Все толстостенные участки должны иметь дополнительные депо жидкого металла для

5rik.ru

Материалы для учебы и работы

Формирование литниковой системы при литье

металлокерамических и цельнолитых каркасов

Формировать литниковую систему нужно так, чтобы в ней не возникало напряжений. Для этого нужно следить за тем, чтобы воск, который склеивает литниковый канал, полностью затвердел, а литниковый воск, из которого формируются каналы, нужно как можно меньше подвергать изгибанию.

Рис.1 Рис.2

При всех способах и приемах литья расплавленный на поверхности литейной формы сплав нужно подвести к отливке. Это возможно благодаря созданию литниковой системы. При этом добиваются, чтобы все участки отливки находились во время литья в равных условиях, но к более тонким участкам отливок подводился бы наиболее горячий сплав. У толстостенных отливок должны быть дополнительные депо жидкого сплава для предупреждения образованию дефектов (см. рис. 1).

Построение литникообразующей системы в высокоточном литье определяется следующими принципами:

1.• все участки отливки должны находиться в равных условиях при литье;

2.• все толстостенные участки должны иметь дополнительные депо жидкого металла для устранения усадочной раковины, рыхлости и пористости металла;

3.• к тонким участкам должен быть подведен наиболее горячий металл. Литник – это стержень из металла, воска или комбинации, после удаления которого, в форме получается литьевой канал, соответствующий диаметру (см. рис. 1).

На смоделированных из воска деталях литник устанавливается и закрепляется на нерабочую поверхность (на коронках – на небную, зубах – десневую, вкладках – окклюзионную, кламмерах – в отросток). К большим деталям, например, при изготовлении цельнолитого каркаса, бюгельного протеза, возможны разные подходы.

Одни специалисты устанавливают по одному литнику на каждый элемент каркаса, другие в пределах 6–8 литников на весь каркас. Третьи возражают против таких подходов, предлагают лить один литьевой канал, мотивируя тем, что сплав должен течь только в одном направлении, без столкновения потоков, в результате которых на отливке получаются швы (холодный «стык»).

Благодаря этому конструкция протеза находится вне теплового центра опоки, ближе к ее стенкам и охлаждается первой. Это предупреждает образование усадочных раковин. Кроме того, распределительный канал должен быть на 2 мм длиннее с каждой стороны, чем восковая конструкция протеза.

При отливке мостовидного протеза промежуточная его часть требует больше металла. Для этого необходимо смоделировать распределительный канал таким образом, чтобы его объем соответствовал объему промежуточной части (см. рис. 1).

Распределительный канал выполняет роль литьевого резервуара. Он создает достаточное депо металла, как для коронок, так и для промежуточных частей мостовидного протеза. Этим устраняется возможность усадки.

Во избежание усадки, распределительные литьевые каналы для одиночных коронок должны быть диаметром 4 мм и не должны сужаться. Литьевая восковая проволока, связывающая с коронкой, должна быть длиной 1–5 мм и шириной 2,5 мм. Для мостовидных протезов распределительный канал должен иметь диаметр 5 мм.

Восковая проволока диаметром 4 мм достаточна для литников, идущих от воронки резервуара до распределительных каналов.

Если отливается мостовидный протез на весь зубной ряд (по дуге), то распределительный канал разделяется по всему зубному ряду по дуге. Это предотвращает деформацию протеза в ходе остывания (см. рис. 2).

По форме литник лучше делать дугообразным. При кристаллизации он будет распрямляться и в нем не возникнут внутренние напряжения. У места соединения с отливкой делают утолщения – шлакоулавливатели в половину диаметра литника. Для уменьшения усадки вне пределов детали создают «муфты». При затвердевании сплава в последнюю очередь становится твердым тот сплав, который находится в муфте, поэтому затвердевающее изделие как бы пропитывается жидким сплавом.

Снимать восковую конструкцию с модели нужно только после полного формирования и затвердевания всей литниковой системы. При учитывании всех этих факторов снижается вероятность баланса в отлитом металлическом каркасе.

После того, как зубной техник или литейщик обезжирит всю восковую конструкцию специальной жидкостью, нужно дождаться, когда эта жидкость полностью высохнет, иначе на металлическом каркасе будет множество мелких шариков.

Читайте также:  Проблема исчерпания цветных металлов

Источник

Литейное дело в стоматологии

Подготовка к литью металлокерамических и цельнолитых каркасов. Формирование литниковой системы при литье металлокерамических и цельнолитых каркасов. Построение литникообразующей системы в высокоточном литье. Плавка и обработка отлитых каркасов.

