Резка судна на металлолом

Утилизация судов

Наши услуги

Утилизация судов

Демонтаж, резка в металлолом, разборка и утилизация списанных в лом судов, кораблей, барж, плавучих кранов, сухогрузов, танкеров, катеров, дебаркадеров, понтонов

Демонтаж, резка в металлолом, разборка, утилизация и покупка списанных в лом судов, кораблей, барж, плавучих кранов, сухогрузов, танкеров, катеров, дебаркадеров, понтонов

Утилизация кораблей — процесс по демонтажу оборудования судна, переработке отходов или помещению их на долговременное хранение в безопасное место, резке и распиловке корпуса судна и палубных надстроек корабля. К процессу утилизации предъявляются высокие требования по безопасности с точки зрения нанесения вреда окружающей среде. Большинство кораблей имеют срок службы в несколько десятилетий, прежде чем их эксплуатация, а также переоборудование и ремонт становятся невыгодными. Утилизация позволяет повторно использовать материалы с корабля, особенно сталь. Оборудование на борту судна также может быть использовано повторно.

До сих пор в России процесс утилизации транспортных средств, в том числе морских и речных судов развит достаточно слабо.

Утилизация затонувших судов, кораблей, барж, катеров, дебаркадеров, сухогрузов, количество которых возрастает с каждым годом, приносит прямую выгоду:

  • во-первых, это очистка водоемов от глыб металла, ржавеющих в воде,
  • во-вторых, — обеспечение безопасного судоходства,
  • в-третьих, — экономическая выгода собственникам плавсредств, поскольку разрезанные части судов будут сданы как металлолом для переработки на металлургический завод.

ООО «ДЕМОНТАЖНИКИ.РУ» обладает необходимым оборудованием для поднятия затонувших судов. Наши специалисты хорошо знают, какие высокие требования предъявляются к процессу утилизации в плане безопасности для окружающей среды. Механизм утилизации судов, отслуживших свой срок, четко прописан в законодательстве.

Большинство кораблей имеют срок службы, который длится не более нескольких десятилетий. Дальнейшая их эксплуатация, переоборудование и ремонт становятся просто невыгодными. Утилизация же дает возможность использовать повторно материалы с корабля (это, прежде всего, сталь), а также некоторое оборудование.

Существуют малое количество организаций, которые способны выполнить столь сложную работу, не говоря уже о качественном ее выполнении, а также про затраты на это минимального количества времени. Качество нашей работы подтверждается отзывами Партнёров и наличием Лицензий, Свидетельств и международного Сертификата ISO 9001-2011

Обратившись в нашу компанию ООО «ДЕМОНТАЖНИКИ.РУ» и заключив договор по разделке корабля, ваша головная боль, связанная со старым судном, считайте, исчерпана. Наши специалисты занимаются демонтажем, утилизацией, резкой судов и кораблей на металлолом уже более 10-ти лет, а также сортировкой, покупкой, а также вывозом металлолома.

ООО «ДЕМОНТАЖНИКИ.РУ» предлагает сотрудничество по следующим направлениям в рамках демонтажа, разборки, утилизации списанных судов:

  • Выкуп списанного плавсредства, судна, корабля и др., как изделия, крупногабаритной металлоконструкции, лома неразделанного неразделённого засорённого. При этом, цена выкупа будет максимальной, так как мы оцениваем выкупаемое судно, корабль, баржу не только как несколько тонн чёрного лома (так делают большинство металлоломных компаний). Мы точно знаем количество не только чёрного, но и цветного металла в каждом типе судна. Более того, в некоторых списанных в металлолом судах бывают новые вторично годные детали, стоимость которых мы также учитываем в цене выкупаемого списанного судна.
  • Демонтаж, резка в металлолом, разборка и утилизация списанного в лом судна (кораблей, барж, плавучих кранов, сухогрузов, танкеров, катеров, дебаркадеров, понтонов и пр.), береговой инфраструктуры. Мы производим данные работы, как на своих производственных площадках, так и на территории Заказчика и территории третьих лиц.
  • Демонтаж, разборка, отбор и хранение запасных частей, образующихся в результате демонтажа, резки, разборки и утилизации списанного в метталлолом судна (кораблей, барж, плавучих кранов, сухогрузов, танкеров, катеров, дебаркадеров, понтонов и пр.)
  • Утилизация запасных частей в лом, образующихся в результате демонтажа, резки, разборки и утилизации списанного плавсредства в металлолом.
  • Помощь в оформлении списания плавсредства, судна: кораблей, барж, плавучих кранов, сухогрузов, танкеров, катеров, дебаркадеров, понтонов и пр.
  • Выкуп образовавшегося от демонтажа, разборки, резки и утилизации судов черного и цветного лома по хорошим ценам.
  • Вывоз образовавшегося от демонтажа, разборки, резки и утилизации судов мусора, черного и цветного лома.

