С помощью круговых диаграмм укажите главные центры производства металла отразите их специализацию

Практическая работа по геогафии для учащихся 9 класса №3 «Составление характеристики одной из металлургических баз России-Центральной».
методическая разработка по географии (9 класс) на тему

Использую для самостоятельной работы

Скачать:

Вложение Размер
prakticheskaya_rabota_dlya_uchashchihsya_9_klassov_3.docx 19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа для учащихся 9 классов №3

Составление характеристики одной из металлургических баз России — Центральной.

Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристик) топливной базы по картам и статистическим данным.

  1. Географическое положение относительно потребителей;
  2. Сырьё, месторождения;
  3. Топливные ресурсы;
  4. Металлургические комбинаты (центры);
  5. Значение.

Дополнительный материал для учителя:

Центральная металлургическая база.

Состоит из двух подрайонов:

  1. Южного: предприятия полного цикла в Туле и Липецке, в Белгородской области Новооскольский металлургический комбинат, построен совместно с Германией, где производят металл, минуя доменный процесс. Сырьё здесь своё – КМА, а топливо — каменный уголь поставляют из Восточного крыла Донбасса.

— Северного: предприятия полного цикла в Череповце, которое работает на рудах Европейскою севера и КМА. а топливо из Печорского бассейна. Производство — 42 % стали и 44 % проката. Здесь сосредоточена основная часть запасов железных руд страны (42 млрд. т или 62 %). Руда высокого качества (45 % железа). К Центральной базе относятся месторождения железной руды, добываемые на Кольском полуострове и в Карелии. Крупные центры металлургии Череповец, Липецк, Старый Оскол. Центральная база использует много металлолома на передельных заводах Москвы, Электростали, Урала, Нижнего Новгорода, Выксы, Кулебак, Омутнинска. Металлургия «грязная» отрасль, поэтому строить несколько металлургических заводов в одном городе нельзя, т.к. будет превышен «экологический потолок», это пагубно отразится на здоровье населения.

Центральная — создается на железных рудах КМА и Кольско — Карельского района, больших запасах металлолома. Коксующийся уголь Печорского бассейна не покрывает потребности, и поэтому используется уголь Кузбасского и Донецкого бассейнов. Центры: Череповец , Липецк ,Старый Оскол. На северо-западе, в Кольско — Карельском районе, из местных руд производят никель (Мончегорск) и алюминий (Волхов, Кандалакша). Московская область — предприятия по переработке лома цветных металлов и оловянных руд (Подольск), производству урана (Электросталь).

в её составе выделяют районы:

А) Южно- Сибирский — развивается на угле Кузнецкого бассейна и месторождениях железной руды Приангарья и Горной Шории. Это крупнейший производитель алюминия из местного (Ачинского) и уральского глинозема. Центры: Братск, Красноярск, Саяногорск, Шелехово. Ведется добыча и переработка полиметаллических руд (Кузбасс, Забайкалье). В перспективе — использование меди Забайкалья (Удокан);

Б) Северо-Сибирский — развивается на разработке богатейших залежей медно-никелевых руд (Норильск). Часть перерабатывается на месте, а часть — на предприятиях Кольского п- ва и Красноярска.

3) Дальневосточная — планируется в Южной Якутии, где есть близость высококачественных железных руд (Таежное) и коксующихся углей (Южно-Якутский бассейн). Добыча золота, олова, германия и других цветных металлов ведется на Дальнем Востоке несколько десятилетий.

Результаты анализа материалов оформить в виде таблицы

Источник

С помощью круговых диаграмм укажите главные центры производства металла отразите их специализацию

Подробное решение параграф § 45 по географии для учащихся 8 класса, авторов А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина 2016

  • Гдз мой тренажер (тетрадь) по Географии за 8 класс можно найти тут

1. Как бы вы определили значение металлургии в хозяйстве нашей страны? В мире в целом?

Металлургический комплекс — это основа индустрии. Он является фундаментом машиностроения, обеспечивающего вместе с электроэнергетикой и химической промышленностью развитие научно-технического прогресса во всех звеньях народного хозяйства страны.

Металлургия одна из главных и старейших отраслей России. Исторически сложившиеся три металлургических центра: Уральский, Центральный и Сибирский обеспечивает производственную базу нашей страны черными и цветными металлами в первую очередь для отечественного машиностроения и оборонной промышленности.

2. Каковы особенности черной металлургии?

Металлургическое производство имеет ряд специфических особенностей.

1. Технологический процесс требует крупных объемов не только рудного сырья, но и воды, топлива (коксующегося угля, природного газа), энергии.

2. Взаимозависимость сырьевой и топливно-энергетической базы, а также большой объем готовой продукции связаны с массовыми транспортными перевозками.