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.02.2015
Размер файла 254,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат на тему

Написал: Сурвилов Антон

Отделение «Стоматология ортопедическая»

Красноярск 2014 год

1. Подготовка к литью металлокерамических и цельнолитых каркасов

2. Формирование литниковой системы при литье металлокерамических и цельнолитых каркасов

3. Построение литникообразующей системы в высокоточном литье определяется следующими принципами

5. Предварительный прогрев

6. Плавка и обработка отлитых каркасов

1. Подготовка к литью металлокерамических и цельнолитых каркасов

Как правило, зубной техник моделирует каркас мостовидного протеза из четырех видов воска: погружной воск, пришеечный, моделировочный и безусадочный воск для склеивания промежуточной части протеза с коронками. Все эти воски выпускаются в плотно закрытых баночках, чтобы избежать попадания лабораторной пыли (мельчайшие частички гипса, остатки ваты, алмазная крошка от обрабатывающего инструментария) в воск. Поэтому зубной техник должен следить за тем, чтобы воск, которым он работает, должен быть чистым, потому что все выше перечисленные составляющие лабораторной пыли при t=1020 °С муфельной печи полностью не выгорают и образуют золу, которая остается в металлическом каркасе в виде раковин, пор и т.д. Если же получилось так, что воски, которыми зубной техник работает, загрязнились, то нужно их очистить следующим образом: поместить воск в жестяную емкость, разогреть его до жидкого состояния, в это время вся грязь осядет на дно, и подождать, когда воск застынет. После емкость разрезать, достать воск и срезать загрязненную часть.

Еще немного хотелось бы остановиться на воске для склеивания частей мостовидного протеза. Дело в том, что любой воск, даже который называется безусадочным при переходе от жидкого состояния в твердое дает усадку, которая создает напряжение в восковой композиции, что в свою очередь может привести к деформации протеза. Поэтому здесь мы бы посоветовали моделировать в апроксимальных областях коронок и промежуточных частей протеза моделировочным воском до полного их контакта и только после этого небольшой капелькой склеивающего воска закрепить составляющие части в единую восковую конструкцию. Если это не учитывать, то можно столкнуться с тем, что отлитый каркас будет балансировать на модели и в полости рта. Также нужно строго следить во время моделировки за толщиной стенок коронок, которая должна составлять 0,3-0,5 мм. Если толщина будет меньше, то возникает вероятность появления дыр либо во время литья, либо во время пескоструйной обработки каркасов после литья.

2. Формирование литниковой системы при литье металлокерамических и цельнолитых каркасов

Формировать литниковую систему нужно так, чтобы в ней не возникало напряжений. Для этого нужно следить за тем, чтобы воск, который склеивает литниковый канал, полностью затвердел, а литниковый воск, из которого формируются каналы, нужно как можно меньше подвергать изгибанию.

металлокерамический каркас литникообразующий цельнолитый

При всех способах и приемах литья расплавленный на поверхности литейной формы сплав нужно подвести к отливке. Это возможно благодаря созданию литниковой системы. При этом добиваются, чтобы все участки отливки находились во время литья в равных условиях, но к более тонким участкам отливок подводился бы наиболее горячий сплав. У толстостенных отливок должны быть дополнительные депо жидкого сплава для предупреждения образованию дефектов (см. рис. 1).

3. Построение литникообразующей системы в высокоточном литье определяется следующими принципами

* все участки отливки должны находиться в равных условиях при литье;

* все толстостенные участки должны иметь дополнительные депо жидкого металла для устранения усадочной раковины, рыхлости и пористости металла;

* к тонким участкам должен быть подведен наиболее горячий металл. Литник — это стержень из металла, воска или комбинации, после удаления которого, в форме получается литьевой канал, соответствующий диаметру (см. рис. 1).

На смоделированных из воска деталях литник устанавливается и закрепляется на нерабочую поверхность (на коронках — на небную, зубах — десневую, вкладках — окклюзионную, кламмерах — в отросток). К большим деталям, например, при изготовлении цельнолитого каркаса, бюгельного протеза, возможны разные подходы.

Читайте также:  Общие физические свойства металлов кратко

Одни специалисты устанавливают по одному литнику на каждый элемент каркаса, другие в пределах 6-8 литников на весь каркас. Третьи возражают против таких подходов, предлагают лить один литьевой канал, мотивируя тем, что сплав должен течь только в одном направлении, без столкновения потоков, в результате которых на отливке получаются швы (холодный «стык»).

