Ряд активности металлов 8 класс задания

Сравнение активности металлов

Урок разработан для 8 класса по теме сравнение активнсти металлов

Гайдар Лариса Николаевна , 12.12.2018

Содержимое разработки

Сравнение активности металлов

Пр. р. №4 Сравнение активности металлов 8 класс
Гайдар Лариса Николаевна ГУ « Михайловская СОШ Павлодарская область Железинский район » учитель химии и биологии почтовый адрес 140407 lora -81_81@ bk . ru 87776467228

Раздел долгосрочного плана:

8.1 B Химическая активность металлов

Школа: Михайловская СОШ

ФИО учителя: Гайдар Л.Н

Сравнение активности металлов

Пр. р. №4 Сравнение активности металлов.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

8. 2.4.4 исследовать активность металлов в реакциях взаимодействия с растворами кислот

8.2.4.5 понимать, что более активный металл будет вытеснять менее активный из растворов его солей

8.2.4.8 использовать ряд активности металлов для прогнозирования возможности протекания незнакомых реакций

8. 2.3.6 составлять уравнения химических реакций металлов с растворами кислот и солей

Сравнить активность металлов на примере реакций взаимодействия их с растворами кислот и солей.

Учащийся достиг цели обучения, если

определяет продукты взаимодействия металлов с растворами кислот;

составляет уравнения реакций и называет продукты;

формулирует вывод о том, что более активный металл будет вытеснять менее активный из растворов его солей;

верно определяет реакции, протекание которых невозможно, объясняет причину с помощью ряда активности.

Определите языковые цели, включая примеры лексики и фраз.

представить сообщение в устной форме, объясняя как использовать ряд активности металлов для прогнозирования возможности протекания реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и солей

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

кислота, соль (хлорид, сульфат), более/менее активный металл

Полезные выражения для диалогов и письма:

При взаимодействии металлов с растворами кислот образуется …

При взаимодействии металлов с растворами солей образуется…

Более/менее активный металл вытесняет более/ менее активный из растворов его солей.

Сотрудничество через работу в паре.

Умение выражать свою точку зрения, сравнивать, анализировать, обобщать информацию

Навыки использования ИКТ

Работа с презентацией PowerPoint

7.1.1.2 знать и понимать правила безопасной работы в лаборатории;

7.2.2.2 исследовать реакции различных металлов с разбавленными кислотами;

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Просмотр видео «Под Шымкентом обнаружено уникальное захоронение».

Беседа с учащимися →

Почему данный предмет не почернел?

Выход на тему урока: Сравнение активностей металлов

Деление на группы активные ме, менее активные ме и неактивные ме

Учащиеся представляют опорные конспекты

1 группа: взаимодействие металлов с водой

2 группа: взаимодействие металлов с растворами кислот

3 группа: взаимодействие металлов с растворами солей

4 группа: Коррозия металлов

Вспоминаем критерии оценивания опорного конспекта (информативность/содержание, символичность изображения, красочность оформления, краткость представления/тайм менеджмент)

ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Формативное оценивание через проведение практической работы «Сравнение активности металлов»

Все записи оформляем на рабочих листах, в конце урока рабочие листы сдаем на проверку. Напоминаем Т/Б! (работа с растворами кислот, раствором нитрата серебра)

1. Взаимодействие металлов с растворами кислот.

Опытным путем определите возможность протекания химических реакций:

а) В пробирку поместите небольшое количество магния (в виде порошка), прилейте 1 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете?

б) В пробирку поместите кусочек медной проволоки, прилейте 1 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете?

в) В пробирку поместите небольшое количество железа (в виде порошка), прилейте раствора соляной кислоты. Что наблюдаете?

(И) (О) Учащиеся составляют уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот, формулируют выводы.

2. Сравнение активности металлов.

Опытным путем определите возможность протекания химических реакций:

а) В раствор хлорида железа (II) опустите медную проволоку. Через 2-3 мин достаньте медную проволоку из раствора и положите её на фильтровальную бумагу. Что наблюдаете?

