Просечная резьба по металлу

Просечная резьба по металлу

Работа с листовым материалом

В старину широкое распространение получил такой прием художественной обработки листового металла, как просечка, когда основным материалом для изготовления предметов домашнего обихода и строительства было дерево, которое украшали накладками и элементами архитектуры из просечного металла. Например, в этой технике выполнялся декор для различных сундуков, имевших широкое распространение в обиходе. Узорными накладками украшали фронтоны и коньки крыш домов, ставни и т. д.

Из просечного металла выполняют и объемные формы — навершия для дымовых и воронки для водосточных труб, флюгеры и т. п., которые, помимо функционального назначения, являются еще и декоративными элементами архитектуры (рис. 134).


Рис. 134. Просечное железо: а — образцы рисунков под просечку; б — оформление водоприемников

В некоторых случаях технику просечки применяют при декорировании кованых изделий, особенно при изготовлении дверных петель. Отдельные части или элементы петли проковывают до малой толщины металла, а затем на них делают просечку.

Просечные украшения выполняют из малоуглеродистой мягкой стали толщиной 0,3-0,8 мм. Использовать более толстый металл нецелесообразно, так как это значительно затрудняет работу. Можно применять оцинкованную листовую сталь с высокой антикоррозионной стойкостью, а также другие мягкие металлы — медь, латунь, алюминий — толщиной не более 2,5 мм. Их рекомендуется использовать при изготовлении небольших работ в интерьере.

Инструмент для просечных работ — разных размеров сечки, зубила, ножницы. Основанием для рубки металла может служить торец деревянной колоды такой высоты, чтобы удобно было работать. Колода должна располагаться между колен сидящего на скамейке мастера. Чтобы при обработке длинномерных заготовок их края не свисали, к колоде сбоку крепят доску, другой конец которой кладут на подставку. Поверхность доски должна совпадать с рабочей поверхностью колоды. При работе с заготовками большой длины доски прикрепляют с двух сторон.

Рубку металла выполняют не только на колоде. Так, толстые материалы разрубывают слесарным зубилом на стальной плите, а для рубки тонких в качестве подложки используют свинцовую пластину, поскольку на мягком деревянном основании металл заготовки не прорубится, а вомнется в дерево. Поэтому для каждого материала в зависимости от его мягкости и толщины необходимо экспериментальным путем подобрать подложку. Более твердую подложку применяют в тех случаях, когда линии узора имеют тонкие перемычки, которые легко могут смяться при обработке соседних участков.

После рубки металла на обратной стороне полученных отверстий образуется небольшая отогнутая кромка, высота которой зависит от твердости применяемой подложки — чем она мягче, тем металл больше вомнется и соответственно кромка будет больше.

При необходимости кромку выравнивают на стальной плите при помощи деревянного или резинового молотка, а края отверстий обрабатывают напильником. В некоторых случаях кромки оставляют, так как они несколько увеличивают толщину узора и служат ребрами жесткости, что особенно важно для изделий большой площади или длины.

Для придания изделию большей выразительности с обратной стороны по контуру рисунка проходят чеканом — курошником или полукруглым боем чеканного молотка.

Не следует забывать, что при изготовлении изделий в технике просечного металла возможно применение приемов чеканки и наоборот. В этом случае основной узор представляет собой рельеф, выполненный в технике чеканки, а фон высекается.

Данный прием можно использовать при изготовлении светильника, придав ему форму старинного фонаря. Сначала на листе бумаги вычерчивают шаблон — развертку изделия в натуральную величину. Если изделие состоит из нескольких элементов, то готовят соответствующее количество шаблонов. Затем шаблон крепят на листе металла и с помощью керна точками отмечают линии рисунка. Линии будущих изгибов наносят чертилкой, а в дальнейшем по ним проходят прямым чеканом — расходником. Удары наносят с обратной стороны изделия так, чтобы на лицевой образовалась выпуклая линия, по которой в дальнейшем форму будут выгибать.

