Монтаж оцинкованного прямоугольного воздуховода

Особенности современного монтажа систем вентиляции

А. В. Бусахин, генеральный директор ООО «Третье Монтажное Управление “Промвентиляция”»

Статья открывает серию публикаций, рассматривающих особенности современного монтажа систем вентиляции. В этом материале основное внимание уделено типам воздуховодов, видам и способам их соединения. В следующих статьях будут рассмотрены методы креплений, способы поточного монтажа, методика индивидуальных испытаний систем, пусконаладочные работы и сдача в эксплуатацию.

Современные проекты систем вентиляции и кондиционирования воздуха, направленные на решение задач воздухообмена и поддержания температуры, а также на контроль влажности, чистоты приточного воздуха, очистки и утилизации примесей вытяжного воздуха, интеллектуальные системы контроля и управления работы, требуют качественного и высокотехнологичного монтажа.

Сегодня в период перехода строительной отрасли от лицензирования к саморегулированию монтажники ждут появления технических регламентов, стандартов на монтажные работы. Эти документы должны учесть специфику современного монтажа, новых материалов и технологий, производства пусконаладочных работ, сдачи в эксплуатацию и работы по техническому обслуживанию систем инженерного обеспечения зданий и сооружений.

На сегодня мы имеем единственный документ, который оговаривает условия монтажа, – СНиП 3.05.01-85 «Внутренние санитарно-технические системы». Этот документ во многом устарел, не учитывает современные условия, материалы и оборудование.

Критерии выбора воздуховодов

Рассмотрим некоторые элементы монтажа систем вентиляции и кондиционирования. Основным из них является воздуховод. От качества изготовления и монтажа этого элемента зависит работоспособность запроектированной системы. Выбор материала воздуховодов остается за проектировщиками. Основными критериями при выборе является назначение системы, параметры перемещаемой среды. Наиболее часто применяются металлические воздуховоды (прямые и фасонные части) прямоугольного и круглого сечения, изготавливаемые по видам и размерному ряду, принятому в следующих документах:

  • ВСН 353-86 «Проектирование и применение воздуховодов из унифицированных деталей»;
  • ТУ-36-736-93 «Воздуховоды металлические»;
  • ТУ-4873-193-04612941-99.

Для транспортирования воздуха с температурой до 80 °С и относительной влажностью до 60 % в качестве материалов при изготовлении воздуховодов используют:

  • тонколистовую холоднокатаную оцинкованную сталь толщиной 0,5–1,0 мм;
  • тонколистовую горячекатаную сталь толщиной 0,5–1,0 мм, ГОСТ 16523-97 «Прокат тонколистовой из углеродистой стали качественной и обыкновенного качества общего назначения».

Если параметры воздуха выше указанных пределов, используют также нержавеющую сталь и, кроме того, углеродистую сталь толщиной 1,5–2,0 мм.

Необходимо учитывать, что указанный ГОСТ дает большой выбор стали по пластичности, способу проката, нанесения цинкового покрытия и т. д. Эти особенности должны учитываться при выборе металла для изготовления воздуховодов.

При наличии в воздушной смеси химически активных газов, паров, пыли воздуховоды изготавливают из металлопласта, алюминия и его сплавов, углеродистой стали толщиной 1,5–2,0 мм с соответствующим защитным покрытием. Герметичность воздуховодов обеспечивается по классу «Н» ТУ 36-736-93 и «В» по EVROVENT 2/2 с пределом давления и разряжения 750 Па.

Все многообразие конфигураций вентиляционных сетей выполняется из очень ограниченного ассортимента деталей, в котором прямые участки воздуховодов в среднем составляют около 70 % общей поверхности, остальное приходится на отводы, переходы, тройники и крестовины, нестандартные детали (фасонину).

В снижении затрат на изготовление воздуховодов большую роль играют замерщики (составители монтажных схем и ведомостей заказов). От их умения и навыка зависит количество фасонины, а следовательно, безотходность производства и стоимость изготовления.

