Викторина на тему металлы по химии 9 класс

Конкурс-викторина по химии «Металлы» (9 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Краснодарский край Апшеронский район г. Хадыженск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №15 имени Героя Советского Союза

Гусева Владимира Васильевича

По дисциплине «химия»

Автор Родякина Е.В., учитель химии МБОУСОШ №15

Проведение игр является одной из форм внеурочной работы по химии. Участие студентов в подготовке к мероприятию и в самой игре повышает мотивацию, способствует всестороннему развитию учащихся, вырабатывает самостоятельность и ответственность.

Актуализация знаний по дисциплине и развитие учебных умений

Формирование компетенций в соответствии с требованиями ФГОС:

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения поставленных задач, оценивать их эффективность и качество.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач, профессионального и личностного развития

Использовать информационно-коммуникационные технологии.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Брать на себя ответственность за результат выполнения заданий, за работу членов команды.

Во время подготовки и проведения игры происходит применение предметных знаний для объяснения явлений, наблюдаемых в жизни,

применение химических знаний в нестандартных условиях, для разрешения вопросов из истории, биологии, литературы и т. д.

работа по обеспечению внутри- и межпредметной интеграции знаний,

Внеурочные мероприятия создают благоприятные условия для развития творческих способностей учащихся во всем их многообразии, дают возможность существенно расширить и конкретизировать знания студентов, помогают решать воспитательные задачи.

Являясь важной составной частью работы преподавателя, внеурочная работа по химии помогает успешно решать педагогические задачи обучения и воспитания при органичном сочетании учебно-воспитательной работы в ходе уроков с целенаправленным воздействием на учащегося во внеурочное время. Внеурочная работа должна вызывать интерес у студентов, увлекать их различными видами деятельности. Во внеурочную работу необходимо вовлекать как учащихся, интересующихся химией, так и тех, кто не имеет к ней еще устойчивого интереса. В соответствии со склонностями студента подбираются различные виды работ. Начало внеурочной работе должно быть положено на уроках химии. Принцип единства урочной и внеурочной работы – важнейший принцип учебно-воспитательного процесса.

Металлы отверзают недро земное к плодородию;

металлы служат нам для пропитания нашего;

металлы облегчают купечество удобною к сему монетою.

И кратко сказать, ни едино художество,

ни едино ремесло простое

употребление металлов миновать не может.

Игра проходит в два этапа

Соревнование команд (два тура).

На подготовительном этапе преподаватель в учебных группах объявляет план мероприятий.

К запланированной дате игры каждая учебная группа должна подготовить: команду участников, выбрать металл для представления, разработать сценарий представления, включая компьютерную презентацию-характеристику выбранного металла по плану: строение, свойства, получение, применение. Задачи преподавателя – вызвать у учащихся стремление проявить свои способности, разбудить любознательность, дать первые импульсы к поиску дополнительной информации, желание реализовать свои возможности. А так же контролировать и направлять процесс подготовки

Для проведения соревнования необходимо подготовить помещение : подготовить места для команд, жюри и ведущих, установить аппаратуру для демонстрации презентаций.

Уровень выступления группы, учитывая содержание, изобразительное и художественное исполнение;

Качество электронной презентации, учитывая соответствие плану характеристики

Правильность и находчивость при ответах на вопросы.

Членами жюри могут быть как преподаватели, так и студенты старших курсов. Система оценки продумывается заранее с учетом особенностей параллели студентов первого курса.

Для того, чтобы игра была интересной, форма проведения каждого из туров викторины различна. Желательно музыкальное(звуковое) сопровождение, применение различного реквизита. Максимум творчества!

Читайте также:  Восстановление оксида алюминия до металла водородом

В первом туре команды представляют выбранный металл. К этому туру участники готовились заранее.

Вопросы второго тура демонстрируются в форме презентации и сопровождаются комментарием ведущих. На ответ отводится по одной минуте.

Пока жюри подводит итоги, ведущие задают вопросы зрителям из области химических курьезов. (Верите ли Вы?)

Вопросы викторины МЕТАЛЛЫ

Некоторые металлы называются «благородными».Почему они носят такое название?

