Вопросы по истории металла

Вопросы к викторине по теме «Металлы», 9 класс

Вопросы к викторине по теме «Металлы», 9 класс.

Какой металл считается самым древним в использовании человеком? (медь). Как называются металлы 1 группы главной подгруппы? (щелочные). Какой металл самый легкий? (литий). Как называется сплав меди с оловом? (бронза). Перечислите физические свойства, общие для всех металлов. (электро-, теплопроводность, металлический блеск, пластичность). Как называется процесс восстановления металлов из их руды с помощью угля, угарного газа, водорода при нагревании? (пирометаллургия). Назовите металлы, которые относятся к благородным металлам. (серебро, золото, платина). Как называется разрушение металлов под воздействием внешней окружающей среды? (коррозия). Рубины, сапфиры, корунд, глинозем – с химической точки зрения что это? (оксид алюминия). Какой металл способен намагничиваться и размагничиваться? (железо). При грунтовке потолков и стен используют раствор медного купороса. Можно ли его готовить и хранить в железных ведрах? (нет, т. к. железо более активный металл, чем медь и будет вытеснять её из раствора медного купороса). Как получить гашеную известь из известняка? (известняк термически обработать, а затем добавить воды). Как называется минерал, содержащий смешанный оксид железа II и III валентного. (магнетит или магнитный железняк). Назовите процесс восстановления металлов из их растворов или расплавов под действием электрического тока. (электролиз). Какой металл входит в состав белка гемоглобина, участвующего в переносе кислорода в организме человека? (железо).
Самородком можно считать сравнительно крупное обособление самородного металла, массой свыше 1 г.
Металл, названный в честь Бога войны – Торий ( Тор) Самый дорогой металл – изотоп осмия 187. Самый стойкий к кислотам металл – иридий. Лужение – покрытие металлов слоем олова ( консервные банки). Такое железо называют белой жестью. Самый хрупкий металл, который можно растереть в ступке – сурьма. Самый распространенный элемент в организме человека – кальций. Натрий окрашивает пламя в оранжевый цвет. Первый металлический век – медный. Потом бронзовый потом железный. Родина золотых монет – лидия. Бронза – сплав меди и олова. Статуя Колосса Родосского, царь-колокол, царь-пушка сделаны из… ( бронзы). Мосты и кружева оград СПетербурга из чугуна. Булат – особый вид стали ( Дамасск) В порошкообразном состоянии блеск сохраняют только алюминий и магний. Латунь – сплав меди с цинком. Мельхиор – сплав меди с никелем. Дюралюминий – сплав Al, Cu, Mg, Mn, Ni. Металлы взаимодействуют с кислородом –оксиды. Щелочные металлы с кислородом, кроме … ( лития) дают пероксиды ( Na2O2). Пирометаллургия – метод переработки руд при высоких температурах. Гидрометаллургия – метод получения металлов, основанный на реакциях в растворах. Электрометаллургия – способ получения металлов электролизом ( при пропускании тока через раствор или расплав) Бекетов – открыл способ получения металлов вытеснением их водородом или другими металлами. Коррозия – самопроизвольное разрушение металлов и сплавов под влиянием окружающей среды. Обелиск покорителям космоса облицован титаном. NaOH — едкий натр, каустическая сода, каустик. Na2CO3 –сода Название натрию дал Берцеллиус. CaO-негашеная известь, Са(ОН)2 – гашеная известь. СаСО3 – мрамор мел известняк Боксит – горная порода, сырье для получения алюминия. Технически чистое железо – содержащее 0,02- 0,04% примесей. Химически чистое железо – содержащее менее 0,01% примесей. Символы железа – меч и копье бога Марса. Качественные реакции: на литий – фосфат; на барий – сульфат; на кальций – фосфат или карбонат; на магний – ОН, фосфат или карбонат; На железо — кровяная соль

Источник

Викторина «Мир металлов»

Разделы: Химия

Читайте также:  Состав металла для двери

Цель урока: развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии. Обобщение, закрепление и систематизация знаний учащихся о химических элементах, их номенклатурных названиях. Развитие умений и навыков при работе с ПСХЭ Д.И.Менделеева, умений работать в группе.

Оборудование и материалы: доска, карточки.