Благодаря этому конструкция протеза находится вне теплового центра опоки, ближе к ее стенкам и охлаждается первой. Это предупреждает образование усадочных раковин. Кроме того, распределительный канал должен быть на 2 мм длиннее с каждой стороны, чем восковая конструкция протеза.

При отливке мостовидного протеза промежуточная его часть требует больше металла. Для этого необходимо смоделировать распределительный канал таким образом, чтобы его объем соответствовал объему промежуточной части (см. рис. 1).

Распределительный канал выполняет роль литьевого резервуара. Он создает достаточное депо металла, как для коронок, так и для промежуточных частей мостовидного протеза. Этим устраняется возможность усадки.

Во избежание усадки, распределительные литьевые каналы для одиночных коронок должны быть диаметром 4 мм и не должны сужаться. Литьевая восковая проволока, связывающая с коронкой, должна быть длиной 1-5 мм и шириной 2,5 мм. Для мостовидных протезов распределительный канал должен иметь диаметр 5 мм.

Восковая проволока диаметром 4 мм достаточна для литников, идущих от воронки резервуара до распределительных каналов.

Если отливается мостовидный протез на весь зубной ряд (по дуге), то распределительный канал разделяется по всему зубному ряду по дуге. Это предотвращает деформацию протеза в ходе остывания (см. рис. 2).

По форме литник лучше делать дугообразным. При кристаллизации он будет распрямляться и в нем не возникнут внутренние напряжения. У места соединения с отливкой делают утолщения — шлакоулавливатели в половину диаметра литника. Для уменьшения усадки вне пределов детали создают «муфты». При затвердевании сплава в последнюю очередь становится твердым тот сплав, который находится в муфте, поэтому затвердевающее изделие как бы пропитывается жидким сплавом.

Снимать восковую конструкцию с модели нужно только после полного формирования и затвердевания всей литниковой системы. При учитывании всех этих факторов снижается вероятность баланса в отлитом металлическом каркасе.

После того, как зубной техник или литейщик обезжирит всю восковую конструкцию специальной жидкостью, нужно дождаться, когда эта жидкость полностью высохнет, иначе на металлическом каркасе будет множество мелких шариков.

Паковочная масса и жидкость перемешиваются вручную с помощью шпателя, в соответствии; на 100 г порошка 18-20 мл жидкости 60% концентрата, до образования однородно влажной массы. Полученная масса в течении 60 секунд перемешивается в вакуумном смесителе. Затем масса быстро помещается на вибратор при средней степени интенсивности его работы. Внутренность коронки аккуратно заполняется жидкой массой при помощи канюли (см. рис. 3). Формовочный материал затвердевает наилучшим образом в компрессорной камере в течении первых 10 минут. Затем удаляются муфельные кольца и в течении последующих 20 минут опокам необходимо дать затвердеть перед последующим прогревом.

Время схватывания: 30 минут.

5. Предварительный прогрев

Для получения безупречного литья важное значение имеет точный температурный режим для прогрева печи.

В муфельной печи во время термической обработки скорость подъема температуры нужно регулировать в зависимости от протяженности мостовидного протеза. Чем больше мостовидный протез, тем меньше должна быть скорость подъема температуры. Это снижает вероятность усадки в отлитом протезе. Опоку в печи лучше ставить на бок, чтобы из конуса остатки пыли или крошки опоковой массы (которые могли попасть в конус) вытекали бы вместе с расплавленным воском (см. рис. 4). Тигель, в котором расплавляется металл нужно тщательно очистить от шлаков и пыли, которые остаются от предыдущей плавки. Это также снижает вероятность зашлакованности в отлитом металлическом каркасе.

Термическая обработка опоки подбирается индивидуально к каждому типу паковочных масс.

6. Плавка и обработка отлитых каркасов

Расплавление металла происходит в тигле, где находится необходимое количество металла к каждой опоке (рассчитывается необходимое количество металла по формуле: масса воска умножается на удельную плотность расплавляемого металла). Кусочки металла расплавляются, стекаются в одну каплю, после чего по краям капля начинает светлеть и в середине появляется тень. После исчезновения тени, можно включать центрифугу. В некоторых случаях можно еще выждать несколько секунд. После отливки, если позволяет время, опоку вместе с отлитой конструкцией поставить остывать в муфельную печь, чтобы она остывала медленно и равномерно. Это снижает вероятность усадки протеза.

Читайте также:  Урок по разметке металла

Нельзя ни в коем случае остужать опоку в холодной воде и разбивать опоковую массу молотком! В этом случае может произойти деформация протеза. Отрезать литниковую систему нужно равномерно, не нагревая металл и не оказывая механического давления на отлитую конструкцию. После того, как опока остынет, отлитую деталь извлекают, производят пескоструйную обработку, отрезают литники и припасовывают (см. рис. 5).