3. Отходы производства, выбросы вредных веществ создают серьезные экологические проблемы.

4. Особое значение приобретает вторичная металлургия (использование металлолома) с целью снижения затрат и экологического риска.

3. В чем особенности размещения черной металлургии в России?

В России крупные районы металлургического производства на Урале, в Центре и Сибири сложились в соответствии наличием сырьевой и топливной базы.

4. Выберите верный ответ. Самое северное предприятие чёрной металлургии полного цикла в России находится на территории: а) Ленинградской области; б) Архангельской области; в) Вологодской области; г) Чукотского автономного округа.

Верный ответ: в) Вологодской области.

5. Выберите верный ответ. Для какого центра черной металлургии характерно наименьшее загрязнение воздуха: а) Магнитогорск; б) Старый Оскол; в) Череповец; г) Нижний Тагил?

Верный ответ: б) Старый Оскол.

6. Чем можно объяснить размещение в Липецке металлургического комбината полного цикла? Укажите не менее двух причин.

1. Наличием поблизости месторождения КМА (в Курской и Белгородской областях), добывающего более половины всей железной руды в России.

2. Наличие неподалёку крупного каменноугольного бассейна – Донбасса, источника коксующегося угля для комбината.

7. Сопоставьте карты на с. 250-251 и 252-253 Приложения, карту на рисунке 89 и объясните, какие факторы влияют на размещение металлургических баз в России. Используя рисунок 89, выпишите наиболее крупные центры металлургии полного цикла; укажите объемы выплавки стали (в млн т).

Для предприятий чёрной металлургии главными факторами размещения являются:

1. Сырьевой фактор является определяющим для большинства металлургических комбинатов полного цикла, потребляющих огромное количество сырья и технологического топлива — кокса, поэтому большинство металлургических комбинатов строилось либо у месторождений железных руд (Магнитогорск, Челябинск, Нижний Тагил, Новотроицк, Старый Оскол), либо у месторождений коксующихся углей (Новокузнецк).

2. Энергетический фактор. Крупные металлургические комбинаты являются крупными потребителями электроэнергии, генерируемой на близ лежащих электростанциях, как правило, ТЭС и ГЭС, располагающихся каскадом на крупных реках России.

3. Потребительский фактор характерен для передельной металлургии, использующей в качестве сырья металлолом (Москва, Электросталь, Выкса, Кулебаки, Колпино, Волгоград, Таганрог, Красноярск, Комсомольск-на-Амуре), а также для производства труб (Москва, Волжский, Альметьевск).

4. Транспортный фактор размещения имеет только Череповецкий металлургический комбинат, использующий железные руды Кольско-Карельского района и КМА, коксующиеся угли Печорского и Донецкого бассейнов, и отправляющий готовую продукцию – сталь и прокат – в Санкт-Петербург, Москву, в другие машиностроительные центры и на экспорт.

5. Экологический фактор в нашей стране при сооружении предприятий чёрной металлургии ранее практически не учитывался, что пагубно влияет на окружающую среду и здоровье человека.

Наиболее крупные центры металлургии полного цикла:

Новокузнецкий металлургический комбинат (объем выплавки стали 2,6 млн т в год)

Магнитогорский металлургический комбинат (объем выплавки стали 12,2 млн т в год)

Челябинский металлургический комбинат (объем выплавки стали 4,6 млн т в год)

Нижнетагильский металлургический комбинат (объем выплавки стали 4,2 млн т в год)

«Уральская Сталь» (до 1992 г. Орско-Халиловский металлургический комбинат) (объем выплавки стали 2,8 млн т в год)

Череповецкий металлургический комбинат (объем выплавки стали 11,6 млн т в год)

Новолипецкий металлургический комбинат (объем выплавки стали 15,4 млн т в год)

8. Оформите в виде таблицы информацию об основных металлургических заводах России. Назовите заводы, укажите их основные железорудные и угольные базы.

Постарайтесь выяснить: а) какие из заводов зависят от импорта железной руды; б) у каких заводов экономико-географическое положение наиболее благоприятно для экспорта металла, а у каких – менее благоприятно.

9. Объясните, почему черную металлургию называют «хребтом» российской экономики. Приведите не менее 3-4 аргументов, подтверждающих это.

1. Чёрная металлургия служит основой развития промышленности РФ, в т.ч. машиностроения (1/3 отлитого металла из доменной печи идёт в машиностроение) и строительства (1/4 металла идёт в строительство). Основным исходным сырьем для получения черных металлов являются железная руда, марганец, коксующиеся угли и руды легирующих металлов (добывающая промышленность), а также энергия (электроэнергетика).

2. Россия занимает 1-е место в мире по запасам железной руды и входит в пятерку стран-лидеров по её добыче, а также по выплавке стали.