Для того, чтобы узнать стоимость работ либо получить ответы на любые возникшие вопросы, свяжитесь с нами по телефонам, которые указаны на сайте компании или используйте форму обратной связи.

Мы работаем по следующей схеме:

  • подготовка судна;
  • разделочные работы на плаву или в сухом доке;
  • сортировочные работы на площадке;
  • покупка и вывоз образовавшегося металлолома.

Подготовка судна.

Разделка кораблей начинается, прежде всего, с подготовки судна. Первое, что необходимо сделать – оградить место стоянки судна заграждениями. Затем необходимо приступить к изучению наличия и количества на борту корабля:

  • помещений или закрытых емкостей, которые содержат посторонние газы или воздушные примеси;
  • легковоспламеняющихся материалов или химикатов;
  • иных неметаллических материалов, как стекло, дерево или другие;
  • масла, остатков топлива.

Специалистами составляется план по снятию и удалению всех выше перечисленных неметаллических материалов или жидкостей, исходя из их классификации. Данные работы выполняются только специалистами, у которых имеется специальный допуск, а также соответствующая спецодежда. Для каждого факта вывоза перечисленного материала составляется акт, в котором указывается наименование груза, время и дата вывоза.

После окончания данной работы осуществляется вторичная инспекция, для оценивания возможности безопасного выполнения газосварочных и разделочных работ на борту корабля.

Разделочные работы на плаву или в сухом доке.

В первую очередь выполняются разделочные работы на плаву. Здесь используется газосварочное оборудование только для резки больших фрагментов палуб, внешнего корпуса и надстройки. Во время резки каждый фрагмент поддерживается при помощи автокрана. После чего все фрагменты транспортируются на рабочую площадку.
После разделки и демонтажа надстройки, части оборудования и верхних палуб, корабль перемещается в сухой док, где производится демонтаж и резка оставшихся частей судна

Сортировочные и разделочные работы на площадке.

На площадке выполняются окончательные работы по резке фрагментов корпуса или надстройки, а также сортировка полученных металлов. Размеры получаемых частей металлолома такие, что позволяют выполнить погрузку и вывоз данного лома с территории предприятия.

Покупка и вывоз образовавшегося металлолома.

Источник

Сдача судна на лом: особенности разборки, переработки и утилизации старых кораблей

В случае, когда крупное плавательное средство вышло из строя, а его ремонт невозможен, требуется утилизация и переработка. Оставлять старые корабли и баржи пришвартованными в портах запрещено и крайне опасно: в числе материалов, используемых в процессе судостроения, – сурьма, ртуть, свинец и др. С течением времени обшивка плавательного средства начинает разлагаться, а входящие в ее состав элементы попадают в воду и оседают на дно. Тяжелые металлы губительны для экосистемы, поэтому вышедшие из строя корабли следует обязательно утилизировать.

При этом старые суда подвержены возгоранию: легко воспламеняемый пластик, остатки топлива, масла могут загореться, что приведет к выбросу токсичных веществ в воздух. Утилизация списанных кораблей обязательна для владельцев плавательных средств, что регламентировано Постановлением Правительства РФ № 620 от 12 августа 2010 года.

