Народно художественные промыслы по обработки металла

Народные художественные промыслы, изделия из металла

Изделия из металла, относящиеся к продукции народных промыслов, можно разделить на несколько видов. Один из них – художественное литьё. Из бронзы, меди или чугуна отливают скульптуры самых разных размеров. Такой промысел был распространен на Урале, главном металлургическом районе России. Известный центр художественного литья – поселок Касли в Челябинской области.

Производство расписанных по металлу подносов начали тоже на Урале, на заводах купцов Демидовых в Нижнем Тагиле. Позже это производство было налажено в подмосковном селе Жостово, вблизи от богатой Москвы, основного потребителя этой художественной продукции.

Еще один вид народных промыслов, связанных с художественной обработкой металла – производство сувенирного оружия. Оно продолжается и сейчас в Туле и в городе Кизляр в Дагестане.

Город Павлово-но Оке в Нижегородской области центром массового оружейного производства не был. Это был и есть город кузнецов, которые ковали всё, что нужно в быту: замки, ключи, инструменты, ножи. Традиции обработки металла, в том числе и художественной, продолжают развиваться и сейчас. Ножи, изготовленные в городах Павлово и Ворсме, пользуются заслуженной популярностью.

Металлы, как драгоценные, так и обычные, используются при изготовлении ювелирных изделий. Эта группа производств и ремесел очень разнообразна. Сюда можно отнести такие народные промыслы:

— гравировка по металлу в Златоусте Челябинской области;

— ковка изделий из драгоценных металлов в дагестанском селе Кубачи;

— ростовская финифть – роспись эмалевыми красками по металлической основе;

— филигрань – ажурные изделия из проволоки, которыми славятся сёла Казаково в Нижегородской области и Красное в Костромской области;

— чернение серебряной посуды – уникальный народный промысел, который успешно развивается в Великом Устюге, и другие.

Продукцию народных художественных промыслов, выполненную из металла, можно посмотреть и приобрести на фестивале «Золотая Хохлома», который проходит в городе Семенове Нижегородской области каждый год в одни из выходных дней июня. Всего многообразия российского искусства обещать невозможно, однако широкий выбор павловских и ворсменских ножей, топориков и других кузнечных изделий гарантирован.

Продвигаем Нижегородское!

Источник

Художественная обработка металла

Обработка металла как вид декоративно-прикладного искусства с давних времен представлен в Нижегородском крае своими традициями металлообработки. Одним из центром кузнечного и ножевого промыслов был и остается древний город Павлово на Оке. В конце XVII в. здесь насчитывалось до 50 кузнец. Одним из самых знаменитых был оружейный промысел. В Эрмитаже, например, хранятся ружья с надписью «Афанасий Овсянников»- «Село Павлово». Позднее промысел металлообработки нашел свое развитие в производстве предметов бытового назначения: ножей, замков, ножниц. Самый ранний замочек имеет дату 1767 г. – это замок «Птица», на его душке стоит дата изготовления. Замки выполнялись с изображением двуглавого орла, лебедей, павлинов, всадников с луками, богатырей с копьями. Замочных персонажей павловские мастера брали с лубочных картинок. Павловские замки, такие как комбинационные (1724г.), «замок-шар», «замок-репа» и др. хранятся в собрании Государственного исторического музея в Москве. В экспозиции Павловского крае¬ведческого музея также бережно хранят¬ся уникальные изделия павловских умельцев: столовые приборы из ан¬глийской стали, отполированные до зеркального блеска и украшенные тонкой гравировкой, ножи для открывания устриц, сырные ножи, замки размером от 0,7 грамма до 50 килограмм и са¬мых различных форм: в виде петухов, часов, гербов, автомобилей и других. В числе современных экспонатов — нож «невидимка» и «подкованная» золотая механическая блоха. Среди павловских умельцев трое братьев Хворовых, которых называют «артистами» своего дела. Известно, что замочки Михаила Хворова состоят из 21 мельчайшей детали. Не выродились и павловские «левши». Так, Павел Куликов в 1996 г. изготовил замочек весом 0,015 гр., а в 2001 г. П. Куликов выполнил микроскопическую «Чудо-блоху», которая стояла у наковальни и сама подкову ковала, да еще и двигалась.

