

При нагревании или амальгамировании (покрытие ртутью) перечисленных металлов реакция с азотной кислотой идет, так как оксидная пленка на поверхности металлов разрушается.

Соли азотной кислоты — нитраты NO3

Получают нитраты в ходе реакции азотной кислоты с металлами, их оксидами и основаниями.

В реакциях с оксидами и основаниями газообразный продукт обычно не выделяется.

Нитрат аммония получают реакция аммиака с азотной кислотой.

Читайте также:  Акриловая грунтовка по металлу для автомобилей

Обратите внимание на следующую закономерность: концентрированная азотная кислота, как правило, окисляет железо и хром до +3. Разбавленная кислота — до +2.

    Реакции с металлами, основаниями и кислотами

Как и для всех солей, из нитратов можно вытеснить металл другим более активным. Соли реагируют с основаниями и кислотами, если в результате реакции выпадает осадок, выделяется газ или образуется слабый электролит (вода).

Нитраты разлагаются в зависимости от активности металла, входящего в их состав.

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Источник

Урок по теме «Взаимодействие азотной кислоты с металлами»
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Данный урок проводился в рамках муниципального конкурса «Учитель года».

Скачать:

Вложение Размер
urok_po_teme_azotnaya_kislota.doc 191.5 КБ
prezentatsiya.ppt 418 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: Взаимодействие азотной кислоты с металлами.

Учитель: Я буду зачитывать характеристику вещества. Как только вы поймёте, о каком веществе идёт речь – поднимите руку.

  • Это кислота.
  • Одноосновная.
  • Кислородсодержащая.
  • Сильный электролит.
  • В её состав входит элемент, название которого в переводе означает «безжизненный».
  • В её состав входит элемент, расположенный в 5 группе ПСХЭ, число протонов 7.

Учитель: Правильно, речь на уроке пойдёт об азотной кислоте.

— Какие ещё кислоты вы знаете?

— Перечислите общие свойства кислот.

Чем определяются общие свойства кислот?

— Как это можно доказать экспериментальным путём (имея растворы кислот и лакмус)?

— Обратите внимание, что и для азотной кислоты будут характерны общие свойства кислот.

— Вспомним, как реагируют с Ме ранее изученные кислоты. Например, соляная кислота с цинком.

Д. О. Взаимодействие соляной кислоты с цинком.

— Какой газ выделяется?

— Реагирует ли соляная кислота с медью?

3 . Изучение нового материала.

1)- Посмотрим, как азотная кислота реагирует с металлами.

Д.О. Взаимодействие азотной кислоты (конц) с медью.

-Какие продукты образовались?

— Выделяется ли водород в ходе реакции?

Проблемная ситуация: азотная кислота проявляет общие свойства кислот, но она необычна во взаимодействии с металлами. Почему? Вот эту загадку мы и должны отгадать на уроке.

2)- Определим тему и цели урока.

Тема: Взаимодействие азотной кислоты с металлами.

  • Выяснить причину необычного поведения азотной кислоты во взаимодействии с металлами.
  • Определить возможные продукты реакций.

3) Мы рассмотрели, что при взаимодействии азотной кислоты (конц) с медью образуется соль, вода и оксид азота(IV). Какие ещё соединения азота могут образоваться?

Сейчас вам предстоит работать в группах. Каждая группа получает отрывок из химической сказки. Задание: перевести с литературного языка на химический язык. Тот, кто, верно, выполнит задание, узнает о какой реакции идёт речь.

— работа в группах.

— проверка работы в группах.

Металл + азотная кислота = соль + вода +соединение азота.

При взаимодействии азотной кислоты с металлами водород не выделяется!

4) Почему же водород не образуется?

Решать этот вопрос будем с позиций ОВР. Рассмотрим случай, когда водород выделяется.

Zn 0 + 2H +1 Cl -1 = Zn +2 Cl 2 -1 + H 0 2

вос-ль Zn 0 — 2e → Zn +2 окисление

ок-ль 2H +1 + 2e →H 0 2 восстановление

— Какие элементы изменили с.о?

— Что является восстановителем?

— Что является окислителем?

Выод: окислитель H + .Поэтому образуется водород.

Cu+ 4HNO 3 =Cu(NO 3 ) 2 + 2H 2 O + 2NO 2

Мы выяснили, почему выделяется водород при взаимодействии соляной кислоты с цинком. Перед вами уравнение взаимодействия азотной кислоты с медью. Выскажите предположение(исходя из теории ОВР), почему водород не выделяется?