Подготовительный этап

Утилизация судна на металлолом должна соответствовать законодательным нормам, прописанным в ФЗ № 7 от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды». В соответствии с установленными правилами утилизировать плавательные средства необходимо в специально отведенных местах, исключая риск экологического загрязнения (попадания токсичных веществ в воду, воздух и почву).

Читайте также:  Скоба дистанционная диаметр 20мм металл сд1620 рувинил

Первый этап сдачи судна – его правильная подготовка. Специалисты должны проанализировать состав материалов, из которых построено судно, определить степень их опасности и радиационной активности посредством спектрального и химического анализа. Полученные данные позволят предотвратить вероятность взрыва или возгорания при проведении работ.

Процедура утилизации

Следующий этап – разделка судна на металлолом. Для этого во время прилива плавательное средство заводят на мель, а после отлива приступают к демонтажным работа. Разборку производят, полностью снимая оборудование и обшивку, и оставляют только корпус.

  • разделка корпуса судна на лом;
  • резка секций на листы и блоки;
  • вынос составных частей корпуса на берег;
  • резка полученных элементов на мелкие части;
  • сортировка и отправка на переработку.

В судостроении используют ценные металлы и сплавы, поэтому можно сдать судно на металлолом и выручить существенную сумму. По окончании демонтажа и резки материалы сортируют с учетом состава и степени засоренности, после чего сдают в пункты приема для дальнейшей переработки, переплавки и применения в качестве вторичного сырья при производстве металлоизделий.

Особенности демонтажа кораблей на металлолом

Разделка судов на металлолом происходит также на плаву и в доке. До начала работ специалисты составляют технологический план, а затем обследуют закрытые емкости. Это необходимо для обнаружения, извлечения, нейтрализации горючих остатков топлива, газовоздушных смесей, масел, взрывоопасных химических веществ.

Рабочая площадка, независимо от месторасположения, должна быть ограждена. Оборудование для резки и подъемные механизмы устанавливают в строго запланированных местах с учетом расчетных нагрузок. Палубные надстройки, крупные элементы палубы и корпуса демонтируют в лом. Прочие крупные элементы после резки переносят в сухие доки, где разделывают и сортируют для последующей сдачи. В процессе работ объекты поддерживают автокраном, а затем перемещают посредством подъемной и грузовой техники.

Стоимость утилизации

Цена утилизации плавательного средства зависит от многих факторов, включая его размер, типа, дату производства, особенности эксплуатации. Окончательную стоимость определяют с учетом необходимости проведения дополнительных работ, таких как:

  • откачивание нефтепродуктов;
  • вывоз мусора;
  • буксировка к месту разделки;
  • аренда дока;
  • срочность проведения работ;
  • доставка к месту утилизации и т.д.

Корабли на металлолом принимают с учетом фактической массы, рассчитанной по окончании разделки и демонтажных работ. Полученный металлолом взвешивают, вычисляя стоимость материалов с учетом объема засора. Также на сумму выручки от сдачи повлияет размер судна и его разновидность. Сдать на металлолом можно плавательные средства всех типов, включая пассажирские корабли, сухогрузы, плавучие краны, баржи, катера, понтоны, сухогрузы и танкеры.

Особенности утилизации судов в России

Постановление Правительства России № 620 в редакции 2012 года устанавливает: любые плавательные средства необходимо утилизировать по истечении допустимого срока эксплуатации (около 30 лет). Способ проведения работ должен отвечать требованиям по защите окружающей среды, прописанных в соответственном законе.

Процедура сдачи кораблей на металлолом состоит из нескольких важных этапов:

  • поиск специализированной компании, чья деятельность лицензирована Росприроднадзором и Комитетом экономического развития;
  • подготовка пакета документов (свидетельство права собственности, судовой и машинный журнал, судовая санитарная книга и др.);
  • проведение экспертной оценки судна;
  • заключение договора с компанией;
  • получение денег от сдачи судна;
  • передача плавательного средства на утилизацию.

Сдать корабль, судоход и баржу на металлолом можно целиком или в разобранном виде.