Павловские увековечили еще одно любимое занятие горожан – выращивание лимонов – это Памятник лимону (художник В. Михайлычев и кузнец А. Усцов). Выпускники местного техникума Александр Романов и Иван Монастырский выполнили пятитонную розу – символ кузнечного мастерства, которую установили при подъезде в Санкт-Петербург.

Сейчас искусство кузнечного дела молодежь постигает в ГБПОУ «Павловский техникум народных художественных промыслов России». Славные традиции метал¬лообработки сегодня продолжает ОАО «Павловский ордена Почета завод художественных металлоизде¬лий С.М.Кирова». Он явля¬ется крупнейшим в России производителем столовых приборов из нержавеющей стали — ложек, вилок, ножей, изделий буфетных принадлежностей и ресторанной группы с худо¬жественной росписью и чеканкой, а также декоративным покрытием «под золото».

Центром металлообработки в Нижегородском крае была и Ворсма.Известное по историческим документам с конца XVI в. село (с 1955г. – город) Ворсма уже во второй половине XVII – первой половине XVIII в. из сравнительно небольшого земледельческого поселения превратился в крупный центр металлообрабатывающих промыслов и ремесел. В рамках большого Павловского кустарного (позднее – промышленного) металлообрабатывающего района ворсменские кустари специализировались на производстве разнообразных моделей перочинных и складных ножей. Наряду с изготовлением собственно металлических частей изделия местные мастера также создавали и плашки из различных материалов (кости, рога, перламутра, ценных пород дерева, поделочных и драгоценных камней), становившиеся благодаря искусной резьбе и богатой фантазии их авторов подлинными произведениями народного искусства. Близость к Павлову (центру замочного и оружейного производства) и Богородску (центру кожевенного промысла) способствовала повышению квалификации ворсменских мастеров и расширению диапазона производимых ими работ.Начиная с 80-х годов XVIII в., в Ворсме стали появляться сначала крупные частные мастерские, а затем и предприятия мануфактурного типа. В первой половине XIX в. в результате образования более крупных предприятий расширился ассортимент создаваемой продукции – появилось производство столовых приборов, широкое применение получили такие операции как литье и гравировка по металлу. Многие из ворсменских заводчиков и мастеров-кустарей на протяжении XIX столетия неоднократно получали призы, дипломы, медали, удостаивались похвальных отзывов как на отечественных, так и на международных торгово-промышленных выставках.

Читайте также:  Как сортировать цветной металл правильно

В наши дни одним из основных продолжателей традиций народных художественных промыслов региона – ножевого, художественной ковки и литья, художественной обработки кожи является ООО «Арком» (основано в феврале 1999 года), освоившее в своей работе ряд приемов художественной обработки металла: гравировку, травление, насечку, художественное литье, а также тиснение по коже, резьбу по дереву и кости.Предприятие специализируется на изготовлении столовых приборов, топоров, тарелок из высококачественной пищевой нержавеющей стали, ножей различного назначения (охотничьи, складные, изготовляемые в обычном исполнении и с отделкой рукоятей серебром и драгоценными камнями). Занимает лидирующее место по изготовлению подарочных наборов (более 20 наименований) различной комплектации для отдыха на природе: это ножи туристические, ножи складные, а также стопки, фляжки, ложки, вилки, шампура и др.

Традиции металлообработки сложились на базе кустарных промыслов и в селе Чулково Вачского района, где мастерили обитые железом сундуки для продажи на Нижегородской ярмарке, в Пурехе Чкаловского района и Лыскове отливали медные колокольчики.

Источник

Художественная обработка металла

Великоустюжская чернь

Русский народный художественный промысел, особенность которого заключается в украшении черненёнными рисунками различных серебряных изделий (например, портсигаров, подстаканников, столовых и посудных наборов). Как известно, чернение по серебру «живет» в русском искусстве со времен Киевской Руси. Из трех исторически сложившихся центров черневого искусства — Москвы, Дагестана и Великого Устюга — последний отличается высочайшим уровнем исполнения и утонченной изысканностью изделий. Изготовление украшений и изделий из серебра в городе известно с древнейших времён. Секреты ремесла передавались из поколения в поколение. Подробнее

Финифть (Ростовская и Вологодская)

Изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке, вид прикладного искусства. Стеклянное покрытие является долгоживущим и не выцветает с течением времени, а изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок.
Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться. Подробнее

Жостовский промысел

История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосков- ных сел и деревень бывшей Троицкой волости ( ныне Мытищинский район Московской области) – Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т.п. Подробнее

