- ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА :»ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕТАЛЛОВ С РАСТВОРАМИ КИСЛОТ». методическая разработка по химии (9 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Взаимодействие металлов с кислотами учебно-методический материал по химии (9 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Практическое занятие № 4. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей
- Просмотр содержимого документа «Практическое занятие № 4. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА :»ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕТАЛЛОВ С РАСТВОРАМИ КИСЛОТ».
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
Взаимодействие металлов с растворами кислот.
Цель: на основании проведенных опытов сделать вывод об условиях взаимодействия металлов с кислотами и солями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_metallov_s_rastvorami_kislot.docx | 17.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:»ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕТАЛЛОВ С РАСТВОРАМИ КИСЛОТ».
Взаимодействие металлов с растворами кислот.
Цель: на основании проведенных опытов сделать вывод об условиях взаимодействия металлов с кислотами и солями (записать в тетрадь) .
Опыт 1.:Взаимодействие металлов с растворами кислот
Оборудование и реактивы:
Штатив для пробирок, пробирки (3 шт.); цинк (гранулы), медь (гранулы), алюминий (гранулы), соляная кислота (1:2) ( записать в тетрадь ).
Содержание и порядок выполнения опыта: (записать в тетрадь от своего имени)
- Поместите в четыре пробирки металлы (гранулы): в 1-ую – цинк, во 2-ю – алюминий в 3-ю – медь.
- Налейте в каждую пробирку 1-2 мл. соляной кислоты. Пронаблюдайте что происходит. При необходимости, для увеличения скорости химической реакции, нагрейте её над пламенем спиртовки.
- Оформите отчет, заполнив таблицу.
Вложение | Размер |
---|---|
kisloty_i_metally.docx | 73.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТНОШЕНИЕ МЕТАЛЛОВ К КИСЛОТАМ
Чаще всего в химической практике используются такие сильные кислоты как серная H 2 SO 4 , соляная HCl и азотная HNO 3 .
Соляная кислота (HCl)
Соляная кислота – это техническое название хлороводородной кислоты. Получают ее путем растворения в воде газообразного хлороводорода – HCl. Ввиду невысокой его растворимости в воде, концентрация соляной кислоты при обычных условиях не превышает 38%. Поэтому независимо от концентрации соляной кислоты процесс диссоциации ее молекул в водном растворе протекает активно:
Образующиеся в этом процессе ионы водорода H + выполняют роль окислителя , окисляя металлы, расположенные в ряду активности левее водорода . Взаимодействие протекает по схеме:
Me + HCl соль + H 2 ↑
При этом соль представляет собой хлорид металла (NiCl 2 , CaCl 2 , AlCl 3 ), в котором число хлорид-ионов соответствует степени окисления металла.
Соляная кислота является слабым окислителем, поэтому металлы с переменной валентностью окисляются ей до низших положительных степеней окисления :
Mn 0 → Mn 2+ и др.
2 Al + 6 HCl → 2 AlCl 3 + 3 H 2 ↑
2│Al 0 – 3 e — → Al 3+ — окисление
3│2H + + 2 e — → H 2 – восстановление
Соляная кислота пассивирует свинец (Pb). Пассивация свинца обусловлена образованием на его поверхности трудно растворимого в воде хлорида свинца (II), который защищает металл от дальнейшего воздействия кислоты:
Pb + 2 HCl → PbCl 2 ↓ + H 2 ↑
Серная кислота (H 2 SO 4 )
В промышленности получают серную кислоту очень высокой концентрации (до 98%). Следует учитывать различие окислительных свойств разбавленного раствора и концентрированной серной кислоты по отношению к металлам.
Разбавленная серная кислота
В разбавленном водном растворе серной кислоты большинство ее молекул диссоциируют:
H 2 SO 4 H + + HSO 4 —
HSO 4 — H + + SO 4 2-
Образующиеся ионы Н + выполняют функцию окислителя .
