«Установите соответствие и впишите ОМОНИМЫ. Мягкая, ворсистая хлопчатобумажная ткань Короткая сказка; побасёнка Тот, кто имеет долю в каком-либо деле Рабочий, занимающийся соединением деталей при . »
Установите соответствие и впишите ОМОНИМЫ.
Мягкая, ворсистая хлопчатобумажная ткань Короткая сказка; побасёнка
Тот, кто имеет долю в каком-либо деле Рабочий, занимающийся соединением деталей при помощи расплавленного металла
Участок земли при доме, огороженный забором Монарх и приближённые к нему лица
Ложбина, образованная талыми и дождевыми водами Железобетонный, металлический или деревянный брус
Род мебели, для сидения и лежания Совет высших сановников при султане в старой Турции
В годы молодости ваших бабушек в парикмахерских появилась техническая новинка – сушуар, то есть «стационарный фен». Название это происходит от французского schoir «сушильный аппарат», произносится [сэшуар]. Как вы думаете, чем было обусловлено произношение этого термина в русском языке?
Прочитайте предложенные слова, словосочетания и предложения. Одинаковой ли морфемой (частью морфемы) является выделенная часть слов в каждой паре примеров? Дайте аргументированный ответ.
1) Вы смотрите этот сериал? – Смотрите на доску!;
2) вороний крик – вечерний свет;
3) идите – идёмте.
Прилагательное безгодовый в русских говорах Подмосковья имеет два значения, которые почему-то одновременно не встретились ни в одном селе:
1. Проживший очень много лет, старый (Он-то у меня уже безгодовый, не работает в лесу).
2. Имеющий мало лет от роду, малолетний (Он безгодовый ещё, несмышлёныш).
Вопросы:
1. Как могла возникнуть такая противоположность значений одного прилагательного?
2. Почему оба значения одновременно не встретились в речи жителей одного села?
3. Можно ли понять, в каком именно значении употреблено это прилагательное в каждом из приведенных примеров? Как это сделать?
В лингвистике есть термин «контаминация», который обозначает явление возникновения нового выражения или формы путём объединения элементов двух выражений или форм, чем-нибудь сходных. Например, выражение «влачить лямку» возникло как контаминация двух выражений «тянуть лямку» и «влачить жалкое существование».
Определите происхождение контаминаций фразеологизмов: ждать ветра в поле; попасть в галошу; предпринимать меры; надоел как банный лист; концы с концами хоронить; играть значение.
Поэт Игорь Северянин, как и многие его современники, любил освежать стих новообразованием. Например:
«И женский здесь не дамствен кабинет» (о доме Зинаиды Гиппиус),
«Разившая сердца взорорапирой!» (об опасной красавице),
«Бряцай пророчно, Златолира» (о своей лире),
«Остерегайся, музарь, брать / Поддержку для себя от хама. » и
«Оберегая, чтобы толк / Не тронул музника святого, / Берущего в несчастьи в долг» (о бедном поэте).
1. Объясните, какой способ словообразования использован для каждого подчёркнутого слова; каково примерное значение этих слов.
2. Восстановите все звенья словообразовательной цепи для слов дамствен и пророчно, приводя для каждого звена цепи 1–2 примера слов, образованных по этой модели.
Можно ли однозначно определить синтаксическую функцию выделенной словоформы в предложении Мальчики с девочками гуляли?
Дайте мотивированный ответ. Опишите различия в структуре предложений в случае неоднозначной квалификации выделенной словоформы как члена предложения.
В современной пунктуации общее понятие факультативности в употреблении знаков препинания допускает выделение трех случаев:
1) знак собственно факультативный – по схеме «знак – нуль знака» (можно ставить или не ставить);
2) знак альтернативный – по схеме «или – или» (взаимоисключение знаков: возможна двоякая постановка знаков);
3) знак вариативный – по схеме «знак на выбор» (параллельное (допустимое, равнозначное) употребление разных знаков).
Расставьте знаки препинания в приведенных ниже предложениях. Укажите, какой из случаев факультативности знаков препинания в них отражен. Мотивируйте свой ответ.
1. Он заявил что передал книгу и ждал ответа.
2. Далеко в лесу раздавались удары топора.
3. Катя так звали мою соседку была барышней скромной.
Даны семь существительных русского языка (в разных формах), буквы и транскрипционная запись которых переданы с помощью цифр. Восстановите слова, укажите, что обозначает каждая цифра (ниже для справки приведён образец транскрипционной записи в этой системе). Объясните своё решение.
1) 1234 [123’]5) 927 [927]
2) 12514 [1278’]6) 0254 [027]
3) 9234 [923’]7) 063 [063’]
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще…
[штш н / ужэл’ь пъдражан’й’ь / н’ич’тжнъй’ пр’и зрък / ил’ й’иш ’э /маскв’ич’ / вгарл’дъвъм плаш’э //]
Примечание. В данной транскрипции мягкость всех мягких согласных обозначается апострофом, долгота – чёрточкой над транскрипционным символом, краткие редуцированные гласные – знаками [ъ] и [ь].