вос-ль Cu 0 – 2e → Cu +2 1 ок-ие

ок-ль N +5 +1e → N +4 2 восс-ие

5) Сформулируем вывод:

HNO 3 — сильнейший окислитель. Окислителем будет не Н + , а N +5 (+5 высшая с.о.)

У азотной кислоты любой концентрации окислительные свойства Н+ не проявляются. Поэтому, при взаимодействии с металлами водород не выделяется, а образуются продукты восстановления азотной кислоты.

6) -Давайте ещё раз вспомним, какие продукты восстановления азотной кислоты могут образоваться?

-Определим с.о. азота в них.

-Т. К. в азотной кислоте азот имеет высшую с.о. +5, в ходе взаимодействия с металлами, он её понижает.

— А могут ли образоваться другие соединения азота, помимо тех, которые мы обозначили?

7) – От чего зависит продукт восстановления?

Тема моего открытого урока: « Взаимодействие азотной кислоты с металлами», входящего в изучении темы «Подгруппа азота». Данный урок связан с предыдущими уроками темы т. К. учащиеся изучили строение и свойства азота, его валентные возможности. Далее идёт изучение соединений азота. Урок проведён в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Знание учащимися специфических свойств азотной кислоты необходимо для целостного восприятия свойств кислот, и для успешной сдачи экзамена.

  • Образовательные: формирование знаний об особенностях взаимодействия азотной кислоты с металлами.
  • Развивающие:
  • совершенствование умений анализа, прогнозирования, умения устанавливать причинно-следственные связи;
  • развитие умений обобщать опытные данные, наблюдать, сравнивать, делать выводы, выдвигать гипотезы;
  • Развитие теоретического и практического мышления.
  • Воспитательные: формирование и развитие коммуникативных умений.

Тип урока – изучение нового материала.

Тема моей педагогической концепции «Проблемное обучение как необходимое условие развития мышления учащихся на уроках химии», поэтому при построении структуры урока выделяла следующие этапы:

  1. Подготовка к восприятию проблемы. На этом этапе проведена актуализация знаний учащихся.
  2. Создание проблемной ситуации.
  3. Решение проблемы.

Актуализация знаний и создание проблемной ситуации, химический эксперимент способствовали активизации мышления учащихся, что позволило им самостоятельно определить тему, цели урока были приняты учащимися осознанно. Решение проблемы осуществлялось с применением следующих приёмов и методов: работа в группах, поисковая беседа, учебное исследование, что позволило вовлечь всех учащихся в учебную деятельность. Вывод был сделан самими учащимися.

В ходе урока задавались проблемные вопросы, которые активизировали мышление учащихся, способствовали развитию умений учащихся выдвигать гипотезы на основе изученной теории.

Считаю, что применение выбранных методов и средств обучения обеспечило усвоение главного материала, активизацию и организацию учебной деятельности учащихся, а также способствовало развитию мышления учащихся.

Работа в группах – наглядно-образного мышления, коммуникативных умений и навыков;

Поисковая беседа была направлена на развитие словесно-логического мышления; химический эксперимент способствовал развитию наглядно-действенного мышления; учебное исследование – творческого мышления учащихся.

Компьютерная презентация применялась для проведения химического эксперимента, а также, чтобы активизировать внимание учащихся на определённом материале.

В ходе урока были отступления от заявленного плана, так как дети имеют хорошую базу, были очень активны, работали с интересом, поэтому я проводила аналогию с серной кислотой.

Слабая сторона урока – незнание детей, их индивидуальных способностей. Я старалась учитывать это при подготовке к уроку: Для слабых детей предусмотрено наглядное объяснение, словесное обоснование; для сильных – возможность поразмышлять, выдвинуть и проверить свои предположения, установление причинно-следственных связей.

Считаю, что цели урока достигнуты. На уроке постоянно осуществлялась обратная связь.

Спасибо учителю и ученикам.

«Как металлы с Азотной кислотой воевали».

В одной сказочной стране был Город Мастеров. Жили в нем очень трудолюбивые и талантливые жители – металлы. Славился этот город красивыми домами с блестящими на солнце крышами, искусными резными чугунными решетками и оградами. Над городом разносился мелодичный перезвон тысяч колоколов и колокольчиков!

А по соседству с Городом Мастеров было царство герцогини Азотной. Герцогиня считала себя сильной и могущественной. Давно хотелось ей покорить металлы. И решила Азотная пойти войной.

Узнав о надвигающейся беде, металлы решили защищаться! Ведь среди них было немало храбрых рыцарей. А еще у них был проворный разведчик – индикатор. Он узнавал о количестве войск герцогини Азотной и предупреждал металлы.