Далее на поверхности заготовки высекают и чеканят желаемый рисунок, а затем, сгибая по линиям, придают ей форму короба. Место стыка соединяют пайкой, склепывают или делают фальцевый замок. Верхнюю крышку светильника, имеющую конусную форму, вычеканивают из цельного куска металла. В центре ее делают отверстие, в которое впаивают отрезок металлической трубки с резьбой под ламповый патрон. На наружном конце трубки крепят кольцо для подвески.

Чтобы фонарь выглядел более привлекательно, в него вставляют куски прозрачного или цветного стекла, являющегося фоном для просечного узора. Для лучшего восприятия цвет стекла желательно подбирать так, чтобы металл на его фоне выглядел контрастно. Черный узор хорошо смотрится на молочном, матовом, медовом стекле и т. п. Желтые и белые металлы выигрывают на стеклах темных тонов.

Читайте также:  Переделка ленточной пилы по дереву на металл

Кроме высекания рисунка на плоской заготовке, чаще всего при изготовлении объемных форм для декорирования применяют различные накладные элементы, которые изготавливаются отдельно, а затем приклепываются или припаиваются на основную форму. В народной архитектуре такими элементами в основном являлись различные цветы, накладки, декоративные элементы, вырезаемые и вычеканиваемые из плоских заготовок или выполняемые объемными. Крепили отдельные элементы при необходимости на металлическом стержне. Особенно широко применялся этот прием при изготовлении флюгеров и оголовков печных труб. При этом несущий каркас выполняли из стальной проволоки, а затем декорировали плоскими и объемными элементами из просечного металла.

Если при изготовлении малых декоративных и архитектурных форм неразъемные соединения возможно выполнить клепкой или пайкой, то для соединения частей листового металла значительных размеров применяют соединение фальцем. Фальцы могут быть выполнены стоячими и лежачими. Их располагают в одной плоскости с соединяемым металлом (лежачий шов) или перпендикулярно ей (стоячий шов). Кроме того, их можно сделать одинарными или более сложными и надежными — двойными. Одинарный лежачий фальц выполняют в такой последовательности: отступив от края заготовки на расстояние, соответствующее выбранной ширине фальца, с помощью рейсмуса или линейки чертилкой отмечают линию. Затем на краю стола, окантованном металлическим уголком, по намеченной линии загибают металл под углом 90°. Чтобы лист при нанесении ударов не смещался, его следует зафиксировать, прижав сверху деревянным бруском, уложенным по линии изгиба. Более надежна фиксация стальным уголком, который прижимается к верстаку с помощью струбцин.

После того как кромку металла загнули под углом 90°, заготовку переворачивают и заваливают кромку на лицевую сторону. При этом ока должна располагаться параллельно поверхности заготовки (при изготовлении труб отогнутые кромки размещают в противоположные стороны). Такие же операции выполняют со второй соединяемой заготовкой, а потом заводят края заготовок в замок, укладывают сверху металлическую массивную полосу и, нанося по ней сильные удары, замок уплотняют. Уплотнить шов также можно ударами киянки.


Рис. 135. Выполнение одинарного фальца: а — разметка рейсмусом; б — отбортовка; в — заваливание фальца; г — уплотнение замка; д — подсечка фальца; 1 — лист металла; 2 — рейсмус

Завершающая операция — подсечка фальца. Стальную полосу укладывают параллельно шву на расположенный сверху лист металла и по ней наносят удары до тех пор, пока она не осадится в одну плоскость с нижним листом. Эту операцию проводят на подложке из толстого стального листа (рис. 135).


Рис. 136. Устройство лежачих двойных фальцев (а, б, в — последовательность выполнения)

Выполнение двойных и стоячих фальцев технологически идентично (рис. 136, 137).


Рис. 137. Устройство стоячего двойного фальца (а, б, в — последовательность выполнения)

При изготовлении водоприемника трубы соединяют с помощью фальца (рис. 138).