Как и соляная кислота, разбавленный раствор серной кислоты взаимодействует только с металлами активными и средней активности (расположенными в ряду активности до водорода).
Химическая реакция протекает по схеме:
Ме + H 2 SO 4(разб.) → соль + H 2 ↑
2 Al + 3 H 2 SO 4(разб.) → Al 2 (SO 4 ) 3 + 3 H 2 ↑
1│2Al 0 – 6 e — → 2Al 3+ — окисление
3│2H + + 2 e — → H 2 – восстановление
Металлы с переменной валентностью окисляются разбавленным раствором серной кислоты до низших положительных степеней окисления :
Mn 0 → Mn 2+ и др.
Свинец (Pb) не растворяется в серной кислоте (если ее концентрация ниже 80%) , так как образующаяся соль PbSO 4 нерастворима и создает на поверхности металла защитную пленку.
Концентрированная серная кислота
В концентрированном растворе серной кислоты (выше 68%) большинство молекул находятся в недиссоциированном состоянии, поэтому функцию окислителя выполняет сера , находящаяся в высшей степени окисления (S +6 ). Концентрированная H 2 SO 4 окисляет все металлы, стандартный электродный потенциал которых меньше потенциала окислителя – сульфат-иона SO 4 2- (0,36 В). В связи с этим, с концентрированной серной кислотой реагируют и некоторые малоактивные металлы .
Процесс взаимодействия металлов с концентрированной серной кислотой в большинстве случаев протекает по схеме:
Me + H 2 SO 4 (конц.) соль + вода + продукт восстановления H 2 SO 4
Продуктами восстановления серной кислоты могут быть следующие соединения серы:
Практика показала, что при взаимодействии металла с концентрированной серной кислотой выделяется смесь продуктов восстановления, состоящая из H 2 S, S и SO 2. Однако, один из этих продуктов образуется в преобладающем количестве. Природа основного продукта определяется активностью металла : чем выше активность, тем глубже процесс восстановления серы в серной кислоте.
Взаимодействие металлов различной активности с концентрированной серной кислотой можно представить схемой:
Алюминий (Al) и железо (Fe) не реагируют с холодной концентрированной H 2 SO 4 , покрываясь плотными оксидными пленками, однако при нагревании реакция протекает.
Ag, Au, Ru, Os, Rh, Ir, Pt не реагируют с серной кислотой.
Концентрированная серная кислота является сильным окислителем , поэтому при взаимодействии с ней металлов, обладающих переменной валентностью, последние окисляются до более высоких степеней окисления , чем в случае с разбавленным раствором кислоты:
Свинец (Pb) окисляется до двухвалентного состояния с образованием растворимого гидросульфата свинца Pb(HSO 4 ) 2 .
8 A1 + 15 H 2 SO 4(конц.) →4A1 2 (SO 4 ) 3 + 12H 2 O + 3H 2 S
4│2Al 0 – 6 e — → 2Al 3+ — окисление
3│ S 6+ + 8e → S 2- – восстановление
Металл средней активности
2Cr + 4 H 2 SO 4(конц.) → Cr 2 (SO 4 ) 3 + 4 H 2 O + S
1│ 2Cr 0 – 6e →2Cr 3+ — окисление
1│ S 6+ + 6e → S 0 — восстановление
2Bi + 6H 2 SO 4(конц.) → Bi 2 (SO 4 ) 3 + 6H 2 O + 3SO 2
1│ 2Bi 0 – 6e → 2Bi 3+ – окисление
3│ S 6+ + 2e →S 4+ — восстановление
Азотная кислота (HNO 3 )
Особенностью азотной кислоты является то, что азот, входящий в состав NO 3 — имеет высшую степень окисления +5 и поэтому обладает сильными окислительными свойствами. Максимальное значение электродного потенциала для нитрат-иона равно 0,96 В, поэтому азотная кислота – более сильный окислитель, чем серная. Роль окислителя в реакциях взаимодействия металлов с азотной кислотой выполняет N 5+ . Следовательно, водород H 2 никогда не выделяется при взаимодействии металлов с азотной кислотой ( независимо от концентрации ). Процесс протекает по схеме:
Me + HNO 3 соль + вода + продукт восстановления HNO 3
Продукты восстановления HNO 3 :
Обычно при взаимодействии азотной кислоты с металлом образуется смесь продуктов восстановления, но как правило, один из них является преобладающим. Какой из продуктов будет основным, зависит от концентрации кислоты и активности металла.