Ход мероприятия

— Добрый день, юные химики! Мы рады приветствовать вас в этом зале. Приглашаем всех на викторину «Мир металлов». Надеемся, что вы будете активными её участниками. Итак, устраиваемся поудобнее, викторина начинается. Представляем жюри, которое будет оценивать работу.

В – 1

Земные недра раздираю,
Металл блестящий извлекаю
На украшение твоё
А.Н. Радищев.

Без металлов немыслим современный уровень земной цивилизации. Посмотрите на Периодическую систему химических элементов: из них свыше 80 относится к металлам, и каждый металл по своему удивителен и интересен.

В – 2 Предлагаем знатокам ответить на следующие вопросы:

  • Если вы варили в алюминиевой кастрюле борщ или компот, то, после она на какое – то время остается светлой и блестящей. Почему?
    (Соли и органические кислоты, содержащие в овощах, ягодах и фруктах, разрушают оксидную пленку на поверхности алюминия).
  • Когда и кем была отлита знаменитая бронзовая царь – пушка?
    (1586 г. Мастером Андреем Чоховым)
  • Почему некоторые периоды истории человечества называют бронзовым веком, железным веком?
    (Бронзовый век – период, когда основным металлом изготовления орудий труда была бронза. Железный век – период, когда основные орудия труда делали из железа).
  • Как можно вернуть блеск позолоченным изделиям?
    (Протереть их разрезанной луковицей, затем отполировать мягкой суконкой).

В – 2 А теперь мы будем выяснять, какой металл – самый, самый. Я называю свойство, а выбираете правильный вариант. За правильный ответ – 1 балл.

  1. Ковкий – Li, Ca, Au (Золото).
  2. Тугоплавкий – W, Mg, Zn ( Вольфрам)
  3. Тяжелый — Рубидий, Цезий, Осмий (Осмий).
  4. Тепло – и электропроводный – Никель, Серебро, Свиней (Серебро).
  5. Твердый – Хром, Cu, Mn (Хром)
  6. Легкоплавкий — Pt, Ag, Li (Ртуть)
  7. Легкий — K, франций, Li (Литий).
  8. Блестящий — Au, Hg, Cu (Серебро).

В – 1 Все ли металлы похожи и чем они отличаются? В этом мы разберемся, ответив на следующие вопросы:

  • Что такое металлы?
    (Металлы – химические элементы, образующие в свободном состоянии простые вещества с металлической связью).
  • Какие металлы называют черными, а какие цветными?
    (Черные металлы – железо и его сплавы, цветные — алюминий, медь, свинец, цинк, олово, серебро).
  • Какие металлы называют микроэлементами?
    (Металлы, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма в низких концентрациях — железо, кальций, натрий, магний, медь, алюминий, цинк, молибден, кобальт, и д.р.).
  • Какие металлы называют легкими и тяжелыми?
    (Металлы плотностью меньше 5 г/см3 называют легкими, больше 5 г/см3 — тяжелыми).

В – 2 Вспомните пословицы, в которых упоминаются металлы. За каждую названную пословицу – 1 балл.

  • Железо, золото. (Куй железо, пока горячо. Не все золото, что блестит).
  • Серебро, железо. (Слово серебро, молчание – золото. Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает).

В – 1 Пришло время «поломать» головы над головоломками. За правильный ответ – 1 балл.