Оксиды и гидроксиды алюминия и некоторых других металлов могут взаимодействовать и с кислотами и со щелочами. Каким красивым словом называется такое двуликое поведение?

Химический состав человеческого организма сложен и разнообразен. В его состав входят и химические элементы – металлы.Атомов какого металла в человеческом организме больше всего?

Вы видите изображение под микроскопом одного хорошо известного вам вещества. Различимы микроскопические раковины. Назовите это вещество и напишите химическую формулу

Вы видите архитектурные шедевры. Каркас купола Казанского собора и Эйфелева башня созданы из одного металла.О каком металле идет речь?

Вы видите символическое изображение “лев, пожирающий солнце”. Так алхимики изображали одно из химических взаимодействий. Солнце здесь – символ золота. Какое вещество символизирует лев?

Вы видите чайник, который неоднократно использовался, но в нем, как и в другом в нашей местности нет накипи, но есть рыжий налёт. А) почему в наших чайниках нет накипи? Б)что это за рыжий налёт?

Ионы какого металла придают красный цвет и этому раствору и настоящей крови?

Вы видите прекрасное произведение архитектуры – решётку Летнего сада. Какая связь между решёткой и “свинским” железом?

Вы видите красивое природное образование. Это скелет морских организмов – кораллов. Какой “живой” металл содержат живые организмы?

Вопросы и ответы викторины МЕТАЛЛЫ

Некоторые металлы называются «благородными».Почему они носят такое название?

Ответ: Потому что не вступают в химические реакции с большинством веществ (не окисляются)

Оксиды и гидроксиды алюминия и некоторых других металлов могут взаимодействовать и с кислотами и со щелочами. Каким красивым словом называется такое двуликое поведение?

Химический состав человеческого организма сложен и разнообразен. В его состав входят и химические элементы – металлы.Атомов какого металла в человеческом организме больше всего?

Ответ: Кальция( Ca ) в организме взрослого человека более 2 кг. В основном кальций входит в состав костной ткани.

Вы видите изображение под микроскопом одного хорошо известного вам вещества. Различимы микроскопические раковины. Назовите это вещество и напишите химическую формулу

Ответ: Вещество – мел, основной его компонент – карбонат кальция СаСО 3

Вы видите архитектурные шедевры. Каркас купола Казанского собора и Эйфелева башня созданы из одного металла.О каком металле идет речь?

Вы видите символическое изображение “лев, пожирающий солнце”. Так алхимики изображали одно из химических взаимодействий. Солнце здесь – символ золота. Какое вещество символизирует лев?

Ответ: Царскую водку” – смесь концентрированных соляной и азотной кислот, растворяющую золото.

Вы видите чайник, который неоднократно использовался, но в нем, как и в другом в нашей местности нет накипи, но есть рыжий налёт. А) почему в наших чайниках нет накипи? Б)что это за рыжий налёт?

Ответ: А) потому что вода в Неве мягкая. Б) это соединения железа.

Ионы какого металла придают красный цвет и этому раствору и настоящей крови?

Вы видите прекрасное произведение архитектуры – решётку Летнего сада. Какая связь между решёткой и “свинским” железом?

Ответ: Она сделана из чугуна, который в Англии называют “свинским” железом. Считалось, что чугун – непригодный продукт.

Вы видите красивое природное образование. Это скелет морских организмов – кораллов. Какой “живой” металл содержат живые организмы?

Оценки конкурса МЕТАЛЛЫ по дисциплине ХИМИЯ

Двое ведущих поочередно задают вопросы зрителям, пока жюри подсчитывает результаты. Для удобства ведущих вопросы разделены на два листа – нечетные и четные.

Читайте также:  Заявки по обработке металла

Что алмазы горят?

Ответ: да, так как по химическому составу это чистый углерод. При горении образуется углекислый газ.

Что в древней Руси, чтобы сохранить мягкие, пушистые и блестящие волосы, пользовались золой?

Ответ: да, так как после отстаивания золы в воде содержатся соли калия, которые придают щелочной характер раствору.

Что Д.И.Менделеев спал во время открытия периодического закона?