3. Россия занимает 2-е место в мире по запасам угля и входит в шестерку стран-лидеров по его добыче.

Источник

С помощью круговых диаграмм укажите главные центры производства металла отразите их специализацию

Тема: География мирового транспорта. Внешние экономические связи. Международный туризм.

Просмотреть видеоурок:
https://interneturok.ru/lesson/geografy/10-klass/bgeo..
Прочитать теоретическую часть и выполнить практическую работу № 3.

Практическая работа №3 (выполняется по вариантам — рядам)
Тема: Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.
Цель: Развитие умений комплексного использования материала учебника, справочных и статистических материалов с целью определения основных направлений международной торговли и факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.

Ход работы: Используя материал учебника и справочные материалы, выполните задания.

Вариант 1.
1. Используя карты атласа, текст учебника Максаковского В. П. (стр. и справочную литературу, на контурной карте мира стрелками различного цвета нанесите пути транспортировки основных экспортных товаров Австралии.
2. Подпишите названия стран — основных потребителей австралийской продукции.
3. Нанесите стрелками разного цвета основные пути австралийского импорта;
4. Подпишите названия основных стран – поставщиков Австралии.
5. Сделайте вывод о главных внешнеэкономических партнёрах Австралии и о структуре её импорта и экспорта.

Вариант 2.
1. Используя карты атласа, текст учебника Максаковского В. П. и справочную литературу, на контурной карте мира стрелками различного цвета нанесите пути транспортировки основных экспортных товаров Японии.
2. Подпишите названия стран — основных потребителей японской продукции.
3. Нанесите стрелками разного цвета основные пути японского импорта;
4. Подпишите названия основных стран – поставщиков Японии.
5. Сделайте вывод о главных внешнеэкономических партнёрах Японии и о структуре её импорта и экспорта.

Вариант 3.
Выберите три страны Восточной Европы и дайте их характеристику по плану:
План работы:
1. Нанести на контурную карту границы выбранных стран.
2. Нанести на карту с помощью условных знаков те ресурсы, которыми богаты выбранные страны.
3. С помощью круговых диаграмм указать крупнейшие промышленные центры стран и отрасли их специализации. Стрелками различного цвета показать экспортируемую и импортируемую продукцию и сырье.
4. Оценить возможность каждой страны обмениваться с другими странами своей продукцией, сырьем, трудовыми ресурсами.
Название страны
Факторы, определяющие международную специализацию
Отрасли международной специализации
Производственные связи с другими странами

Домашнее задание
Тема 5, П. 3. Дать ответы на следующие вопросы письменно.
1. Какое значение играет транспорт в современном мире?
2. Почему от уровня развития транспорта зависит развитие и функциональность других отраслей хозяйства?

Источник

Практикум по географии.
учебно-методический материал по географии (9 класс)

Программные практические работы по географии для 9 класса.

Скачать:

Вложение Размер
praktikum_geo.9.docx 42.86 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Кушкинская основная общеобразовательная школа »

Практические работы по географии

Составитель: Колабкина В.В.

Практическая работа № 1

Тема: «Определение по каргам и статистическим материалам закономерностей в размещении населения и их объяснение»

Поскольку человек является и производителем, и потребителем хозяйственных благ, то размещение населения следует признать очень важным показателем для экономико-географической характеристики любой территории.

1. Получить знания об особенностях размещения населения, о районах с наибольшей и наименьшей плотностью населения. Объяснить причины неравномерного размещения населения.

2. Учиться работать с картами и статистическими материалами: сопоставлять различные формы предъявленного учебного материала (карты атласа, текстовые карты, статистические материалы), делать обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

  1. Определите среднюю плотность населения России.
  2. Рассмотрев карту атласа «Население», текстовые карты учебника, с. 48, рис. 9; с. 56-57, рис. 14; с. 58—59, рис. 15, сделайте вывод: может ли показатель средней плотности населения характеризовать размещение населения по территории страны?
  3. На контурной карте нанесите границы России, выделите зоны расселения: основную зону расселения и хозяйственного освоения и зону Севера. Легенду карты придумайте самостоятельно.
  4. Сделайте вывод о том, какие причины оказывают влияние на размещение населения по территории страны.

Практическая работа №2

Тема: «Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и особенностей их размещения»

По переписи 1989 г. в России выделено 130 народов. Каждый из народов отличается по языку, укладу жизни, обычаям, историческим традициям, культуре, а также по трудовым навыкам. По языковой принадлежности народы России относят к 4-м языковым семьям: индоевропейской (89% населения), алтайской (6,8%), кавказской (2,4%) и уральской 0,8%).
В состав языковых семей входит много языковых групп.