С учетом различных дизайнерских решений современных интерьеров возможно использование открытопроложенных воздуховодов любой формы (треугольник, восьмигранник и т. д.). Также из декоративных соображений применяются различные материалы: медь, пластики, материи. Применение тканных воздухораздающих воздуховодов позволяет решить вопросы равномерной раздачи воздуха и украсить дизайн.

В современных проектах воздуховоды редко остаются без тепло-, звукоизоляции или огнезащитного покрытия, а иногда требуют и того и другого. Интересен существующий в этой области европейский опыт, не получивший у нас пока широкого распространения. Но уже появляются компании, специализирующиеся на изготовлении так называемых панельных воздуховодов. Они изготавливаются из фиброгейна и могут использоваться как в качестве покрытия для защиты металлического воздуховода, так и для изготовления воздуховодов. Эти плиты собираются на специальной огнеупорной мастике и закрепляются саморезами. Такие воздуховоды выдерживают высокие температурные нагрузки и не оставляют возможности для распространения пожара, как по горизонтали, так и по вертикали. Кроме того, они выполняют функции теплоизоляции. Недостатком этих конструкций является цена, которая выше, чем у металлических воздуховодов, покрытых огнезащитным составом.

Виды соединений металлических воздуховодов

По виду соединения листового материала металлические воздуховоды делятся на фальцевые и сварные. Сборку стальных воздуховодов из тонколистовой стали до 1 мм (в некоторых случаях до 1,5 мм) выполняют на фальцах, а при большей толщине – на сварке. Воздуховоды из алюминия и его сплавов при толщине листа до 1 мм собирают на фальцах, а свыше 1 мм – на сварке.

От качества выполнения фальцевого соединения зависят герметичность и правильные геометрические размеры. Так, для прямошовных прямоугольных воздуховодов, типичной проблемой является «винт» – результат сдвига при прокатке фальца, что приводит к осевому отклонению воздуховодов при монтаже.

Виды фальцевых и сварных соединений, наиболее широко применяемых при изготовлении воздуховодов, показаны на рис. 1.

Виды фальцевых и сварных соединений металлических воздуховодов:
1 – на простом лежачем фальце; 2 – на фальце с двойной отсечкой; 3 – на угловом фальце; 4 – на поперечном фальце; 5 – на фальце с защелкой; 6 – соединительной планкой; 7 – на зигах; 8 – встык; 9 – встык с отбортовкой; 10 – внахлестку; 11 – угловые

Способы соединения

Круглые воздуховоды

На сегодняшний день для круглых воздуховодов применяются 3 вида соединения: фланец, бандаж (встречается редко) и ниппель/муфта (широко применяется).

Фланцы. Все, что касается этого вида соединения, прописано в ГОСТе. Обратим внимание на обязательные моменты. Для фальцевых воздуховодов фланец, изготовленный из полосы (для небольших диаметров) или из угловой стали (для больших диаметров), должен закрепляться на воздуховоде с помощью отбортовки. Это метод его крепления и обеспечения дальнейшей герметизации воздуховода. Обязательное условие – отбортовка не должна перекрывать отверстий фланцевого соединения.

Бандаж. Это соединение очень удобно, особенно для различных химических производств. Бандаж надевают на воздуховод с отбортованными торцами. Внутреннее заполнение бандажа может быть различным. Это могут быть любые герметизирующие мастики. На химическом производстве – химически стойкая мастика. Таким образом, бандаж обеспечивает герметичность металлического воздуховода очень дешевым способом. К сожалению, само производство бандажей значительно дороже, поэтому на бытовых объектах их применять дорого.

Читайте также:  Проволока отожженная оцинкованная гост 3282 74

Ниппельное или муфтовое соединение. На сегодняшний день нет никакого документа, который регламентировал бы применение ниппелей. Условно говоря, ниппель – это участок воздуховода чуть меньшего диаметра, который вставляется внутрь воздуховода, соединяя его части. Муфта – то же самое, только снаружи воздуховода.