Продажа водных судов на лом

Продажа корабля на металлолом – процедура демонтажа, разборки и утилизации судна, находящихся в критическом состоянии, не подлежащего восстановлению после аварии или поломки, списанного по истечении срока службы. Продать судно целиком или сдать лом, полученный от разборки, – сложный выбор. Он зависит от возможности проведения демонтажа, его стоимости и состояния судна (суда, пораженные коррозией, принимают по низкой цене из-за большого объема засора и дополнительных затрат на буксировку, демонтаж, переработку).

Чем сложнее условия разборки, тем выше цена проведения работ. Однако обычно стоимость демонтажа и разборки корабля ниже по сравнению с доходом, полученным от сдачи металлолома. Это позволяет покрыть расходы на утилизацию и получить существенную прибыль от продажи лома. Оптимальное решение – комплексные услуги демонтажа и приема лома, заказанные в одной компании.

Металлы в плавательных средствах

Разборка и утилизация водных судов на специальные предприятия позволяют извлечь и повторно использовать большие объемы металла. Полученное вторсырье используют в металлургии, судостроении, машиностроении и т.д. Основной вид вторсырья, получаемого в результате разборки, – достаточно дорогостоящая сталь. Использование лома при выплавке стали снижает расходы энергии и спрос на железную руду.

Ценные цветные металлы содержатся в корабельном оборудовании. Например, в электрических проводах, которые предварительно обжигают для сдачи чистого лома. Но такая методика применяется преимущественно в кустарных условиях. Специализированные компании извлекают медные, латунные и бронзовые сплавы посредством сепараторов, шредеров, вибрирующих столов, колонн воздушной флотации и вихревых токов. Аналогичным способ перерабатывают электронные компоненты.

Выкуп списанных кораблей

Ужесточение требований Ростехнадзора к процессу эксплуатации водных судов привело к массовым списаниям кораблей, катеров, баржей. Утратив право целевого использования судна, владелец стремился скорее снять его с баланса, чтобы снизить налоговую нагрузку, не платить за аренду причала и т.д.

В короткие сроки избавиться от списанного корабля можно, продав его как крупногабаритный неразделанный, несортированный, засоренный лом. Цена выкупа будет ниже по сравнению со сдачей лома, полученного в результате демонтажа. Но плавательное средство весит несколько тонн, поэтому доход от сдачи будет достаточно высоким. Специалисты знают примерное содержание цветных и черных металлов в разных типах судов, поэтому предлагают взаимовыгодные условия владельцам. При наличии на корабле или барже вторично годных к применению деталей стоимость возрастает, поскольку их цена учитывается при приеме.

Дополнительные услуги при сдаче корабля на лом

Деятельность нашей компании лицензирована, а в распоряжении сотрудников – необходимые материалы для проведения следующих работ:

  • демонтаж плавательных средств;
  • резка крупногабаритных конструкций в металлолом;
  • разбор и утилизация списанного плавательного средства (плавучего крана, баржи, танкера, сухогруза, дебаркадера, катера, понтона и др.).

Проведение работ по утилизации, демонтажу и разборке возможно на собственных площадках нашей компании и территории заказчика. Также производим демонтаж, разборку, сортировку и хранение запчастей и узлов, оставшихся после того, как владелец сдал корабль на лом. При необходимости утилизируем запчасти и оборудование в металлолом. Поможем клиентам правильно оформить документы на списание корабля и предложим лучшие цены при выкупе.

Источник

Пилить или не пилить? Правовое регулирование утилизации морских судов в РФ

В ту самую минуту, когда Вы читаете данную статью, российский флот стареет. Принимая во внимание высокие затраты на строительство нового флота, многие судовладельцы предпочитают приобретать подержанный флот, в том числе, и за границей, что не способствует обновлению и уменьшению возраста судов под российским флагом.

В попытке защититься от наплыва старого флота, в Кодекс торгового мореплавания (далее – КТМ РФ) был внесен пункт 1 части 7 статьи 33, запрещающий регистрировать суда в Российском международном реестре судов, «если они зарегистрированы в реестрах судов иностранных государств и их возраст на дату подачи заявления о государственной регистрации в Российском международном реестре судов превышает 15 лет». В большинстве юрисдикций, в том числе, относящихся к «удобным флагам» не подлежат регистрации суда старше 20 лет. Между тем механизмы избавления от устаревшего гражданского флота в мире, практически, отсутствуют.