Рис. 138. Изготовление водоприемника: 1 — фальцевое соединение; 2, 3 — лом; 4 — стоячий одинарный фальц

Единственным отличием данных соединений является способ отбортовки металла, выполняемый расчеканкой трубчатой заготовки на торце лома или отрезке стального прутка. Вместо лома можно использовать кузнечный шперак подходящей формы, а для гибки труб — стальные или, в крайнем случае, деревянные оправки соответствующего диаметра. Если оголовок водоприемника хотят украсить просечным отверстием, его выполняют с паяными или клепаными соединениями, а остальные элементы водослива соединяют фальцевыми швами. При этом если его изготовляют из оцинкованного железа, то просечную часть или накладные элементы декора можно выполнить из меди или латуни.

Источник

Просечная резьба по металлу

Его рождение относится к самым отдаленным временам развития кузнечного дела. Ковка и просечка столетиями мирно сосуществовали и успешно развивались вплоть до позапрошлого века.

В древнерусском декоративном искусстве просечной металл распространился очень широко. «Плоскостное узорочье» вплеталось в белокаменную резьбу Владимиро-Суздальской Руси подзорами крыш и куполов, фонарями, дверными петлями. В домах просечными полосами оковывались сундуки, поставцы, шкатулки.

Изготовление просечных изделий развивалось в основном в Вологодской, Новгородской, Ярославской областях: близки были центры выплавки железа — Устюжна Железнопольская и село Уломы.

Очень интересны работы великоустюжских мастеров. В растительных мотивах просечки переплетаются ветки и цветы самых разнообразных очертаний.

Иногда просечной узор обогащался пластически: отдельные его детали прочеканивались, поднимались над плоскостью. Или наносился зубилом дополнительный узор.

Цвет тоже играл немалую роль. Просечное железо воронили, лудили, покрывали позолотой. Фон часто раскрашивался в яркие цвета. Но иногда фона не было вообще — просечной ажур смотрелся на просвет.


Просечные орнаментальные накладки деревянного сундучка XVIII века

Читайте также:  Какие сплавы называют черными металлами

Особое внимание в просечке уделялось силуэту. Рисунок наносился так, чтобы просветы создавали свой дополнительный узор. Таким образом, очень часто отходов от вырубки орнамента не было — вырубленная часть имела самостоятельную художественную ценность. Узор обычно вырубался на деревянных топчанах. Поэтому края его оказывались несколько загнутыми внутрь, что придавало изделию большую скульптурность.

Со временем многие приемы просечки ушли в прошлое, забылись. Но художники наших дней начинают возрождать этот древний вид прикладного искусства. Может быть, и вы примете участие?

Металл — тонкое листовое железо. При небольших размерах изделия могут быть использованы и жесть, и латунь, и красная медь. Все они достаточно ковки, растяжимы и хорошо просекаются.

Желательно, чтобы в железе содержалось меньше 0,25% углерода, в этом случае оно будет мягко и податливо. Для усиления этого свойства металл можно отжечь, то есть нагреть до малинового цвета на углях или газовой горелке и дать остыть на воздухе. После отжига протравите пластину в 15-процентном растворе кислоты, чтобы удалить окалину. Качество металла будет еще лучше, если вы проделаете эту операцию и до отжига. Каждый раз хорошо промывайте лист проточной водой.

Рисунок наносите на металл через копировальную бумагу. Можно рисовать и мелом, но в этом случае придется закрепить его лаком. Желательное условие — повтор одних и тех же элементов рисунка. Это придает узору ритм, движение.

Узор просекается на торце плотного дерева, обрезке толстой доски или свинцовой пластине. Инструмент — сечки наподобие долот и мелкие зубильца с прямым и полукруглым рабочим концом, остро заточенные. Молоток должен весить 150—200 граммов, иметь широкую ударную часть и закругленный в виде полушария противоположный конец.


Набор просечек

Высеченный узор выправляется на плоскости, но так, чтобы слегка загнутые зубилом края не выравнивались: выпуклая поверхность придает изделию большую пластичность.

Просечной узор может иметь и некоторый рельеф — для этого с обратной стороны его нужно простучать закругленным концом молотка.

Иногда наносится несложный чеканный рисунок в виде пунктирных точек, крестиков. Однако этими элементами не нужно перенасыщать просечной узор — от этого утрачивается его целостное восприятие.

Заусенцы, оставшиеся после просечки, опиливаются надфилями различных профилей.