Выпускается большое количество ниппелей. Самый дешевый из них без резинового уплотнителя, более дорогой имеет в своем составе один или два резиновых уплотнителя. И поскольку регламентирующие документы отсутствуют, то выбор ниппеля остается за монтажником. Если применяется ниппель без резинки, то обязательным условием является покрытие самого стыка герметизирующей лентой. Это может быть либо самоклеющаяся алюминиевая лента, либо различные полимерные скотчи. Насколько это практично, экономично, а главное – долговечно? Производители утверждают, что срок службы алюминиевой ленты сопоставим со сроком службы воздуховода. В большинстве случаев с этим можно согласиться, но только если воздуховод находится в теплом сухом помещении. Однако, во-первых, это не всегда так, а во-вторых, сами воздуховоды не всегда перемещают теплую сухую среду. Поэтому надо понимать, что в случае перемещения влажной, повышенной температуры среды в первую очередь будет выгорать клей и лента просто отвалится. Аналогично обстоит дело с муфтой.

Раструб. Это очень распространенный способ соединения, при котором воздуховод заходит в воздуховод. Варианта два:

  1. Сам воздуховод выполнен конусом.
  2. На концах имеются расширение или сужение для соединения.

Для вентиляции такой воздуховод не обладает нужной герметичностью. Но есть весьма актуальная область применения раструбного соединения – это устройство вытяжек с естественной тягой для котлов и каминов.

Прямоугольные воздуховоды

Широко применяются два соединения: фланец и шина.

Фланец. Соединения такие же, как и для круглых воздуховодов. Однако, если на круглом не обязательно крепить фланец к воздуховоду, то на прямоугольном мы обязаны это сделать, потому что на плоскости возможно проседание стороны и неплотное прилегание к фланцу. Вариантов крепежа много. Если воздуховод оцинкованный, самый плохой вариант – точечная сварка. К сожалению, она часто применяется, поскольку это самый дешевый и простой способ. Чем плохо – в месте точечной сварки цинк сгорает. Добросовестный производитель красит место сварки, если этого не сделать, через 2–3 года в месте сварки будет коррозия, что ослабит крепление. В результате теряется плотность воздуховода. В воздуховодах, перемещающих агрессивные среды, фланец должен крепиться заклепкой, покрытой химически стойким материалом.

На прямоугольных воздуховодах мы еще сталкиваемся с фланцем на сварных воздуховодах. Допускается крепить его на отбортовке, но при этом она не должна перекрывать отверстия фланца. Самый распространенный вариант – это приваривание фланца к воздуховоду. В случае болтового соединения – прокладка из листового или шнурового асбеста; фланцы без отверстий (приваренные) обвариваются по гребню фланца.

Шина. Для систем общеобменной вентиляции, для прямоугольных оцинкованных воздуховодов чаще всего используется шина. Из профиля, изготовленного из оцинкованной стали, делается «фланец» на весь периметр воздуховода. Обязательным элементом являются угловые вставки, которые соединяют каждую из сторон. При стороне воздуховода более 200 мм обязательно устанавливается стягивающий замок, обеспечивающий плотность соединения по всей стороне шины.

На что следует обратить внимание? Необходимо герметизировать углы. Для этих целей используются герметики, выбор которых должен учитывать агрессивность перемещаемой среды. Шина должна крепиться к торцу воздуховода с помощью саморезов, заклепок, точечной сварки или пресса (холодная сварка). Прокладки должны быть изготовлены из следующих материалов: поролона, ленточной пористой или монолитной резины толщиной 4–5 мм или полимерного мастичного жгута (ПМЖ).