Цели работы: 1. Определить крупнейшие народы Российской Федерации и особенности их размещения.

2. Продолжить формирование умения работать с картами и статистическими материалами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

1. Пользуясь табл. 7 учебника на с. 35, определите крупнейшие народы.

2. Анализируя карту атласа «Народы» на с. IЗ, определите основные районы размещения крупнейших народов.

з. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Сделайте вывод: какие районы нашей страны отличаются наибольшей пестротой национального состава?

Практическая работа № 3

Тема: «Определение по статистическим материалам тенденций в изменении числа занятых в различных отраслях и сферах хозяйства страны»

Цифры и проценты, отражающие развитие экономики, о многом говорят вдумчивому человеку-

1. На основе анализа статистических материалов определить изменение числа занятых в сферах народного хозяйства.

2. Продолжить формирование умения анализировать статистические материалы, делать обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

1. Изучите табл. «Распределение населения России, занятого в народном хозяйстве, по отраслям» (в %).

Отрасли народного хозяйства

Промышленность и строительство

Сельское и лесное хозяйство

Транспорт и связь

Торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовка

Здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение; образование, культура и искусство; наука и научное обслуживание

Аппарат органов управления, финансы, кредитование и страхование

Другие отрасли (жилищно- коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и др.)

2. Посмотрите, какие указаны отрасли народного хозяйства и как изменилось количество занятых в этих отраслях за указанный период (с 1940 по 1993 гг.). 2. Ответьте на вопросы:

  1. какие отрасли относятся к производственной, а какие — к непроизводственной сфере?
  2. Подсчитайте количество занятых в обеих сферах в 1980 и 1993 гг.
  3. Какая сфера на современном этапе имеет наибольшее число занятых?
  4. Какие изменения в занятости населения можно наблюдать среди отраслей производственной сферы? Чем они вызваны?
  5. Как изменился процент занятости населения в непроизводственной сфере? Почему?
  6. Какова общая тенденция изменения числа занятых в сферах народного хозяйства? Будет ли она сохраняться и в последующие десятилетия? Обоснуйте свою точку зрения.
  1. Краткие выводы запишите в тетрадь.

Практическая работа № 4

Тема: «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам»

Одной из основных целей изучения экономической географии следует считать умение читать экономическую карту и при ее помощи и на ней находить нужные ответы.

1. Определить главные районы размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

2. Закрепить умение анализировать и сопоставлять карты, делать обобщения и выводы.

Последовательность выполнения работы

  1. Вспомните, какие отрасли машиностроения относятся к трудоемким, какие — к металлоемким.
  2. Проанализируйте экономическую карту атласа на с. 28-29. В каких районах страны будет преобладать трудоемкое, а в каких — металлоемкое машиностроение?
  3. Обоснуйте сделанный вывод.
  4. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Практическая работа № 5

Тема: «Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам»

Цели работы: 1. Составить характеристику Печорского угольного бассейна.

2. Проверить и оценить умение сопоставлять различные формы предъявленного материала (текстовые карты, текст учебника, дополнительная информация, статистические материалы), выбирать главное, делать обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

  1. Познакомьтесь с планом характеристики угольного бассейна.
  1. Изучив текст учебника «Угольная промышленность» на с. 96-99 и рис. 40 на с. 98, карту атласа школьника с. 93, подберите информацию для характеристики Печорского угольного бассейна.

Угольная промышленность России находится в состоянии экономического кризиса. Какие общие экономические, социальные, экологические проблемы СТОЯТ перед регионами, в которых угольная промышленность имеет важное значение? Как решать эти проблемы? Давайте совершим небольшое путешествие за Полярный круг, в район Воркуты

Печорский угольный бассейн расположен на севере Республики Коми, в районе Воркуты.

Начал активно разрабатываться во время Великой Отечественной войны. После войны мощности угледобычи здесь были увеличены, возведены новые шахты, но в целом бассейн требует уже больших средств на модернизацию. Здесь добывается около 8% российского угля, причем высокого качества. Однако больших перспектив бассейн не имеет из-за высокой себестоимости угля (поскольку он находится за Полярным кругом, шахтеры получают «северные надбавки», их зарплата в 2-3 раза выше, чем в других угольных бассейнах).

Но и сокращение добычи угля здесь осуществить сложнее. Если закрываются угольные шахты в каких-либо других угольных бассейнах, то в тех же городах и поселках можно создать новые производства, чтобы занять потерявших работу шахтеров. Создавать же новые производства в заполярье экономически нецелесообразно — Они будут убыточны.

3. Дайте характеристику Печорского угольного бассейна, оформив результаты работы в виде таблицы.

Источник

Читайте также:  Саморез со сверлом по металлу торкс
Поделиться с друзьями
Металл
Adblock
detector