б) Железный гвоздь (на нитке) опустите в раствор хлорида меди (II). Через 2-3 мин достаньте железный гвоздь из раствора и положите его на фильтровальную бумагу. Что наблюдаете?

в) В раствор нитрата серебра опустите медную проволоку. Не вынимая проволоку из раствора, опишите ваши наблюдения через 3-5 минут.

Читайте также:  Что является первичным сырьем для производства металла

(И) (О) Учащиеся составляют уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами солей, формулируют выводы.

Взаимооценивание (учащиеся обмениваются тетрадями)

штатив с пробирками; железный гвоздь (на нитке); кусочки медной проволоки; магний, железо (в виде порошка); вода, раствор соляной кислоты, растворы CuCl 2 , FeCl 2 , AgNO 3 .

Источник

Урок по химии на тему » Химические свойства металлов. Ряд активности (электрохимический ряд напряжений) металлов.»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Химия 9 класс Учитель Федорова О.В.

Тема урока: Химические свойства металлов. Ряд активности (электрохимический ряд напряжений) металлов.

Цель урока: познакомить учащихся с химическими свойствами металлов, рассмотреть ряд активности (электрохимический ряд напряжений) металлов, развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать предположения и выводы; воспитывать ответственное отношение к учебе.

— рассмотреть химическую активность металлов исходя из положения в периодической таблице Д.И. Менделеева и в электрохимическом ряду напряжения металлов;

— рассмотреть химические свойства металлов.

— развивать умения составлять уравнения реакций в соответствие с химическими свойствами металлов.

— воспитывать интерес к предмету, формировать навыки поведения в коллективном и индивидуальном учебном труде.

— знать химические свойства металлов;

— уметь составлять уравнения реакций в соответствие с химическими свойствами металлов.

— формировать уважительное отношение к чужому мнению;

— формировать ответственное отношение к учению.

— уметь слушать собеседника и вести диалог; уметь признавать возможность существования различных точек зрения.

— продолжить развитие умения планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели.

умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические заключения и делать выводы.

Тип урока: урок изучения нового материала

I Организационный момент

II Актуализация опорных знаний учащихся

1.Дайте определение реакции замещения. (Реакция замещения – это реакция между простым и сложным веществом, в результате которой атомы простого вещества замещают один из атомов в сложном веществе)

2.Какие реакции с участием металлов вам известны? (Взаимодействие металлов с растворами кислот, с солями менее активных металлов)

3.Какие реакции замещения лежат в основе реакций получения металлов? (Взаимодействие оксидов металлов с водородом, углем, алюминием, оксидом углерода( II ))

4.Являются ли реакции замещения ОВР? (Все реакции замещения являются ОВР)

5.Окислителями или восстановителями являются металлы в реакциях замещения? (Металлы являются восстановителями)

IV Мотивация учебной деятельности

Из курса химии 8 класса вы уже знаете, что металлы отличаются по своей активности, и знаете химические свойства классов неорганических соединений. Но все ли химические свойства металлов вам известны? Как вы считаете, какова цель нашего урока?

V Изложение нового материала

Химические свойства металлов

По своим химическим свойствам все металлы являются восстановителями, все они сравнительно легко отдают валентные электроны, переходят в положительно заряженные ионы, то есть окисляются. Восстановительную активность металла в химических реакциях, протекающих в водных растворах, отражает его положение в электрохимическом ряду напряжений металлов (Открыл и составил Н.Н.Бекетов)

Чем левее стоит металл в электрохимическом ряду напряжений металлов, тем более сильным восстановителем он является, самый сильный восстановитель – металлический литий, золото – самый слабый, и, наоборот, ион золото (III) – самый сильный окислитель, литий (I) – самый слабый.