Плотные воздуховоды

Очень часто возникают вопросы по «нормальным» и «плотным» воздуховодам. СНиП 41-01-2003, п. 7.11.7, определяет, что воздуховоды систем

а) класса П (плотные) – для транзитных участков систем общеобменной вентиляции и воздушного отопления при статическом давлении у вентилятора более 600 Па, для транзитных участков систем местных отсосов, кондиционирования, воздуховодов любых систем с нормируемым пределом огнестойкости, дымоходов и дымовых труб, а также систем, обслуживающих помещения категорий А и Б независимо от давления у вентилятора;

б) класса Н (нормальные) – в остальных случаях.

Также СНиП 41-01-2003 приводит таблицы допустимых потерь (подсосов), формулы для вычисления потерь в зависимости от давления.

Чем же отличаются плотные воздуховоды от нормальных? Внешних отличий практически нет. Будет ли система плотной (а следовательно, и воздуховоды), зависит от качества изготовления (плотность фальцев, герметизация шины, качество сварного стыка) и качества монтажа (герметизация стыковых соединений).

Контролем являются результаты пусконаладочных работ, которые показывают объемы утечек и подсосов или на промежуточных этапах результаты аэродинамических испытаний отдельных участков воздуховодов (стояк, магистраль).

Поделиться статьей в социальных сетях:

Источник

Монтаж воздуховодов

Монтаж воздуховодов реализует по России компания «ИНТЕХ» (Москва). Чтобы получить КП на монтаж воздуховодов, позвоните по телефону: . Отправить письменную заявку Вы можете на email или через форму заказа .

Монтаж воздуховодов – это одна из наиболее сложных операций при установке системы вентиляции и кондиционирования. Зачастую вентиляция решает широкий спектр задач: помимо классических функций воздухообмена и контроля температуры, в помещении можно дополнительно поддерживать необходимый уровень влажности, контролировать чистоту приточного воздуха или очищать от посторонних примесей вытяжной воздух.]

В зависимости от типа и назначения схема вентиляционной системы может существенно различаться. Однако основную функцию транспортировки воздуха на расстояние выполняют воздуховоды. С целью максимальной эффективности системы вентиляции и кондиционирования важно правильно подобрать тип воздушных каналов, корректно рассчитать их сечение и без ошибок установить. Даже в том случае, когда проект рассчитан верно, нарушение технологии монтажа может привести к нарушениям в работе системы.

Важно: в вытяжной системе вентиляции используется только один воздуховод, а для реализации приточно-вытяжной системы необходимо проложить два отдельных канала – по одному подается чистый воздух, по второму выводится загрязненный.

Общие правила по монтажу воздуховода

Общие требования к установке и эксплуатации воздуховодов прописаны в нормативной базе:

  • СП 60.13330 «Отопление вентиляция и кондиционирование»,
  • СП 73.13330.2012 «Внутренние санитарно-технические системы зданий»),

а также в инструкциях от производителей воздуховодов.

Правила, обязательные к исполнению

  1. Монтаж гибких и полугибких воздуховодов осуществляется при полном растяжении.
  2. Воздушный рукав не должен провисать ни на одном участке – на каждом прогибе теряется давление.
  3. Заземление воздуховода – в обязательном порядке: в процессе эксплуатации в линии накапливается статическое электричество.
  4. При работе вентиляционной системы воздух в каналах движется по спирали (аэродинамика), это нужно учесть при проектировании и монтаже.
  5. На вертикальных участках магистрали длиной более 2 этажей нельзя использовать гибкие воздуховоды.
  6. В помещениях ниже уровня земли (подвальные, цокольные этажи), при контакте с землей, в бетонных конструкциях, проходящих через напольные/потолочные перекрытия – только жесткие воздуховоды.
  7. Если воздуховод получил повреждения при монтаже – его следует заменить. Это же касается наружного теплоизоляционного покрытия.
  8. При прохождении сквозь стены необходимо использовать переходники и металлические гильзы.
  9. При резком повороте аэродинамические свойства трубы снижаются, радиус поворота должен быть не меньше, чем два диаметра воздуховода.
Читайте также:  Создание материала нержавеющей стали