    1. Замените предпоследнюю букву в названии слова, обозначающего «изготовленный способ лития» и получите название металла.
      (Литой – литий).
    1. Прибавьте к названию человека, который владеет тайнами магии, три буквы в конце слова и получите название мягкого, легкого, серебристо – белого металла, который дает ярко – белое свечение при горении.
      (Маг – магний).
    1. Зачеркните последнюю букву в названии реки в Японии и получите название твердого, светло – серого, блестящего металла.
      (Хрома – хром).
    1. Назовите металл серебристо – белого цвета и город в Днепропетровской области.
      (Марганец).
    1. Измените последнюю букву в названии органа, вырабатывающего и выделяющего гормоны, и получите название серебристо – белого металла, который является главной составляющей частью чугуна и стали.
      (Железа – железо).
    1. Как превратить слово «вол» в тугоплавкий металл серебристого цвета?
      (Вол – вольфрам).
    1. Переставьте буквы в названии города Куйбышевской области и получите название серебристо – белого тугоплавкого металла, широко употребляемого в технике.
      (г. Кинель — никель).
    1. Как можно превратить слово «февраль» в сплав, состоящий из железа, хрома и алюминия?
      (февраль – фехраль).
    1. Как превратить слово «бал» в твердый серебристо – белый металл с красноватым отливом?
      (бал – кобальт).
    1. Название какого всадника связано с металлом красновато – желтого цвета?
      (Медный всадник).
    1. Замените предпоследнюю букву в названии вида искусства, объединяющего выступление клоунов, акробатов, и получите название ковкого металла синевато – белого цвета.
      (Цирк – цинк).
    1. Добавьте к названию царского кресла одну букву впереди и три – в конце слова и получите название легкого, серебристо – белого металла.
      (Трон – стронций).
    1. Измените в названии средиземноморского вечнозеленого дерева одну букву в середине и одну – в конце слова и узнаете название мягкого ковкого серебристо – белого металла.
      (Олива – олово).
    1. Прибавьте к названию единицы измерения давления две буквы в конце слова и получите название мягкого металла серебристого цвета.
      (Бар – барий).
    1. Уберите три буквы в середине названия хищного млекопитающего с длиной шерстью и толстыми лапами и получите название вязкого и ковкого металла красновато – желтого цвета.
      (медведь – медь).
Читайте также:  Оквэд для механической обработки металлов

— Подведение итогов викторины.

— Д/з Подготовьте короткий интересный рассказ о металлах.

Источник

Урок-викторина в 9-м классе по теме «Металлы»

Урок-викторина в 9-м классе по теме «Металлы»

Учитель химии Золина Ольга Егоровна МБОУ «Осиноплесская СОШ » Новокузнецкий района Кемеровская область

создать условия для обобщения и углубления знаний учащихся по теме “Металлы”, используя игру — соревнование, как форму урока.

— в занимательной форме повторить, обобщить знания по теме: “Металлы”;

— развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, объяснять ход эксперимента;

— углубить представление о многообразии металлов;

— создать условия для развития познавательного интереса к предмету;

— воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.

Материально-техническое и дидактическое оснащение:

Мультимедийный проектор, компьютер, тесты, минералы,

CuSO4NaOH, H2SO4 FeCl3 Al, HCl, Zn, ZnCl2, Na2CO3 KCl, LiCl, CuCl2, CaSO4 BaCl2, спиртовка, спички, держатель, пробирки, фарфоровые чашечки, спирт.

Тип урока : контрольно-обобщающий.

Методы обучения: частично –поисковый, проблемный.

Форма проведения урока : игра- викторина .

Эпиграф урока: “Чтобы победить — надо знать, уметь и думать”.

1. Ор ганизационный момент:

( объявление темы, цели, задачи, формирование групп)

сообщает тему урока, цель, задачи, форму проведения урока;

предлагает создать группы;

представляет членов жюри.

(групповая и индивидуальная работа)

Учитель: начинаем 1 конкурс в викторине «Разминка»

(Командам по очереди задается вопрос. За каждый правильный ответ один балл.)

1.Что такое металлы? ( Металлы — хим. элементы, образующие в свободном состоянии простые вещества с металлической связью )

2. Какие металлы использовались в древние и средние века? (Fe, Cu, Sn, Pb, Hg, Au, Ag)

3. Какие металлы называют черными, какие цветными?

(Черные — железо и его сплавы, цветные – Al, Cu, Pb, Zn, Sn, Ag)

4. Самый легкий металл? (Литий)

5. Назовите фамилию химика, впервые получившего натрий, калий, кальций, магний.

(Английский химик Деви)

6.Самый твердый металл. (Хром)

7.Какой металл придает нашей крови красный цвет? (Железо)

8. Самый тяжелый металл (Осмий)

9.В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для ребят? (Алюминий)

10.Металл- жидкость. ( Ртуть)

11. Самый используемый металл в мире. (Железо)

12. Какой металл называют металлом консервной банки? (Олово)

13.Какой длины проволоку можно вытянуть из 1г. золота?. (3,5 км.)

14. Какой самый распространенный на Земле металл? (Алюминий)

15. Какой металл участвует в свертывании крови? (Кальций)

16.Самый тугоплавкий металл. (Вольфрам)

17. Почему литий хранят не в керосине, а в вазелине?