Каждый металл способен восстанавливать из солей в растворе те металлы, которые стоят в ряду напряжений после него, например, железо может вытеснять медь из растворов ее солей. Однако следует помнить, что металлы щелочных и щелочно — земельных металлов будут взаимодействовать непосредственно с водой.

Металлы, стоящие в ряду напряжений левее водорода, способны вытеснять его из растворов разбавленных кислот, при этом растворяться в них.

Восстановительная активность металла не всегда соответствует его положению в периодической системе, потому что при определении места металла в ряду учитывается не только его способность отдавать электроны, но и энергия, которая затрачивается на разрушение кристаллической решетки металла, а также энергия, затрачиваемая на гидратацию ионов.

Чтобы голова не болела,

Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой)

А теперь руками крутим –

И для них разминка будет. ( Вращение прямых рук вперед и назад)

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим. (Потягивания – руки вверх и в стороны)

Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо)

Достаем руками пол. ( Наклоны вперед)

Потянули плечи, спинки,

А теперь конец разминке. (Дети садятся)

I Взаимодействие с простыми веществами — неметаллами

1.С кислородом большинство металлов образует оксидыамфотерные и основные:

Читайте также:  Резка металла птк инжиниринг

Щелочные металлы, за исключением лития, образуют пероксиды:

2.С галогенами металлы образуют соли галогеноводородных кислот – галогениды:

3.С водородом самые активные металлы образуют ионные гидриды – солеподобные вещества, в которых водород имеет степень окисления -1.

4.С серой металлы образуют сульфиды :

5.С азотом некоторые металлы образуют нитриды , реакция практически всегда протекает при нагревании:

6.С углеродом образуются карбиды:

II Взаимодействие со сложными веществами

1.Взаимодействие металлов с растворами кислот

Металлы, расположенные в ряду активности левее водорода взаимодействуют с растворами кислот по схеме:

2 Al + 6 HCl → 2 AlCl 3 + 3 H 2

2│Al 0 – 3 e — → Al 3+ — окисление

3│2H + + 2 e — → H 2 – восстановление

2.Взаимодействие с водой

А) Щелочные и щелочно – земельные металлы (до Mg ) взаимодействуют с водой по схеме:

Б) Металлы от Mg до Pb взаимодействуют с водой по схеме:

Me + H 2 O → Me х O у + H 2

Металлы, стоящие в ряду активности после водорода с водой не взаимодействуют.

3. Взаимодействие металлов с солями менее активных металлов

Взаимодействие металлов с растворами солей.

В 1 пробирку налейте 2 – 3 мл раствора нитрата серебра ( I ), во 2 – 2 – 3 мл раствора сульфата меди ( II ), а в 3 – столько же раствора нитрата алюминия. В 1 пробирку положите тонкую медную проволоку, во 2 – стружку железа, а в 3 – медные стружки.

В 1 пробирке выпало серебро, во 2 пробирке выпала медь, в 3 пробирке ничего не произошло.

Вывод: металлы вытесняют только менее активные металлы из их солей.

1. Решите тестовые задания

1.Выберите группу элементов, в которой находятся только металлы:

А) Al, As, P; Б) Mg, Ca, Si; В) K, Ca, Pb

2. Укажите общее в строении атомов K и Li:

А) 2 электрона на последнем электронном слое;

Б) 1 электрон на последнем электронном слое;

В) одинаковое число электронных слоев.

3 . Металлический кальций проявляет свойства:

В) окислителя или восстановителя в зависимости от условий.

4. Металлические свойства натрия слабее, чем у –

А) магния; Б) калия; В) лития.

6. К неактивным металлам относятся:

А) алюминий, медь, цинк; Б) ртуть, серебро, медь;

В) кальций, бериллий, серебро.

2. Закончить уравнения практически осуществимых реакций, назвать продукты реакции

VII Домашнее задание

§ 41, выполнить упр. 2 стр. 14 8

C какими трудностями вы столкнулись при изучении этой темы, и как вы решили эту проблему?