Концентрированная азотная кислота
Концентрированным считают раствор кислоты плотностью ρ > 1,25 кг/м 3 , что соответствует
концентрации > 40%. Независимо от активности металла реакция взаимодействия с HNO 3 (конц.) протекает по схеме:
Me + HNO 3 (конц.) → соль + вода + NO 2
С концентрированной азотной кислотой не взаимодействуют благородные металлы ( Au, Ru, Os, Rh, Ir, Pt ), а ряд металлов ( Al, Ti, Cr, Fe, Co, Ni ) при низкой температуре пассивируются концентрированной азотной кислотой. Реакция возможна при повышении температуры, она протекает по схеме, представленной выше.
Al + 6HNO 3(конц.) → Al(NO 3 ) 3 + 3H 2 O + 3NO 2 ↑
1│ Al 0 – 3e → Al 3+ — окисление
3│ N 5+ + e → N 4+ — восстановление
Металл средней активности
Fe + 6HNO 3(конц.) → Fe(NO 3 ) 3 + 3H 2 O + 3NO↑
1│ Fe 0 – 3e → Fe 3+ — окисление
3│ N 5+ + e → N 4+ — восстановление
Ag + 2HNO 3(конц.) → AgNO 3 + H 2 O + NO 2 ↑
1│ Ag 0 – e →Ag + — окисление
1│ N 5+ + e → N 4+ — восстановление
Разбавленная азотная кислота
Продукт восстановления азотной кислоты в разбавленном растворе зависит от активности металла , участвующего в реакции:
8Al + 30HNO 3(разб.) → 8Al(NO 3 ) 3 + 9H 2 O + 3NH 4 NO 3
8│ Al 0 – 3e → Al 3+ — окисление
3│ N 5+ + 8e → N 3- — восстановление
Выделяющийся в процессе восстановления азотной кислоты аммиак сразу взаимодействует с избытком азотной кислоты, образуя соль – нитрат аммония NH 4 NO 3 :
NH 3 + HNO 3 → NH 4 NO 3.
Металл средней активности
10Cr + 36HNO 3(разб.) → 10Cr(NO 3 ) 3 + 18H 2 O + 3N 2
10│ Cr 0 – 3e → Cr 3+ — окисление
3│ 2N 5+ + 10e → N 2 0 — восстановление
Кроме молекулярного азота (N 2 ) при взаимодействии металлов средней активности с разбавленной азотной кислотой образуется в равном количестве оксид азота (I) – N 2 O. В уравнении реакции нужно писать одно из этих веществ .
3Ag + 4HNO 3(разб.) → 3AgNO 3 + 2H 2 O + NO
3│ Ag 0 – e →Ag + — окисление
1│ N 5+ + 3e → N 2+ — восстановление
«Царская водка» (ранее кислоты называли водками) представляет собой смесь одного объема азотной кислоты и трех-четырех объемов концентрированной соляной кислоты, обладающую очень высокой окислительной активностью. Такая смесь способна растворять некоторые малоактивные металлы, не взаимодействующие с азотной кислотой. Среди них и «царь металлов» — золото. Такое действие «царской водки» объясняется тем, что азотная кислота окисляет соляную с выделением свободного хлора и образованием хлороксида азота (III), или хлорида нитрозила – NOCl:
HNO 3 + 3 HCl → Cl 2 + 2 H 2 O + NOCl
Хлорид нитрозила далее разлагается по схеме:
2 NOCl → 2 NO + Cl 2
Хлор в момент выделения состоит из атомов. Атомарный хлор является сильнейшим окислителем, что и позволяет «царской водке» воздействовать даже на самые инертные «благородные металлы».