Филигрань

Филигрань- ювелирная техника, использующая ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т. д. проволоки, также изделия, выполненные в такой технике. Большого расцвета художественная обработка металла на Руси достигла в XIV—XVII вв. Но наиболее широкое распространение в России обработка металла получила в конце XVIII— начале XIX в. Филигрань (скань — от греческого слова, означающего сучить, свивать) — один из интереснейших и древних способов изготовления художественных изделий. Материалом для филигранных изделий служит витая или гладкая, иногда уплощенная вальцовкой проволока из меди, серебра, реже золота. Из проволоки выгибаются отдельные мелкие детали узоров будущих изделий. Элементы сканого узора соединяются пайкой. Процесс производства филигранных художественных изделий очень трудоемок. Из мельчайших отрезков витой проволоки набирают на металлической пластинке специальными щипчиками рисунок и посыпают его измельченным в порошок сплавом. Затем изделие нагревают до температуры, необходимой для скрепления сплавом его элементов. Скань может быть ажурной или накладной. Ажурная филигрань — самостоятельный способ получения различных художественных предметов: фруктовых ваз, конфетниц, сахарниц, подстаканников, брошей и т. д. Получают ажурную филигрань спайкой отдельных элементов узора. Иногда отдельным деталям ажурного сканого узора придается рельефность путем выколотки. Накладная филигрань — способ отделки художественных изделий из металла.

Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

Филигрань —один из традиционных видов художественной обработки металла. Эта техника, зародившаяся в глубокой древности, почти не изменилась и в настоящее время. Скрученный из двух или нескольких серебряных, золотых или медных проволочек жгутик называется сканью, или филигранью. Гладкая проволока протягивается через ряд отверстий в стальной пластинке, укрепленной в тисках или на волочильном станке. Пропущенная через вальцы проволока становится плоской, в виде ленточки.

Предварительный рисунок выполняется на бумаге, по нему выкладывается и приклеивается контур будущего узора. Затем собранные таким образом детали посыпаются припоем (измельченным сплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огня спаиваются в ажурный узор. В зависимости от замысла ажурный узор может напаиваться на металл, может приобрести рельефную форму. Скань дополняется зернью — мелкими металлическими шариками, которые вносят пластическую игру, обогащают изделие. Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетания скани с зернью, построения растительных и геометрических орнаментов, соединения с гладким металлом и камнями.

Читайте также:  Область применения оксидов щелочных металлов

История

В Киевской Руси техника скани стала использоваться с 9-10 веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия 12-13 веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с 13 века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни.

На 15-16 века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость. Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин.

В 18-19 веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр. С 19 века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности.

В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности . Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура и пр.
Филигрань: искусство легкости.
Кружева, тончайшие нити, нежнейшие переплетения, напоминающие тонкий иней на окнах… И все это – из металла! Разве такое возможно, спросите вы, и будете несказанно удивлены, потому что да, такое возможно. И это вовсе не волшебство, а просто филигрань! Филигранное искусство на Руси славилось издавна, ведь оно позволяло получить самые яркие и высокохудожественные изделия. И сегодня «кружева из металла» производят не менее охотно, чем в древности, хотя, безусловно, техники их производства значительно усовершенствовались.
Секреты зерна и нити.

Изготавливать высокохудожественную филигрань можно из нескольких видов металлов и сплавов, хотя преимущественно используется серебро и мельхиор. При помощи филигранных техник можно изготовить любое изделие, однако чаще всего таким способом производят тончайшие ювелирные украшения. И основной секрет таких украшений – особая техника исполнения, которая позволяет отличить одного мастера от другого.

Ассортимент филигранных украшений чрезвычайно широк – от простых колец и серег до замысловатых браслетов и колье. Изготавливаются они из гладкой или витой проволоки, которую мастера замысловато изгибают для получения различных узоров. Далее филигрань соединяют тонкой пайкой, и несмотря на кажущуюся простоту работы, этот процесс очень трудоемок: мало того, что все узоры делаются вручную, так в процессе обязательно применяется еще и высокая температура. Но в результате полученное изделие выглядит невероятно тонким, что, собственно, и подразумевает само слово «филигрань», образованное от итальянских слов «нитка» и «зерно».
Металлический «иней»

Нежность и тонкость филигранных узоров объясняются не только особенностями материала, но и спецификой применяемых орнаментов и рисунков. Безусловно, у каждого мастера свои секреты, однако можно выделить некоторые общие тенденции, которыми издавна отличалась филигрань в различных техниках исполнения.