Ответ: Да, так как окончательное озарение пришло после длительной подготовительной работы во сне.

Что морская капуста богата фтором?

Ответ: Нет, она богата йодом

Что Охлаждение ног и согревание головы способствует умственной деятельности?

Ответ: Нет, всё наоборот: Согревание ног и охлаждение головы способствует умственной деятельности. (Европейский патент №0061843)

Что алхимия – родоначальница химии?

Ответ: Нет, так как задолго до возникновения алхимии человечество обладало значительными химическими знаниями и опытом в области: металлургии, керамики, производства стекла, красок, соли, мыла, вина, выделки кожи.

Что есть пластмасса, которая не плавится при нагревании?

Ответ: Да (Фторопласт (тефлон) – синтезирован в конце 30-х годов ХХ века.

Что денежное вознаграждение Ломоносову за оду в честь императрицы Елизаветы составило 3 тонны?

Ответ: Да, так как оно было выплачено медной монетой из-за отсутствия в казне золота.

Что в организме взрослого человека больше 1 кг Кальция?

Ответ: Да, его соединяющая основа костей человека.

Что при помощи углей(угольков) можно очистить воду?

Ответ: Да, так как уголь имеет много пор, на поверхности которых оседают (адсорбируются) примеси. Это свойство угля используют, например, в противогазах.

Источник

Урок-викторина в 9-м классе по теме «Металлы»

Урок-викторина в 9-м классе по теме «Металлы»

Учитель химии Золина Ольга Егоровна МБОУ «Осиноплесская СОШ » Новокузнецкий района Кемеровская область

создать условия для обобщения и углубления знаний учащихся по теме “Металлы”, используя игру — соревнование, как форму урока.

— в занимательной форме повторить, обобщить знания по теме: “Металлы”;

— развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, объяснять ход эксперимента;

— углубить представление о многообразии металлов;

— создать условия для развития познавательного интереса к предмету;

— воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.

Материально-техническое и дидактическое оснащение:

Мультимедийный проектор, компьютер, тесты, минералы,

CuSO4NaOH, H2SO4 FeCl3 Al, HCl, Zn, ZnCl2, Na2CO3 KCl, LiCl, CuCl2, CaSO4 BaCl2, спиртовка, спички, держатель, пробирки, фарфоровые чашечки, спирт.

Тип урока : контрольно-обобщающий.

Методы обучения: частично –поисковый, проблемный.

Форма проведения урока : игра- викторина .

Эпиграф урока: “Чтобы победить — надо знать, уметь и думать”.

1. Ор ганизационный момент:

( объявление темы, цели, задачи, формирование групп)

сообщает тему урока, цель, задачи, форму проведения урока;

предлагает создать группы;

представляет членов жюри.

(групповая и индивидуальная работа)

Учитель: начинаем 1 конкурс в викторине «Разминка»

(Командам по очереди задается вопрос. За каждый правильный ответ один балл.)

1.Что такое металлы? ( Металлы — хим. элементы, образующие в свободном состоянии простые вещества с металлической связью )

2. Какие металлы использовались в древние и средние века? (Fe, Cu, Sn, Pb, Hg, Au, Ag)

3. Какие металлы называют черными, какие цветными?

(Черные — железо и его сплавы, цветные – Al, Cu, Pb, Zn, Sn, Ag)

4. Самый легкий металл? (Литий)

5. Назовите фамилию химика, впервые получившего натрий, калий, кальций, магний.

(Английский химик Деви)

6.Самый твердый металл. (Хром)

7.Какой металл придает нашей крови красный цвет? (Железо)

8. Самый тяжелый металл (Осмий)

9.В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для ребят? (Алюминий)

10.Металл- жидкость. ( Ртуть)

11. Самый используемый металл в мире. (Железо)

12. Какой металл называют металлом консервной банки? (Олово)

13.Какой длины проволоку можно вытянуть из 1г. золота?. (3,5 км.)

14. Какой самый распространенный на Земле металл? (Алюминий)

15. Какой металл участвует в свертывании крови? (Кальций)

16.Самый тугоплавкий металл. (Вольфрам)

17. Почему литий хранят не в керосине, а в вазелине?