Установите соответствие и впишите ОМОНИМЫ.
Состояние вещества, в котором его частицы не связаны молекулярными силами притяжения Шёлковая прозрачная ткань
Небольшой ресторан Огородное растение, род тыквы
Небольшой магазин Широкая скамья
Европейское название государственных чиновников в старом феодальном Китае Южное вечнозелёное плодовое цитрусовое дерево
Хищный зверёк семейства куньих, с ценным мехом Вырытое под землёй жильё небольшого животного
1. Прочитайте приведённые фрагменты и выпишите из них слова, которые могут использоваться для называния частей человеческого тела.
а) Вверх тормашками планета –
Наш большой прекрасный дом.
б) Он [немец] ударил, не стращая,
Бил, чтоб сбить наверняка.
. Немец снова в санки сунул
С той же силой, в ту же боль.
Но покуда Тёркин санки
Двинул немец, точно штангой,
в) Сам себя берёт за шкирки,
Важно кланяется детям.
До чего ж забавно в цирке
С дядей Вовой и Медведем!
г) Некто «велел посадить его под арест, и злосчастного поэта взяли под микитки». (М. Зощенко)
д) На корточках ползали слухи,
Судили, решали, шепча.
И я от моей старухи
Достаточно их получал.
2. Какие части тела могут называться этими словами?
3. В чём синтаксическая особенность употребления этих названий, определяемая их семантикой?
4. В чём грамматическая особенность употребления этих названий?
Повтор вопроса 6 (9 класс).
Даны следующие слова: подушка, оплеуха, заушение, оглоушить, наушничать, подушный.
Вопросы:
1. Какие из этих слов этимологически связаны со словом ухо? Какие не связаны? В какую часть слова (морфему) входит сочетание -ух-/- уш- в этих словах с исторической точки зрения?
2. Есть ли среди этих слов другие родственные слова, объединённые другим корнем? Объясните связь их значений.
При рассуждении пользуйтесь материалом из словаря Д.Н. Ушакова.
ПОДУШКА, подушки, ж. 1. Мягкая подкладка под голову, в виде набитого перьями или пухом (или надутого воздухом) чехла. Пуховая подушка. 2. Мягкая подкладка для сиденья (в экипаже, кресле, седле). 3. Приспособление, являющееся опорой, основанием в различных сооружениях, устройствах, механизмах,…прокладка, на которой лежат части машин, устройство на оси для опоры кузова и т. д. (спец.).
ОПЛЕУХА, оплеухи, ж. (разг. вульг.). Удар по щеке рукой, пощёчина. Звонкая оплеуха. Съесть оплеуху (молча, безответно перенести оскорбление). || перен.: Унижающее оскорбление.
ЗАУШЕНИЕ, заушения, ср. (книжн. устар.). Действие по глаг. Заушить — заушать. || Пощёчина. || перен. Оскорбление, нравственная пощёчина.
ОГЛОУШИТЬ, оглоушу, оглоушишь, сов., кого-что (простореч.). Сильным, резким движением ударить по голове, по затылку.
НАУШНИЧАТЬ, наушничаю, наушничаешь, несов., кому на кого-что (разг. презрит.). Тайком клеветать, наговаривать на кого-н., сообщать сплетни о ком-н.
ПОДУШНОЕ. Личный налог с податных сословий, введённый Петром I. Подушная подать, подушный налог.
Даны слова: дождина, домина, паспортина, молодчина, ямина, сиротина, корытина, купчина.
Составьте с ними словосочетания, показывающие грамматический род этих существительных. Как соотносится грамматический род этих слов с родом тех существительных, от которых они образованы? Распределите данные существительные по группам в соответствии с этим признаком. Сформулируйте закономерность.
Сколько значений может иметь данное ниже предложение?
Он вынул трубку из глины.
Опишите синтаксическое различие полученных конструкций.
Повтор вопроса 8 (9 класс).
Прочитайте приведённые ниже написания и выполните задания.
ВеSELAя школа (рекламный слоган торговой сети «SELA»).
Невозможное ВАЗможно (заголовок статьи об автомобилях марки «ВАЗ»).
Москва облаГАРАЖивается (заголовок статьи о гаражном строительстве).
Вопросы:
1. Объясните, почему для обозначения написаний подобного типа используют термин «нелинейный синтаксис» (термин предложен Т.В. Шмелёвой). При объяснении учтите информацию, что линейное развёртывание предложения – это распространение членов предложения зависимыми словами.
2. Опишите приёмы нелинейного синтаксиса, использованные в данных написаниях.
Повтор вопроса 9 (9 класс).