Во-первых, филигранные украшения могут быть ажурными и накладными: первый вид предполагает последовательную спайку отдельных деталей узора, а второй – накладывание тончайших элементов на серебряное, медное или золотое покрытие.

Во-вторых же, филигрань особенно прекрасна в классических орнаментах, среди которых выделяются волны, зигзаги, круги, полукружия и различные сложные фигуры. Помимо геометрического рисунка может применяться также растительный (причудливые цветы с нежными лепестками и листьями), а также «завивка» — ажурные моточки проволоки, выложенные в виде необычных завитков. В результате, даже если в разных украшениях повторяется один и тот же орнамент, каждый раз он выглядит неповторимо и оригинально, отличаясь необыкновенным великолепием. И в любом случае филигранное изделие кажется истинным произведением искусства, которое заслуживает того, чтобы им любовались бесконечно.

Великоустюжская чернь

Чернь как вид обработки металла известна на Руси с Х века. Археологические материалы дают богатейшиеколлекции произведений из серебра и золота, украшенных тонкими изящными орнаментами, наведенными по гравировке или чеканке чернью. Технология черни состоит в том, что черный сплав серебра, меди, свинца и серы вплавляют в основной металл — серебро или золото, чтобы достичь цветового контраста. В основном металле должны быть сделаны небольшие углубления методом гравировки, чеканки или травления.

Существует несколько вариантов технологического приготовления, наложения и оплавления черни. Наиболее древний и эффективный из них, сохранен и применяется мастерами Великого Устюга.

В ХVII — начале ХVIII веков широкое развитие получило искусство черни в Москве.
Активное строительство культовых сооружений и дворцовых ансамблей дало толчок развитию различных художественных ремесел, в том числе и искусству чернения. В Москву были приглашены лучшие мастера — серебряники из Пскова, Новгорода, Ярославля и других городов.

Для ХVII века характерно значительное влияние на русское искусство произведений из западноевропейских мастерских, привезенных иностранными послами в Москву. Мастера Оружейной и Золотой палат Кремля быстро трансформировали барочные мотивы орнаментики Запада. Пышные узоры из букетов или гирлянд плодов и заморских цветов стали украшать большие серебряные блюда, кубки, и оклады икон.

Но основным центром черневого искусства во второй половине ХVII века стал город на Севере — Великий Устюг. Со второй половины ХVI века и особенно в ХVII веке Великий Устюг входит в число крупнейших торгово-ремесленных центров Руси. В середине ХVII века ремеслом здесь было занято около 500 жителей городского посада, владевших 55 специальностями.

Читайте также:  Металл мастер ленточнопильный станок по металлу

Город оказался на торговом пути, связывавшем Европейскую часть России с Сибирью. Это повлекло за собой бурное развитие ремесел, в том числе и черневого искусства.
Благодаря талантливым мастерам устюгская чернь обрела свое лицо отличное от искусства других художественных центров. В их работахособое значение обрела сюжетная гравюра, очень насыщенная, значительно более густая по цвету, нежели московская или петербургская. Фон прорабатывался штрихами, образуя своего рода сетку. Черневая композиция всегда очень четко увязывалась с золоченным, слегка углубленным фоном. Общее решение дополнялось резными или чеканными деталями.
Для Великого Устюга ХVIII век явился периодом наибольшего расцвета черневого искусства.

Великий Устюг — город с богатыми традициями художественной обработки металла. Он является центром одного из наиболее известных художественных промыслов — северной черни.

Первое официальное упоминание об устюжской черни относится к середине 18 века, когда в столицу вызывают Михаила Климшина для обучения черновому искусству «московских жителей от купечества». Этот факт подтверждает, что промысел чернового дела в это время в В-Устюге процветает. Искусство наводить черновые узоры на серебряные изделия восходит к 17 в.