На готовый узор надо нанести покрытие, предохраняющее его от ржавчины и окисления. Есть очень много рецептов покрытий, мы приведем три из них.

1. Пластина покрывается натуральной олифой и нагревается в печи до 400°, образуется очень прочная пленка черно-коричневого цвета.

2. Отполированная пластина погружается в расплавленную натриевую селитру, имеющую температуру 300—350°. В течение 1—3 минут на поверхности образуется прочная пленка темно-синего цвета.

3. Поровну смешиваются азотнокислый калий и азотнокислый натрий. Смесь нагревают в керамической посуде до расплавления. Пластину погружают в смесь, а затем в кипящую воду. Образующаяся пленка имеет густой черный цвет и хорошо предохраняет от ржавчины.

Внимание: работать с химикалиями нужно в прорезиненном фартуке, рукавицах и защитных очках. Помещение должно хорошо проветриваться.

Если вы не сможете воспользоваться этими рецептами, не огорчайтесь: изделие, обезжиренное 15-процентным раствором серной кислоты, можно просто покрыть лаком. Лучше всего использовать цапонлак. Покрывать нужно тонким слоем, чтобы сохранить красоту поверхности металла. В случае неудачи снимите лак тряпкой, смоченной в ацетоне, и повторите операцию.

Монтируется просечной узор на дереве маленькими укороченными гвоздиками или булавками с полукруглыми шляпками. Чтобы не испортить плоскость металла, гвозди забивайте наставкой — стальным стержнем с ямкой на конце. Ямку наставляйте на шляпку гвоздя, а молотком осторожно ударяйте по другому концу. Цвет гвоздиков должен соответствовать пластине. Нужно иметь в виду, что выпуклые шляпки играют декоративную роль, поэтому нужно выбирать такие места, чтобы гвозди служили элементом композиции.

Металлические накладки должны быть пригнаны настолько плотно, чтобы они составляли с деревом единое целое. Тогда они не станут цепляться, и пыль стирать будет удобнее.

Источник

Урок 8 (вариант А)
Просечной металл

Раздел. Материальные технологии.

Вариант А: Технологии художественно-прикладной обработки материалов.

Тема урока. Просечной металл.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: организовать деятельность обучающихся по изучению технологии изготовления декоративных изделий в технике просечного металла; научить изготавливать декоративные изделия в технике просечного металла.

Материальные технологии
Технологии художественно-прикладной обработки материалов
§8. Просечной металл

Художественная обработка листового металла известна с глубокой древности. Во многих музеях сохранились металлические изделия мастеров Древнего мира, Средневековья. Прежде всего следует назвать скифское искусство художественной обработки металла, относящееся к VII-IV вв. до н. э. Широко были распространены художественные работы с металлом и на территории нашей страны.

Наиболее простой считается техника просечного металла (другие названия этого искусства — просечная чеканка, просечное железо). Просечным металлом в старину обивали деревянные ларцы, шкатулки и сундуки (рис. 23), а также украшали свесы кровли, дымники, венчающие печные трубы, флюгеры (рис. 24), подсвечники и накладки на замочные скважины (рис. 25).

Читайте также:  Лак краска для металла от коррозии

Чтобы повысить выразительность просечного металла, под него иногда подкладывали цветной тканевый фон, чаще всего красный. Этот фон покрывали сверху прозрачными пластинами слюды, на которую уже крепили металлический узор. Такой декор применён, например, русскими мастерами при изготовлении массивных дверей Успенского собора в Ростове Великом.

В настоящее время технику просечного металла можно применить для украшения садовых домов, беседок, навесов, ограждений балконов.

Внутри помещения это может быть рама для зеркала, светильник, вешалка, декоративное панно и т. п.

Для изготовления художественных изделий в технике просечного металла используют листовую медь, латунь, бронзу, алюминий или жесть.

Работу начинают с правки заготовки из листового металла. Затем выполняют разметку рисунка. Для этого на заготовку кладут копировальную бумагу, а сверху — рисунок композиции. Твёрдым карандашом или шариковой авторучкой без пасты рисунок переводят на пластину. Чтобы оставшиеся от копировальной бумаги следы рисунка не осыпались, их осторожно покрывают прозрачным лаком. Для более надёжной разметки полученные линии слегка обводят чертилкой.