Реакции окисления золота и платины протекают согласно следующим уравнениям:
Au + HNO 3 + 4 HCl → H[AuCl 4 ] + NO + 2H 2 O
3Pt + 4HNO 3 + 18HCl → 3H 2 [PtCl 6 ] + 4NO + 8H 2 O
На Ru, Os, Rh и Ir «царская водка» не действует.
Источник
Практическое занятие № 4. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей
Практическое занятие № 4. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей
Учебная цель: обобщить знания о металлах и их свойствах.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Обучающийся должен знать:
— строение атомов металлов и неметаллов, как это отражается на их окислительно-восстановительных свойства;
— понятие металлической связи; типы кристаллических решеток разных металлов;
— зависимость физических свойств металлов от их строения;
— распространенность металлов в природе в зависимости от их активности.
Обучающийся должен уметь:
— характеризировать металлы малых и больших периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева;
— устанавливать связь между строением веществ и их свойствами.
Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие № 4. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей»
Учебная цель: обобщить знания о металлах и их свойствах.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Обучающийся должен знать:
— строение атомов металлов и неметаллов, как это отражается на их окислительно-восстановительных свойства;
— понятие металлической связи; типы кристаллических решеток разных металлов;
— зависимость физических свойств металлов от их строения;
— распространенность металлов в природе в зависимости от их активности.
Обучающийся должен уметь:
— характеризировать металлы малых и больших периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева;
— устанавливать связь между строением веществ и их свойствами.
Задачи практического занятия:
Закрепить теоретические знания о свойствах металлов.
Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
Выполнить практические задачи.
Ответить на вопросы для контроля.
Габриелян О.С. и др. Естествознание. Химия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017.
Периодическая система химических элементов им. Д.И. Менделеева;
Ряд стандартных электродных потенциалов Е 0 ;
Типы кристаллических решеток металлов.
Ряд напряженности металлов.
Тетрадь для практических и контрольных работ.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия
Металлы – группа элементов, в виде простых веществ, обладающих характерными металлическими свойствами, такими, как высокие тепло- и электропроводность, положительный температурный коэффициент сопротивления, высокая пластичность, ковкость и металлический блеск.
Свойства металлов, обусловлены наличием в их кристаллической решетке большого числа свободных электронов.
Обычно металлы применяют в виде сплавов. Металлический сплав представляет собой вещество, обладающее свойствами металлов и получаемое в результате взаимодействия двух или нескольких элементов.
Все металлы и сплавы можно разделить на черные (железо и сплавы на его основе) и цветные (все остальные металлы и сплавы).
К физическим свойствам металлов относят плотность, температуру плавления, цвет, блеск, непрозрачность, теплопроводность, электропроводность, тепловое расширение. По плотности металлы разделяют на легкие (до 3000 кг/м 3 ) и тяжелые (от 6000 кг/м 3 и выше); по температуре плавления – на легкоплавкие (до 973 К) и тугоплавкие (свыше 1173 К). Каждый металл или сплав обладает определенным, присущим ему цветом.
Из химических свойств металлов и их сплавов наиболее важными в производстве художественных изделий являются растворение (взаимодействие с кислотами и щелочами) и окисление (антикоррозийная стойкость, т.е. стойкость к воздействию окружающей среды – газов, воды и т.д.).
Общее химическое свойство, присущее металлам, – способность отдавать свои электроны в химических реакциях:
Мерой прочности связи электронов в атомах является энергия ионизации. Наименьшая энергия ионизации – у щелочных металлов, являющихся энергичными восстановителями. Восстановительными свойствами металлов обусловлена их способность реагировать с различными окислителями: неметаллами, кислотами, солями менее активных металлов.