Прочитайте фрагменты из словаря 1929 года:
— аггрегат – механическое соединение;
— адэкватный – соразмерный, соответственный;
— ад’ютант – лицо, состоящее при командующем;
— гипподром – место, где происходят скачки и бега;
— гольфстрем – теплое морское течение от Вест-Индии к берегам Северной Норвегии.
Прокомментируйте особенности написания и произношения каждого из данных слов с позиций современной орфографии и орфоэпии.
Повтор вопроса 4 (10 класс).
Повтор вопроса 6 (9 класс).
Прочитайте фрагменты из словаря 1929 года:
— автомат – 1) самодвижущийся и самодействующий аппарат при помощи скрытого в нем механизма; 2) человек, действующий механически, без мысли и соображения.
— амфибия – земноводное животное (жаба, лягушка, саламандра и проч.);
— ветеран – старый заслуженный воин;
— вернисаж – последний день перед публичным открытием картинной выставки, на который, для предварительного осмотра картин, допускаются только приглашенные;- зонд – тонкий инструмент, вводимый с медицинской целью в различные полости человеческого тела;
— Компактный – плотный, сжатый.
Дополните данные словарные статьи (расширение/изменение лексического значения), опираясь на их современное употребление.
Повтор вопроса 2 (10 класс).
Какие смысловые и стилистические различия имеет употребление падежных форм существительного имя в составе устойчивых конструкций?
Подтвердите свое мнение 1-2 примерами.
(Делать что-либо, действовать) именем (кого-, чего-либо).
(Делать что-либо) во имя (кого-, чего-либо).
(Делать что-либо) на имя (кого-, чего-либо).
(Делать что-либо) от имени (кого-, чего-либо).
А.А. Реформатский, иллюстрируя явление интонационного примыкания, приводит пример: Сильно чёрный трубочист шатает лестницу. Как интонационное примыкание влияет на смысл и грамматические отношения в предложении?
Прочитайте приведённые ниже написания и выполните задания.
ПОТТЕРянный мир (заголовок статьи Дмитрия Быкова о презентации книги Джоанн Роулинг «Гарри Поттер и принц-полукровка»).
Хватить мечтать, пора обLADAть (рекламный слоган марки «LADA»).
ЕвГЕНИЙ нашего времени (заголовок статьи о фигуристе Евгении Плющенко)
Задания:
1. Объясните, почему для обозначения написаний подобного типа используют термин «нелинейный синтаксис» (термин предложен Т.В. Шмелёвой). При объяснении учтите информацию, что линейное развёртывание предложения – это распространение членов предложения зависимыми словами.
2. Опишите приёмы нелинейного синтаксиса, использованные в данных написаниях.
Повтор вопроса 9 (9 класс).
«Лекция № 3. Определение запыленности воздуха производственных помещений. Производственной пылью называются находящиеся во взвешенном состоянии в воздухе рабочей зоны твердые частицы размером от нескольких десятков до до. »
«СОГЛАСОВАНО Заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибис 2014 г. УТВЕРЖДЕНО Распоряжение Правительства Саратовской области от 2014 г. № Комплекс мер («дорожная карта») по развитию жилищно-коммунального. »
«I.Общее положение о прохождении филиала военно-врачебная комиссия-1 ФКУЗ МСЧ-74 ФСИН России (далее – ВВК-1) Адрес ВВК: 454091, г. Челябинск, улица III Интернационала, д. 116, 4-й этаж (первой очереди строительства). Время работы ВВК: понедельник. »
«Приложение к приказу ГУП МО «Мособлгаз» от 21.03.2017 № 172 ПРЕЙСКУРАНТГУП МО «Мособлгаз» на работы по пуску газа в газовое оборудование многоквартирных, жилых домов и общественных зданий (помещений) Общие указания Насто. »
«1.1 Цех №1 (ИЗА №1) Расчет выделения пыли при ведении погрузочно-разгрузочных работ выполнен в соответствии с «Методическим пособием по расчету выбросов от неорганизованных источников в промышленности строительных материалов», Новороссийск, 2001; «Методическим пособием по расчету. »
«Совет ректоров Иркутской области Иркутский государственный университет Иркутский государственный университет путей сообщения Иркутский национальный исследовательский технический университет Байкальский государственный университет Иркутск. »
«Министерство образования Республики Коми Государственное автономное учреждение Республики Коми «Республиканский информационный центр оценки качества образования» Профессиональные праздники День работников нефтяной, газовой и топливной п. »
«„Този документ е създаден с финансовата подкрепа на Програмата за подкрепа на неправителствени организации в България по Финансовия механизъм на Европейското икономическо пространство. Цялата отговорност за съдъ. »
2018 www.info.z-pdf.ru — «Библиотека бесплатных материалов — интернет документы»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 2-3 рабочих дней удалим его.
Источник
Поиск слов по маске и определению
ИК | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ААК | |