Это приводит к тому, что каждая из стран справляется с проблемой по-своему: в Китае суда переплавляют «на наперстки», в Индии вытаскивают на берег, оставляя ржаветь, в России – бросают у причалов или в отдаленных, глухих частях морского пространства. Ни один из этих способов нельзя считать по-настоящему продуманным с позиции защиты окружающей среды, так же как не являются они привлекательными для судовладельцев, которые предпочитают продавать флот «до последнего», только чтобы избежать утилизации.

Читайте также:  Потолки армстронг плитка металл

В России процедура утилизации осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 №620 (в редакции от 04.09.2012 года) «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта» (далее – Постановление).

Общими положениями Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ (в редакции от 28.12.2013 года) «Об охране окружающей среды» (с изменениями и дополнениями от 10.01.2014 года) предусмотрено, что указанные в Постановлении процессы утилизации должны соответствовать требованиям защиты окружающей среды. На практике это означает, что утилизация должна проводиться в специально отведенных и оборудованных для этих целей местах, исключая риск экологического загрязнения. На сегодняшний день утилизация производится на судостроительных верфях.

Равномерный вывод из эксплуатации старых судов и их замена новыми соответственно является естественным коммерческим процессом, который предоставляет возможность внедрения более безопасных и более экологически благоприятных проектов, повышения эксплуатационной эффективности и снижения количества рисков эксплуатации. Загрязнение окружающей среды в основном несут старые суда. Это загрязнение нефтепродуктами, и льяльными водами, пищевыми и прочими отходами. Постоянное обновление флота в этой связи крайне необходимо. При этом старые суда должны быть утилизированы интересах охраны окружающей среды.

В этой связи с 01 января 2014 года вступил в силу ГОСТ Р ИСО 30000 — 2013 «Суда и морские технологии. Системы менеджмента утилизации судов. Технологические требования к системе менеджмента предприятий по безопасной и экологически рациональной утилизации судов». Этот стандарт устанавливает требования к системе менеджмента предприятий (организаций) по утилизации (разделке) судов, которые способствуют внедрению и применению процессов и методов достижения безопасных и экологически приемлемых работ по утилизации судов в соответствии с национальными и международными стандартами. Требования к системам менеджмента учитывают соответствующие юридические аспекты, стандарты безопасности, экологические условия, которые предприятия по утилизации должны выполнять для безопасной и экологически рациональной утилизации судов.

В обязанности судостроительных организаций входит разработка детального проекта утилизации судна, который, как правило, включает в себя следующие этапы:

  1. Отключение демонтируемых или деформируемых объектов от любых источников питания;
  2. Удаление взрывоопасных, порошкообразных, химически агрессивных веществ и других веществ и микроорганизмов, оказывающих негативное воздействие на человека и окружающую среду;
  3. Удаление самопроизвольно движущихся элементов, которые могут появиться после демонтажа пригодных для дальнейшего использования технических средств и оборудования.

Судно подлежит утилизации после его списания с баланса предприятия. Оно завершило свой технологический процесс и после этого оно становится «отходом». Для утилизации судна разрабатывается основной проект утилизации или несколько поэтапных проектов.

Произведение вышеуказанных процессов требует существенного вложения денежных средств от судовладельца: аренда специализированных помещений для демонтажа и утилизации, оплата услуг специалистов, перевозка и уничтожение материалов утилизации, часто обладающих вредоносными свойствами. Утилизация судов в России превращена в коммерческую деятельность: услуги по утилизации предоставляют как сами судостроительные организации, так и частные лица. Многие из них действуют по «серым» схемам, не утруждая себя разработкой проектов в области охраны окружающей среды и природопользования, и экологической безопасности, и соблюдением экологических норм. Однако, из-за повышенной стоимости утилизации, интерес даже к «серым» схемам у судовладельцев отсутствует.