Готовый рисунок на листовом металле толщиной более 1 мм просекают зубилами с прямым и полукруглым лезвием на стальной плите. Рисунок на жести просекают сечками — стамесками с плоским, полукруглым и желобчатым лезвием. При этом металлический лист кладут на торец массивного отрезка берёзового ствола, называемого топчаном. Для просекания мелких ажурных узоров жесть укладывают на свинцовую плиту.

При выпиливании замкнутых контуров в металле предварительно проделывают (сверлят) отверстия. Если размеры контуров небольшие, то их опиливают (расширяют) до нужных размеров надфилями. Для контуров сложной формы и большой протяжённости используют специальный инструмент — слесарный лобзик.

Слесарный лобзик представляет собой облегчённую ножовку с тонкой пилкой (рис. 26).

Зубья лобзиковых пилок направлены к ручке, поэтому пилят лобзиком сверху вниз, если пластина лежит горизонтально. Приёмы работы слесарным лобзиком аналогичны приёмам работы столярным лобзиком при выпиливании изделий из фанеры. При выпиливании контуров в листовом металле также пользуются выпиловочным столиком. Заготовку необходимо придерживать свободной рукой на месте, чтобы при работе она не подскакивала. Следует всегда начинать выпиливать не с внешнего контура, а с внутренних элементов.

При выпиливании очень топкого металла (до 1 мм) лучше поместить его между двумя фанерками, скрепив их между собой по углам, и выпиливать всё вместе.

После того как все контуры выпилены, острые кромки зачищают напильниками или надфилями. Затем поверхность изделия шлифуют сначала крупнозернистой, а затем мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Для получения зеркального блеска поверхность протирают куском войлока или сукна с нанесённой на него абразивной пастой (например, пастой ГОИ).

Шлифованную и полированную поверхность металла можно покрывать стойкими химическими соединениями, образующими на металле плёнки, окрашенные в различные цвета (эту операцию выполняет только учитель). Завершают работу лакированием поверхности.

Готовый узор монтируют на изделии (например, шкатулке) мелкими гвоздиками, которые тоже могут служить дополнительными декоративными элементами. Чтобы рисунок выглядел более выразительно, под него можно подложить цветной фон.

Правила безопасной работы

1. При разметке заготовки не класть чертилку в карманы спецодежды.

2. Работать напильниками, слесарным лобзиком только с хорошо закреплёнными и исправными ручками.

3. Надёжно крепить выпиловочный столик к верстаку.

4. Не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклоняться низко над заготовкой.

Практическая работа № 10

Внимание! Помним и соблюдаем правила безопасной работы.

Изготовление изделий в технике просечного металла

1. Продумайте, какое изделие вы хотели бы изготовить (брелок для ключей, эмблему-накладку на альбом, декоративные элементы на кожаные или текстильные изделия, накладку на замочную скважину и др.).

2. Подготовьте для работы листовую заготовку из металла (меди, латуни, алюминия, стали).

3. Перенесите на заготовку с помощью копировальной бумаги контуры рисунка.

4. Рассмотрите разметку. Определите и наметьте места сверления отверстий.

5. Обработайте внутренние и наружные контуры соответствующими инструментами.

6. Зачистите изделие надфилями и шлифовальной шкуркой.

7. Покройте лаком изготовленное изделие.

Не забудьте сфотографировать сделанное изделие и поместить фотографию в портфолио.

Запоминаем опорные понятия

Просечной металл, стамеска-сечка, слесарный лобзик.

Самостоятельная работа

Работа с информацией.

Подготовьте к следующему уроку презентацию на тему «Чеканка», используя Интернет и другие источники информации.

Проверяем свои знания

1. Где применялись и применяются художественные изделия из просечного металла?

2. Назовите последовательность работ при изготовлении изделий в технике просечного металла.

3. Каким образом выпиливают изделия из очень тонкого металла?

Источник

Поделиться с друзьями
Металл
Adblock
detector