И вот, настал первый день сражения. Индикатор сообщил, что войска противника немногочисленны, концентрация их слабая. Тогда рыцарь Цинк в цинковых доспехах решил дать отпор кислотному войску. Но, он пал на поле боя. В воздух наполнился странным газом со сладковатым запахом, без цвета. И, хотя товарищам жаль было героя, всех охватил судорожный смех! Металлы, почувствовав опасность, решили отступать. Азотная была несказанно рада. Как легко дается ей победа! Но, на всякий случай она усилила свои отряды, о чем незамедлительно металлам сообщил индикатор.

Настал второй день. На защиту Города Мастеров вышел рыцарь Купрум в сияющих медных доспехах. Но, и он не устоял. А в воздухе появился токсичный газ без цвета и запаха. Опять металлам стало нехорошо, и они отступили!

Герцогиня Азотная подумала, что она непобедима, уже видны были крепостные стены Города Мастеров. Кислотные войска были максимально усилены, и началась осада крепости металлов. Разведчик индикатор доложил, что концентрация войск Азотной очень велика. И тогда рыцарь Аргентум в ослепительных серебряных доспехах решил вступить в бой. Он был храбр и долго сопротивлялся, но герцогиня Азотная задушила его «лисьим хвостом» своей шубы.

Пришла зима с лютыми морозами. Осада продолжалась. И тут на военный совет металлов пришли рыцари Феррум, Алюминий и Хром. Они сказали, что с наступлением холодов смогут побороться с войсками Азотной кислоты.

И вот в морозный ясный день три доблестных рыцаря вышли на бой. Они разбили войска Азотной на три части и одержали победу. Герцогиня была повержена, Город мастеров спасен! Металлы вновь стали жить счастливы!

А герцогиня Азотная, вернувшись домой ни с чем, сильно обиделась.

Как металлы с Азотной кислотой воевали».

В одной сказочной стране был Город Мастеров. Жили в нем очень трудолюбивые и талантливые жители – металлы. Славился этот город красивыми домами с блестящими на солнце крышами, искусными резными чугунными решетками и оградами. Над городом разносился мелодичный перезвон тысяч колоколов и колокольчиков!

А по соседству с Городом Мастеров было царство герцогини Азотной. Герцогиня считала себя сильной и могущественной. Давно хотелось ей покорить металлы. И решила Азотная пойти войной.

Узнав о надвигающейся беде, металлы решили защищаться! Ведь среди них было немало храбрых рыцарей. А еще у них был проворный разведчик – индикатор. Он узнавал о количестве войск герцогини Азотной и предупреждал металлы.

И вот, настал первый день сражения. Индикатор сообщил, что войска противника немногочисленны, концентрация их слабая. Тогда рыцарь Цинк в цинковых доспехах решил дать отпор кислотному войску. Но, он пал на поле боя. В воздух наполнился странным газом со сладковатым запахом, без цвета. И, хотя товарищам жаль было героя, всех охватил судорожный смех! Металлы, почувствовав опасность, решили отступать. Азотная была несказанно рада. Как легко дается ей победа! Но, на всякий случай она усилила свои отряды, о чем незамедлительно металлам сообщил индикатор.

Настал второй день. На защиту Города Мастеров вышел рыцарь Купрум в сияющих медных доспехах. Но, и он не устоял. А в воздухе появился токсичный газ без цвета и запаха. Опять металлам стало нехорошо, и они отступили!

Герцогиня Азотная подумала, что она непобедима, уже видны были крепостные стены Города Мастеров. Кислотные войска были максимально усилены, и началась осада крепости металлов. Разведчик индикатор доложил, что концентрация войск Азотной очень велика. И тогда рыцарь Аргентум в ослепительных серебряных доспехах решил вступить в бой. Он был храбр и долго сопротивлялся, но герцогиня Азотная задушила его «лисьим хвостом» своей шубы.

Пришла зима с лютыми морозами. Осада продолжалась. И тут на военный совет металлов пришли рыцари Феррум, Алюминий и Хром. Они сказали, что с наступлением холодов смогут побороться с войсками Азотной кислоты.

И вот в морозный ясный день три доблестных рыцаря вышли на бой. Они разбили войска Азотной на три части и одержали победу. Герцогиня была повержена, Город мастеров спасен! Металлы вновь стали жить счастливы!

А герцогиня Азотная, вернувшись, домой ни с чем, сильно обиделась.

Источник

Поделиться с друзьями
Металл
Adblock
detector