При разработке проекта утилизации судов затрагиваются около 18 законов РФ и подзаконных актов. Это очень сложный, трудоемкий процесс, предусматривающий несколько этапов:

  1. Определение состояния судна и возможности его транспортировки (предусматриваются меры, которые исключат протечку топлива, масла и других опасных веществ в водную среду).
  2. Выбор места хранения судна до транспортировки (если это необходимо).
  3. Определение места утилизации судна, соответствующего всем нормам экологической безопасности и технической оснащенности.
  4. Транспортировка судна, буксировка и швартовка судна на предприятии (где принимаются меры исключающие случаи загрязнения окружающей среды).
  5. Подготовка судна к разделке (демонтаж оборудования, аппаратуры, конструкций и т.д., которые могут быть использованы в дальнейшем).
  6. Утилизация судна (вторичное использование, обезвреживание, уменьшение класса опасности, размещение на полигонах отходов, не подлежащих использованию и изменению и т.д.).

Чтобы более подробно осветить процесс утилизации судна, мы ввели понятие «отходы». Что такое списанное судно? Оно представляет собой комплекс отходов с разными классами опасности и разным агрегатным состоянием.

В соответствии с вышесказанным весь процесс утилизации – это процесс работы с отходами. Какие могут быть отходы:

  1. Отходы производства – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, химических соединений, образовавшиеся при производстве продукции или выполнении работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.
  2. Отходы потребления изделия и материалы, утратившие свои потребительские свойства в результате физического или морального износа. Отходы производства и потребления являются вторичными материальными ресурсами (BMP), которые в настоящее время могут вторично использоваться в народном хозяйстве.
  3. Токсичные и опасные отходы – содержащие или загрязненные материалами такого рода, в таких количествах или в таких концентрациях, что они представляют потенциальную опасность для здоровья человека или окружающей среды.

Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

Собственник отходов I – IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности (ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления» с изменениями и дополнениями). По этому пункту в настоящее время подлежит лицензированию только обезвреживание и размещение отходов. То есть собственник судна может передать в собственность «утилизатору» судно, как отход.

Требования к «утилизатору»:

  1. Наличие профессионально подготовленных в техническом отношении кадров.
  2. Наличие необходимых разрешительных допусков и удостоверений (электрики, сварщики, резчики, крановщики и т.д.).
  3. Наличие автотранспорта для вывоза опасных отходов, или договора с предприятием по вывозу опасных отходов (на машины должно быть разрешения на транспортировку отходов по классу опасности), а водители иметь ДОПОГ — удостоверения, что дает право транспортировать опасные грузы. Обязательное соблюдение правил ДОПОГ.
  4. Наличие инструкции на транспортировку автомобильным транспортом (на каждый отход), так как требования по упаковке, транспортировке каждого отхода разные, в зависимости от агрегатного состояния, от класса опасности, и от физико-химических свойств отхода.
  5. Наличие необходимого оборудования, транспортных средств, подъемного оборудования и т.д. (в аренде, лизинге, в собственности).
  6. Наличие подготовленных кадров, прошедших курсы повышения квалификации по обращению с опасными отходами.
  7. Наличие подготовленных кадров, прошедших курсы повышения квалификации по технике безопасности и охране труда, по пожарной безопасности.
  8. Наличие на предприятии эколога, экологической службы или договора с экологическим предприятием об экологическом сопровождении.
  9. Наличие разработанных должностных инструкций.
  10. Наличие назначенных ответственных лиц по технике безопасности и охране труда, по пожарной безопасности, а также разработанных по данным направлениям инструкций (Инструкции по охране труда должны быть разработаны на каждый класс опасности, с которым работает персонал, так как требование к спецодежде и к методам предотвращения попадания опасных веществ в органы дыхания разные).
  11. Ведение журнала по ознакомлению персонала с инструкциями по каждому направлению.
  12. Проведение мониторинга воздуха и воды в течение всего срока производственного процесса по разборке судна.
  13. Иметь лицензию на размещение и обезвреживание отходов или договоров с предприятиями, имеющими лицензию на размещение отходов или на обезвреживание (временное хранение отходов на предприятии без оформления лицензии не может превышать 6 месяцев) ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления».
  14. Наличие лицензии на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов, цветных металлов или договора с предприятием, имеющим данную лицензию.