По степени легкости отдачи электронов в растворах металлы располагают в ряд – ряд стандартных электродных потенциалов Е 0 (приложение 4).
Ряд стандартных электродных потенциалов справедлив для окислительно-восстановительных процессов, происходящих только в водной среде.
Металлы взаимодействуют с неметаллами (обычно при нагревании):
Названия бинарных соединений металлов с неметаллами оканчиваются на -ид. Чем более электроотрицателен элемент, тем он сильнее окисляет металл. Например, железо в реакции соединения с хлором окисляется до степени окисления +3, а с серой до +2.
Важные химические свойства металлов проявляются в их отношении к воде, растворам кислот, щелочам, солям. При рассмотрении взаимодействия металлов с кислотами необходимо учитывать концентрацию кислот и активность металлов.
Щелочи взаимодействуют только с металлами, оксиды которых проявляют амфотерный характер.
Более активные металлы вытесняют менее активные из растворов их солей.
Все металлы, затвердевающие в нормальных условиях, представляют собой кристаллические вещества, то есть укладка атомов в них характеризуется определённым порядком – периодичностью, как по различным направлениям, так и по различным плоскостям. Этот порядок определяется понятием кристаллическая решетка.
Другими словами, кристаллическая решетка – это воображаемая пространственная решетка, в узлах которой располагаются частицы, образующие твердое тело.
Элементарная ячейка – элемент объема из минимального числа атомов, многократным переносом которого в пространстве можно построить весь кристалл.
Элементарная ячейка характеризует особенности строения кристалла.
В металлических материалах, как правило, формируются три типа кристаллических решеток: объемноцентрированная кубическая (ОЦК), гранецентрированная кубическая (ГЦК) и гексагональная плотноупакованная (ГПУ).
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
Перечислить общие физические свойства металлов.
Что называется кристаллической решеткой, какие типы кристаллических решеток характерны для металлов?
Какие способы получения металлов Вы знаете?
Задания для практического занятия:
Решить предложенные задачи.
Правильно оформить их в тетрадь для практических и контрольных работ.
Ответить на вопросы для контроля.
Отчитаться о выполненной работе преподавателю.
Напишите уравнение реакции взаимодействия металла с кислотой
алюминий + серная кислота
железо + соляная кислота
Образец решения задания № 1
Напишите управление реакции цинка с соляной кислотой.
Известно, что активные металлы, стоящие в ряду напряженности металлов (приложение 6) до водорода вытесняют его из кислоты, поэтому уравнение реакции цинка с соляной кислотой имеет вид:
В результате реакции выделяется газ (H2) водород.
Напишите уравнение реакции замещения при взаимодействии металла с солью другого металла
алюминий + железный купорос
железо + медный купорос
Образец решения задания № 2
Напишите уравнение реакции замещения при взаимодействии цинка с медным купоросом.
Известно, что активные металлы, стоящие в ряду напряженности металлов (приложение 6) левее вытесняют металлы из их солей, которые стоят правее, поэтому уравнение реакции цинка с медным купоросом имеет вид:
В результате реакции выделяется металлическая медь (красный осадок).
Напишите уравнения реакции, с помощью которых можно осуществить следующие превращения. Укажите тип каждой реакции и под формулой каждого вещества подпишите, к какому классу оно относится.
Магний оксид магния хлорид магния гидроксид магния сульфат магния
Медь оксид меди сульфат меди гидроксид меди оксид меди
Образец решения задания № 3
Напишите уравнения реакции, с помощью которых можно осуществить следующие превращения. Укажите тип каждой реакции и под формулой каждого вещества подпишите, к какому классу оно относится.
Вопросы для контроля
Перечислите основные химические свойства металлов?
Какую валентность проявляют металлы: натрий, цинк, серебро, медь, кальций, магний, железо, хром?
Запишите, где в вашей профессии и в жизни применяются металлы.
Форма контроля выполнения практического задания:
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических и контрольных работ по дисциплине «Естествознание».
Источник
Adblockdetector