Устюжская чернь по серебру ценилась благодаря высокому художественному совершенству и необычайной прочности сцепления чернового состава с серебром. Изделия мастеров 18 в. — табакерки, коробочки, потиры, оклады евангелий и икон и т.д. — отличаются изящными и разнообразными формами. В работах сочетается матовый фон серебра с золотом и глубоким бархатистым черновым рисунком. Изображения силуэтны и лишены мелкой детализации, гравировка их сочная и мягкая. Развитию чернового искусства способствовало и открытие в 1762 г. фабрики братьев Поповых, которая просуществовала 15 лет. Влияние устюжской черни сказалось на развитии всех художественных центров Севера — Вологды, Архангельска. Вятки. К 19 в. город оказался не в состоянии конкурировать с крупными столичными производствами, но секрет устюжской «черни» вечной прочности был сохранен.

В 1932 г. образуется артель «Северная чернь». К созданию новых рисунков были привлечены профессиональныехудожники. С 1936 г. артель возглавил выпускник Петербургской Академии художников Шильниковский Е.П. Великолепный рисовальщик, график он обращается к литературным произведениям и создает целые серии по произведениям Пушкина, Гоголя, Крылова. Искусство черни в Великом Устюге вновь было поднято на небывалую высоту. В 1937 г. на выставке в Париже велико-устюгское черновое серебро было награждено золотой медалью и дипломом.

В 1961 г. артель переименована в фабрику, затем завод «Северная чернь». Ведущие современные художники промысла: Тропина Е.Ф., Бобылева Л.М., Шорохов В.П., Меньшикова Л.С. обращаются к традициям древнерусского прикладного искусства. Ювелирные украшения, чарки, братины, стопки, столовые комплекты ложек, вилок и ножей украшаются крупными растительными узорами с введением в них изображений птиц, сказочных зверей, мифологических существ.

Мастера серебряного дела стали обучать своему ремеслу не только в северных ремеслянных мастерских, но и серебряников Москвы.
В Московском архиве сохранились документы, которые указывают, что в 1744 году в Москву был вызван из Великого Устюга мастер Михаил Климушкин «для обучения оного мастерства московских жителей из купечества».

В середине ХVIII века и на северных мастеров оказал влияние широко распространенный в Западной Европе стиль «барокко». Сложные сюжетные композиции стали завершаться пышными рамками. В центре изображались охотничьи сцены, пасторальные сюжеты. Влияние Западноевропейской сюжетики сказывалось и на исполнении основной части композиции на табакерках, коробочках, флаконах.
В 1780-х г.г. роккальные и барочные мотивы в северной черни все чаще начинают вытесняться сюжетами нового стиля — строгого классицизма. Переход к классицизму ознаменовался отказом от излишней пышности декора, от торжественной театральности сюжетов. К концу ХVIII — началу XIX в.в. относятся работы мастера Жилина, в которых он применил новый технический прием — вместо лучеобразно расходящихся линий, он вводит сплошной узор из черневых звездочек и миниатюрных букетов.

С середины XIX века черневое дело переживает полосу постепенного упадка. Мастера не в силах бороться с проникновением капиталистическихотношений и промышленной продукции. Конкуренция относительно дешевых серебряных изделий с простыми орнаментами вынуждает их к сокращению производства и превращению крупного центра черневого искусства в провинциальные мастерские, оторванные от крупных рынков.
Для того, чтобы возродить это искусство в советский период потребовалось немало усилий. Технология черни требует опыта и особых навыков мастеров. Возрождение народного художественного промысла «Северная чернь» связывается с именем потомственного мастера М.П.Чиркова.

Под его руководством молодые мастера освоили технику черневого дела. Объединившись в артель «Северная чернь», они наладили выпуск подстаканников, портсигаров, ложек и других простых в производстве изделий с незатейливым цветочным орнаментом.
Для совершенствования художественного качества изделий Чирков привлек художника Е.П.Шильниковского — выпускника Петербургской Академии художеств. Изучив особенности старого черневого искусства, художник сумел выявить и восстановить прерванные традиции. Е.П.Шильниковский вводит в сюжетику новые темы, в частности, из русских сказок.

Первая наиболее крупная партия серебряных изделий с его рисунками на тему произведений А.С.Пушкина получила на Парижской Всемирной выставке в 1937 году Большую Серебряную медаль и Диплом.
С тех пор завод принимал большое участие в различных выставках и конкурсах, как в нашей стране, так и за рубежом. Изделия «Северной черни» побывали на Всемирных выставках в Брюсселе и Монреале Нью-Йорке и Осаке.

Источник

Поделиться с друзьями
Металл
Adblock
detector