Рассмотрим этапы «утилизации» судна. Для транспортировки судна надо определить его состояние, возможность самостоятельного транспортирования или при помощи буксирования. Для морской буксировки судна – отхода привлеченная организация должна иметь договор страхования гражданской ответственности. Здесь вопрос возникает в следующем: если судно это отход, а отход является опасным грузом, то для его транспортировки нужна лицензия на деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом и морским транспортом опасных грузов (ФЗ №99 от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» с изменениями и дополнениями). Здесь главную роль играет место передачи судна. Если транспортировкой (судно на ходу) до места утилизации занимается собственник судна, то лицензия не нужна. А если его буксируют, то у предприятия, которое занимается буксировкой, должна быть лицензия. При большой изношенности судна встает вопрос о проведении работ по подготовке судна к транспортировке, здесь должны быть применены технологические решения для уменьшения негативного влияния на окружающую среду при дальнейшей транспортировке его к месту утилизации.

Читайте также:  Расшифровка гост для металла

Разрабатывается и утверждается инструкция по транспортировке опасного отхода-груза морским транспортом или речным в соответствии с правилами МОПОГ до места утилизации.

После постановки судна на разборку, возникает вопрос возможного дальнейшего использования оборудования, аппаратуры, нефтепродуктов, масел и т.д., а также незагрязненного лома содержащего черные и цветные металлы.

На использование отходов в данный момент лицензия не требуется. Если отход передается на использование, то предприятием, которое использует отход, обязательно должны быть разработаны ТУ и технологический регламент технологического процесса, при котором применяется данный отход. Место, где его будут утилизировать (доки, верфи и т.д.), являются объектами производственной деятельности и повышенной опасности для окружающей среды. Поэтому в соответствии с Постановлением №74 от 25.09.2007 года Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с изменениями от 10.04.2008 года №25, от 06.10.2009 года №61, от 09.09.2010 года №122 «О введении в действие новой редакции санитарно- эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.2.1 12.2.21200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», нужно разработать и согласовать проект санитарно-защитной зоны. Для производственной деятельности 1-3 класса опасности разработка проекта обязательна. Здесь подразумевается, что предприятие занимается производственным процессом – утилизацией судов постоянно. Требования ГОСТ Р ИСО 30000-2013 направлены именно на постоянный процесс. Поэтому авторы статьи против того, что бы данным процессом занимались фирмы, которые не в состоянии организовать постоянный процесс, а только разовый.

Если для них это одномоментная разовая утилизация, они не будут соблюдать требования данного ГОСТа, не видя в этом целесообразности. Поэтому не выполняя требования ГОСТ Р ИСО 30000-2013 они будут наносить непоправимый ущерб окружающей среде. На каждый отход разрабатывается паспорт опасного отхода. При технологическом процессе – разборке судна – основным критерием должно быть применение энергосберегающих, безотходных и малоотходные технологических решений. Это уменьшит негативное влияние на окружающую среду. На каждый отход разрабатывается паспорт опасного отхода, на каждый этап работ разрабатывается и утверждается «Проект производства работ» и «Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами». Если будет разработан общий порядок до начала работ, многие аспекты могут быть пропущены, так как иногда у участников отсутствует полная информация о схеме судна, об использовании материалов, которые заложены при его строительстве и т.д.

На каждое судно, которое утилизирует предприятие, должна быть разработана программа утилизации, так как каждое судно имеет свои особенности. И если она в себя будет включать все требования по ГОСТ Р ИСО 30000 — 2013 «Суда морские технологии. Системы менеджмента утилизации судов. Технологические требования к системе менеджмента предприятий по безопасной и экологически рациональной утилизации судов», то данная программа будет удовлетворять всем требованиям экологического и природоохранного законодательства.