В статье использованы иллюстрации из учебного пособия фирмы «БЕГО» «Неблагородные сплавы для облицовки керамикой».

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Основные компоненты керамических масс. Основные фирмы-изготовители. Показания к применению металлокерамических искусственных коронок. Абсолютные противопоказания применения металлокерамических протезов. Алгоритм изготовление металлокерамической коронки.

презентация [1,2 M], добавлен 05.04.2015

Клинико-лабораторные этапы изготовления металлокерамического и металлопластмассового мостовидных протезов. Особенности препарирования зубов. Создание каркаса и восковой модели протеза. Медикаментозная обработка и припасовка готового протеза в полости рта.

презентация [12,1 M], добавлен 28.10.2014

Показания к изготовлению цельнолитых коронок, клинические и лабораторные этапы их изготовления. Двухэтапная методика получения двухслойных оттисков эластомерами. Изготовление цельнолитой коронки на моляр на базе Стоматологической поликлиники г. Уфы.

дипломная работа [12,8 M], добавлен 20.06.2017

Классификация зубных протезов. Обзор применяющихся в ортопедической стоматологии сплавов. Основные требования, предъявляемые к ним. Литье сплавов металлов. Гальванический синдром, аллергия к ним. Характеристика методов изготовления зубных протезов.

презентация [2,5 M], добавлен 19.01.2015

Требования к зубным протезам. Металлокерамические зубные коронки: технология изготовления, показания и противопоказания к применению. Основные понятия и определения металлокерамики. Алгоритм действий при изготовлении металлокерамических протезов.

реферат [238,7 K], добавлен 02.05.2016

Характеристика главных особенностей установки металлокерамических и металлопластмассовых коронок. Препарирование твердых тканей зубов для изготовления несъемных протезов, под металлическую штампованную и цельнолитую коронку. Устойчивость реставрации.

презентация [788,0 K], добавлен 21.02.2017

Определение понятия «менеджмент» в стоматологии. Рассмотрение подходов к управлению в стоматологии. Изучение управленческих функций в клинике. Описание взаимодействия субъекта и объекта управления. Обзор системы мотивации и формирования лояльности.

контрольная работа [931,2 K], добавлен 19.11.2015

Источник

Установка литникобразующих штифтов и создание литниковой системы

Установка литникобразующих штифтов и создание литниковой системы

При всех способах литья в литейной форме, кроме формы металлической отливки, предусматривается и литниковая система, представляющая собой каналы, по которым жидкий металл подводится к отливке. Литниковая система создается путем подвода к восковой детали

литникобразующих штифтов. Эти штифты могут быть металлические и восковые или металлические, дополненные восковыми.

Построение литниковой системы в точном литье по выплавляемым моделям определяется следующими принципами:

1) все участки отливки должны находиться в равных условиях при литье;

2) все толстостенные участки отливки должны иметь дополнительное депо жидкого металла для устранения усадочной раковины, рыхлости и пористости в металле;

3) к тонким участкам отливок должен быть подведен наиболее горячий металл.

Опыты показали, что не только длина и диаметр литьевого канала, но его направление и расположение имеют огромное значение для получения качественного литья.

Направление литьевых каналов должно соответствовать направлению полого пространства, чтобы расплавленному металлу не приходилось резко менять направление, а применяемая при литье центробежная сила способствовала уплотнению металла (рис. 71 и 72). Расплавленный металл по возможности должен течь от толстостенных участков к тонким. Если деталь имеет несколько толстостенных участков, связанных посредством тонкостенных, то каждый толстостенный участок должен иметь свой литьевой канал (литникобразующий штифт).

Толщина литникобразующего штифта должна быть даже у маленькой отливочной детали не менее 1,5 мм. Чем толще деталь или чем больше ее протяженность, тем большее количество литников большего диаметра должно быть к ней установлено. Однако не рекомендуется брать литникобразующий штифт диаметром больше 3—4 мм, так как может возникнуть опасность, «то расплавленный металл под влиянием силы тяжести войдет в широкий канал еще до центрифугирования и забьет его. При большей детали (цельнолитой бюгельный протез) устанавливаются 6—10 штифтов диаметром 1,5 мм, которые могут быть подведены самостоятельно к отдельным участкам восковой детали или объединены сначала в один центральный литьевой канал, который затем разъединяется на более мелкие.

Источник

Поделиться с друзьями
Металл
Adblock
detector