(Легкий, всплывает, плотность лития меньше, чем плотность керосина)

18.Чего больше всего боится славный и бесстрашный воин- железо? (Коррозии)

19.Что такое белое золото? (Сплав золота, серебра, платины)

20.Самый пластичный металл. (Золото).

21. Какой металл убивает бактерий? (Серебро).

(за правильный ответ 1 балл)

1. Я – металл серебристый и легкий
Я зовусь “ самолетный металл”
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал.
( Алюминий)

2. Он тверд, тяжел и тугоплавок
И сталь прекрасную дает,
А от его больших добавок
Ржаветь она перестает.
Его валентность (нет сомненья)
Бывает шесть лишь иногда
А у его соединений
Окраска разная всегда.
( Хром)

3. Среди металлов самый славный,
Важнейший древний элемент,
В тяжелой индустрии главный,
Знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии,
А сплав его течет рекой
Важнее нет его в металлургии,
Он нужен всей стране родной.
( Железо)

4. Живет обычно в керосине
И бегает он по воде,
В природе, в комнате – отныне
Свободным нет его нигде.
В солях открыть его возможно:
Желтеет пламя от него.
И получить из соли можно,
Как Дэви получил его.
(Натрий)

5. Типичен в сплавах как металл.
А соль его – цветной кристалл,
Который цвет легко меняет,
Ожоги, раны заживляет.
(Марганец)

6. Если его соединения
В воде бывают иногда,
Не вызывает то сомненья,
Что это жесткая вода.
В Финляндии и на Урале
Цветные карбонаты есть
И белоснежные в кристалле.
Таким в дворцах почет и честь.
(Кальций)

7. Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнем.
Манил к себе людей веками.
Алхимик жил мечтой о нём.
Но как кумир отвергнут нами,
И блеск его нас не манит.
Ведь хорошо мы знаем с вами:
Не все то ценно, что блестит.
(Золото)

8. Металл в солях – опора многих,
А нас без него не носили бы ноги.
(Кальций)

9. Горит лиловым в кислороде,
Свободным нет его в природе.
Но соль находит примененье
Как для растений удобренье.
(Калий)

10. Ослепительным пламенем ярким,
Как звездочка, вспыхнув, горит.
Металл тот и белый, и легкий
В двенадцатой клетке стоит.
(Магний)

11. Ему не страшно окисленье,
Пластичностью не превзайден,
В кислоте без растворенья
Находиться может он.
Чтобы легче догадаться,
Подскажу я вам, что он
Может только растворятся
В “царской водке” целиком.
(Золото)

12. Про прозванью – инвалид,
Но крепок в деле и на вид.
(Хром)

13. Давно известно человеку:
Она тягуча и красна,
Ещё по бронзовому веку
Знакома в сплавах всем она
С горячей серной кислотой
Дает нам синий купорос.
(Медь)

3 . Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:

а) Не все то аурум, что блестит. (не все то золото, что блестит.)

б) Белый как карбонат кальция. (Белый как мел.)

в) Феррумный характер.(Железный характер.)

г) Слово — аргентум, а молчание – аурум.(Слово-серебро , а молчание – золото.)

д) За купрумный грош удавился.(За медный грош удавился.)

е) Много Н2О утекло. (Много воды утекло).

1. Найти среди минералов

Боксит, Гематит, Магнетит, Свинцовый блеск с цинковой обманкой, Магнезит, Лимонит.

2 . Определить соль какого металла находится в данной чашечке по цвету пламени.

(Na -окрашивает пламя в желтый цвет.

Cu -окрашивает пламя в сине-зеленый цвет

Ca -окрашивает пламя в кирпично-красный цвет

Ba -окрашивает пламя в желто-зеленый цвет

Li -окрашивает пламя в розово-красный цвет

K -окрашивает пламя в фиолетовый (через кобальтовое стекло)

Каждой команде предстоит осуществить превращение, используя инструктивные карточки.

1. Прочитать правила техники безопасности (за нарушение техники безопасности штраф 10 баллов);

2. Осуществить превращение (каждая команда выполняет одно превращение):

Источник

Поделиться с друзьями
Металл
Adblock
detector