Между тем, обязать судовладельца производить утилизацию в России нельзя: отсутствует государственный орган, ответственный за контроль над утилизацией, а гражданское законодательство напрямую предусматривает право собственника (судовладельца) попросту бросить свое имущество, отказавшись от права владения и распоряжения им (статья 236 Гражданского кодекса РФ, далее – ГК РФ).

По КТМ РФ, «собственник затонувшего имущества обязан по требованию капитана морского торгового порта или капитана морского рыбного порта в установленный им срок поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его». Но на практике, даже если администрация порта выдаст предписание с требованием поднять судно, судовладелец может его проигнорировать. В бухтах и местах отстоя морских судов, на морском дне, ежегодно фиксируется увеличивающееся количество судов. То есть единственный способ для администрации морского порта добиться поднятия и утилизации судна, или компенсации собственных расходов на произведение данных действий, — это обращение в суд. Иной защиты интересов портовых властей закон не предусматривает.

Наиболее добросовестные судовладельцы риск необходимости утилизировать погибшее судно застраховывают. Законодательно, такое страхование регулируется лишь для речного транспорта: Кодексом внутреннего водного транспорта РФ (далее – КВВТ РФ) возникновение ответственности за убытки, причиненные в связи с подъемом, удалением и утилизацией затонувшего судна, отнесено в список страховых рисков, подлежащих страхованию в части обязанности судовладельца по произведению данных действий (часть 5 статьи 121 КВВТ РФ). Для морских судов данная опция прямо не предусмотрена, однако, в соответствии со статьей 278 КТМ РФ, в случае, если судно застраховано от гибели, страхователь может заявить страховщику об отказе от своих прав на застрахованное имущество (абандон) и получить всю страховую сумму в случае экономической нецелесообразности восстановления или ремонта судна (полной конструктивной гибели судна). Между тем, не всякий страховщик примет указанный абандон, да и вовсе не застрахует судно, готовое к утилизации, так как это точно гарантирует ему дополнительные расходы на избавление от судна после получения прав на него.

Спасением процесса утилизации в РФ может стать ратификация Гонконгской международной конвенции по безопасной и экологически рациональной утилизации судов, принятой на Дипломатической конференции Международной морской организации (IMO) в 2009 году. Конвенция применяется к судам с валовой вместимостью 500 и более тонн, которые используются в гражданском, частном судоходстве. Основным принципом Конвенции является выдача международного сертификата о готовности судна к утилизации, который предоставляется после проведения на судне удаления опасных материалов и иных действий, предусмотренных рекомендациями и протоколами Конвенции для наилучшей подготовки к утилизации. В странах, принявших решение подписать Конвенцию, должны быть внедрены разделочные предприятия, организации, уполномоченные осуществлять контроль по выполнению Конвенции и выдавать соответствующие свидетельства, как судам, так и разделочным предприятиям.

Конвенция вступает в силу через 24 месяца после даты, на которую будут выполнены следующие условия:

  1. Не менее 15 государств подписали ее без оговорки относительно ратификации, принятия или утверждения либо сдали необходимый документ о ратификации;
  2. Общая валовая вместимость торговых судов этих государств составляет не менее 40 процентов валовой вместимости судов мирового торгового флота;
  3. Суммарная годовая мощность предприятий для утилизации судов государств, упомянутых в пункте 1, в течение предшествующих 10 лет, составляли не менее 3 процентов от валовой вместимости торгового флота этих государств.

Остается лишь дождаться, пока Корея, Турция или Индия, которые являются на сегодняшний день главными странами-специалистами по утилизации, ратифицируют Конвенцию. До этого момента, России придется справляться иными способами, а проблема утилизации продолжает оставаться нерешенной. На это обратила внимание Национальная палата судоходства, которая в 2012 году выступила с предложением внедрения в РФ системы предоставления российским судовладельцам утилизационных грантов. Смысл утилизационного гранта состоит в том, что судовладелец сначала утилизирует старое судно, после чего, предоставив подтверждающие утилизацию документы и доказательства понесенных расходов, получает возмещение в размере до 10% стоимости утилизированной единицы флота. Данная мера должна повысить интерес к утилизации среди судовладельцев.

Источник

Поделиться с друзьями
Металл
Adblock
detector