Источник

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ХИМИИ ТЕМА: «Химические свойства металлов. Ряд активности».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

АГРОТЕХНОЛОГИЙ И ПИТАНИЯ»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ХИМИИ

ТЕМА : «Химические свойства металлов. Ряд активности».

Преподаватель Шевченко Н.Н.

Тема урока. «Химические свойства металлов. Ряд активности».

Тип урока – урок изучения нового материала

Технология урока: Комбинированный.

Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8,9 классов, подчеркнуть химическую функцию металлов как восстановителей.

​  развивать умения пользоваться опорными знаниями, закреплять умения и навыки выполнения химического эксперимента;

​  развивать логическое мышление, умение анализировать увиденное;

​  закреплять умения составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

​  сформировать понимание практического значения металлов в жизни человека;

​  Развивать познавательный интерес при выполнении теоретических и практических заданий.

Метод: словесный с применением наглядности, и с использованием мультимедийного проектора и компьютера.

Оборудование: Оборудование и реактивы: на столах учащихся: раствор соляной кислоты (НCl), CuSO4 (раствор), металлы: цинк, медь, железо ( железные гвозди на ниточках), пробирки, штатив для пробирок, емкость для слива.

На столе учителя: предметный столик, спички, спиртовка, вата, шпатель, асбестовая прокладка, порошок магния.

Организационный момент (1 мин.)

Подготовка к восприятию новых знаний (1-2 мин.)

Проверка опорных знаний (5-7мин.)

Изучение нового материала (25-30 мин.)

Закрепление изученного материала -(5-7 мин.)

Организованный конец урока (1 мин.).

I. Орг. момент (1 мин.)

Учитель оценивает готовность учащихся к работе.

Приветствие учителя Учитель здоровается с учащимися и предлагает им сесть.

Учащиеся стоя приветствуют учителя.

II. Подготовка к восприятию новых знаний (1-2 мин.)

Сообщение темы урока.

Откройте свои тетради, запишите на полях сегодняшнее число, в центре листа “Классная работа” и тему урока

Учащиеся открывают тетради и записывают в центре листа: Классная работа, Тему урока, на полях ставят сегодняшнюю дату.

111Проверка опорных знаний (10 мин.).

1)​ По каким свойствам мы узнаём простые вещества металлы. 2)​ Где находятся в ПСХЭ химические элементы металлы.

Читайте также:  Перила на веранду металл

3)​ Является ли деление элементов на металлы и неметаллы условным?

2. Программированный опрос

(учащимся предлагается тест из 5 вопросов (2 варианта)).

В тесте выделены ответы – верные и неверные. Приём пед. техники «Лови ошибку».

Учащиеся записывают номера ответов в тетрадях.

Приём пед. техники « Самопроверка».

Объявление результатов: 5 правильных ответов – «5»

4 правильных ответа – «4»

3 правильных ответа – «3»

Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют тест, выполняют самопроверку

III. Основная часть. (25 .- 30 мин.)

Постановка цели урока. Актуальность изучения данной темы.

Учитель: Мир вокруг нас – это совокупность физических и химических превращений веществ. Как ведут себя металлы в этом мире, с какими веществами они взаимодействуют и каким должно быть их практическое применение.

Примечание: результат работы учащихся – конспект, включающий схему-опору по определённым свойствам металлов и уравнения реакций в качестве примера.

1. Металлы – восстановители

Как же ведут себя простые вещества металлы при взаимодействии с неметаллами?

Демонстрационный опыт (учитель): горение Mg в кислороде.

Вопрос: Как вы можете объяснить этот опыт? Где подобный процесс мог применяться?

( В прошлом веке использовался фотографами для улучшения освещения)

Ученик у доски: Составляет уравнение реакции горения магния в кислороде,

определяет окислитель и восстановитель.

2.Металлы и неметаллы

Вопрос: Как называются продукты взаимодействия металлов с кислородом, галогенами, серой, азотом (учащиеся дают ответы, сверяют их с записью).