(Легкий, всплывает, плотность лития меньше, чем плотность керосина)

18.Чего больше всего боится славный и бесстрашный воин- железо? (Коррозии)

19.Что такое белое золото? (Сплав золота, серебра, платины)

20.Самый пластичный металл. (Золото).

21. Какой металл убивает бактерий? (Серебро).

(за правильный ответ 1 балл)

1. Я – металл серебристый и легкий
Я зовусь “ самолетный металл”
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал.
( Алюминий)

2. Он тверд, тяжел и тугоплавок
И сталь прекрасную дает,
А от его больших добавок
Ржаветь она перестает.
Его валентность (нет сомненья)
Бывает шесть лишь иногда
А у его соединений
Окраска разная всегда.
( Хром)

3. Среди металлов самый славный,
Важнейший древний элемент,
В тяжелой индустрии главный,
Знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии,
А сплав его течет рекой
Важнее нет его в металлургии,
Он нужен всей стране родной.
( Железо)

4. Живет обычно в керосине
И бегает он по воде,
В природе, в комнате – отныне
Свободным нет его нигде.
В солях открыть его возможно:
Желтеет пламя от него.
И получить из соли можно,
Как Дэви получил его.
(Натрий)

5. Типичен в сплавах как металл.
А соль его – цветной кристалл,
Который цвет легко меняет,
Ожоги, раны заживляет.
(Марганец)

6. Если его соединения
В воде бывают иногда,
Не вызывает то сомненья,
Что это жесткая вода.
В Финляндии и на Урале
Цветные карбонаты есть
И белоснежные в кристалле.
Таким в дворцах почет и честь.
(Кальций)

7. Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнем.
Манил к себе людей веками.
Алхимик жил мечтой о нём.
Но как кумир отвергнут нами,
И блеск его нас не манит.
Ведь хорошо мы знаем с вами:
Не все то ценно, что блестит.
(Золото)

8. Металл в солях – опора многих,
А нас без него не носили бы ноги.
(Кальций)

9. Горит лиловым в кислороде,
Свободным нет его в природе.
Но соль находит примененье
Как для растений удобренье.
(Калий)

10. Ослепительным пламенем ярким,
Как звездочка, вспыхнув, горит.
Металл тот и белый, и легкий
В двенадцатой клетке стоит.
(Магний)

11. Ему не страшно окисленье,
Пластичностью не превзайден,
В кислоте без растворенья
Находиться может он.
Чтобы легче догадаться,
Подскажу я вам, что он
Может только растворятся
В “царской водке” целиком.
(Золото)

12. Про прозванью – инвалид,
Но крепок в деле и на вид.
(Хром)

13. Давно известно человеку:
Она тягуча и красна,
Ещё по бронзовому веку
Знакома в сплавах всем она
С горячей серной кислотой
Дает нам синий купорос.
(Медь)

3 . Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:

а) Не все то аурум, что блестит. (не все то золото, что блестит.)

б) Белый как карбонат кальция. (Белый как мел.)

в) Феррумный характер.(Железный характер.)

г) Слово — аргентум, а молчание – аурум.(Слово-серебро , а молчание – золото.)

д) За купрумный грош удавился.(За медный грош удавился.)

е) Много Н2О утекло. (Много воды утекло).

1. Найти среди минералов

Боксит, Гематит, Магнетит, Свинцовый блеск с цинковой обманкой, Магнезит, Лимонит.

2 . Определить соль какого металла находится в данной чашечке по цвету пламени.

(Na -окрашивает пламя в желтый цвет.

Cu -окрашивает пламя в сине-зеленый цвет

Ca -окрашивает пламя в кирпично-красный цвет

Ba -окрашивает пламя в желто-зеленый цвет

Li -окрашивает пламя в розово-красный цвет

K -окрашивает пламя в фиолетовый (через кобальтовое стекло)

Каждой команде предстоит осуществить превращение, используя инструктивные карточки.

1. Прочитать правила техники безопасности (за нарушение техники безопасности штраф 10 баллов);

2. Осуществить превращение (каждая команда выполняет одно превращение):

Источник

Поделиться с друзьями
Металл
Adblock
detector