Горение алюминия в броме.

Обсуждение: Приём пед. техники: «Представьте, что»… этот опыт проводится на вашем столе …» .

Ученик у доски: Составляет уравнения реакции взаимодействия алюминия с бромом Фиксирует признаков химической реакции, определяет окислитель и восстановитель.

3. Металлы и вода.

Приём пед. техники : «Как вы думаете ?»… имеет ли смысл фраза, которую мы часто слышим в сказках: «К морю синему пошли и море синее зажгли?».

слайд №8 Опыт: «Активные металлы и вода».(видеоклип)

Ученик у доски: Составляет уравнения реакции взаимодействия натрия с водой. Фиксирует признаки химической реакции, определяет окислитель и восстановитель.

Составление уравнений взаимодействия с водой калия и лития (самостоятельно, в тетрадях. Проверяем устно.

Анализируем процессы: Zn + H2O → ; Fe + H2O ; Au + H2O →;

4. Металлы и кислоты.

В тетради записывают опору. слайд №9

Опыт выполняют учащиеся:

1 вариант — Zn + HCl | Инструктаж

2 вариант — Cu + HCl | по ТБ.

Учитель: контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.

Запись в тетрадях уравнений реакций, наблюдения

Zn + HCl → ZnCl2 + H2

Cu + HCl → не идёт

слайд №10(1,2) (видеоклип), слайд №11. (видеоклип)

Fe + HNO3 ( разб .) → Fe(NO3)3 + H2O + NO

Fe + HNO3 ( конц .) → не идёт

Hg + HNO3 ( конц .) → Hg(NO3)2 + NO2 + H2O

5. Металлы и соли. слайд №12(видеоклип)

Учащиеся записывают: опору; уравнения реакций; наблюдения.

Металл + Соль → Нов.Металл + Нов. Соль

Опыт выполняют учащиеся: CuSO4 + Fe. Учитель контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.

Уравнения: CuSO4 + Fe → FeSO4 + Cu

KCl + Na → (из учебника).

Ставят цель урока.

Записывают опорный конспект со схемами. Составляют уравнения и определяют ОВР. Учащиеся дают ответы на вопросы и обсуждают вопросы.Проводят анализ

Закрепление материала (2-3мин.)

IV. Вывод по уроку: (2-3 мин.)

Вопрос: исходя из химических свойств металлов можете ли вы сказать, какое практическое применение они находят.

Ответ: Металлы широко используются человеком в технике, медицине, различных отраслях промышленности, но при использовании надо учитывать их свойства: взаимодействие с кислородом, водой, различными солями.

Рефлексия. Еще раз прочитайте цель урока

Приём педагогической техники «Самооценка».

Оцените свою работу и ответьте на следующие вопросы. Достигли ли мы цели урока? В какой степени? Что вы узнали для себя нового? (опрос каждого ученика). Что делали на уроке? Что мне понравилось?

Учащиеся оценивают свою работу на уроке по результатам теста и своим ответам. Учитель корректирует оценки и выставляет их в журнал.

Учащиеся оценивают свою работу.

V. Домашнее задание (1мин.)

С§ 36, Упр. № 2. (для всех). Наиболее активным учащимся предлагается работа по составлению кроссворда на тему: « Металлы и сплавы .Способы получения металлов.»

Учащиеся записывают домашнее задание.

Список используемой литературы

Химия 9 класс О.С.Габриелян издательство Дрофа, Москва-2007г.

Поурочные разработки по химии к учебнику Химия10 класс О.С. Габриелян издательство Дрофа, Москва «Вако»-2007г.

Контрольно-измерительные материалы по химии 10 класс Н.П. Троегубова

Задачник по химии 10 класс Н.Е. Кузнецова

Современные открытые уроки химии 10классы Е.П. Сгибнева

Источник

Поделиться с друзьями
Металл