Нормативные расстояния по отношению к строительным конструкциям и инженерным коммуникациям

Воздуховоды можно фиксировать к потолку, стенам и потолочным фермам (наиболее распространенные варианты). Оси воздуховодов прокладываются параллельно плоскостям строительных конструкций, при этом минимальные расстояния между объектами должны составлять:

  1. Расстояние от поверхности воздуховода с круглым сечением до потолка должно составлять не менее 100 мм, до стен и иных строительных конструкций — не менее 50 мм.
  2. Минимальное расстояние между круглым воздушным каналом и магистралями инженерных систем (ХВС, ГВС, газовые трубы, водоотведение) должно составлять не менее 250 мм.
  3. Минимальное расстояние между двумя воздуховодами круглого сечения – не менее 250 мм.
  4. Минимальное расстояние от поверхности воздуховода любого типа до электропроводки – 300 мм.
  5. Расстояние между прямоугольным каналом и строительными конструкциями, другими каналами, а также трубопроводами должно составлять: не менее 100 мм для каналов шириной 100-400 мм, от 200 мм для каналов шириной 400-800 мм и от 400 мм для коробов шириной 800-1500 мм.
  6. Любые соединения воздуховодов должны располагаться на расстоянии не менее метра от плоскости прохождения сквозь строительные конструкции.

Способы крепления воздуховодов

Крепление шпилькой и профилем. Один из наиболее популярных в профессиональной среде способов крепления, осуществляется посредством Z и L-образного профиля. Принципиальных различий нет – в обоих случаях профиль крепится к коробу с помощью саморезов. Z-образный профиль чаще используется для фиксации тяжелых массивных воздуховодов – в этом случае уголок дополнительно поддерживает короб под нижний угол и придает конструкции дополнительную жесткость, снижая при этом нагрузку на саморезы.

В месте фиксации профиля к шпильке устанавливаются резиновые уплотнители – они гасят вибрацию воздуховода и снижают уровень шума.

Крепление шпильками и траверсой обычно используется при монтаже больших магистральных воздуховодов шириной свыше 600 мм. В этом случае тело воздуховода опирается на траверсу, а возможные боковые перемещения ограничены шпильками. Для более плотной фиксации и повышения звукоизоляции между стенкой воздуховода и траверсой прокладывается дополнительный резиновый профиль. Данный метод предпочтителен при монтаже звуко- и теплоизолированных воздушных каналов, так как сам воздуховод остается полностью герметичным в связи с отказом от саморезов.

Крепление шпильками и хомутом считается оптимальным для монтажа воздуховодов круглого сечения – как простых, так и изолированных.

При монтаже небольших отрезков гибкого воздуховода можно использовать хомуты без шпилек.

Крепление перфолентой можно использовать при монтаже круглых и прямоугольных воздуховодов. В первом случае лента сворачивается в петлю, во втором – крепится к болтовому соединению воздуховода. Несмотря на относительную дешевизну метода, конструкция не получает необходимой жесткости и может заметно вибрировать. Такой метод фиксации уместно использовать лишь для небольших воздуховодов диаметром до 200 мм.

С противоположной стороны воздуховод крепится непосредственно к потолку анкерным соединением либо к металлической балке с помощью струбцины.

Монтаж жесткого прямоугольного воздуховода

Горизонтальные металлические воздуховоды имеют большое сечение и чаще всего используются на крупных промышленных объектах. В целях безопасности основная часть сборки воздуховодов в крупные узлы до 25-30 метров в длину осуществляется на земле, затем поднимают на заданную высоту с помощью специального оборудования.

Монтаж горизонтальных металлических воздуховодов осуществляется следующим образом:

  1. Фиксация крепежей в проектных точках: анкерное соединение с потолком либо прокладка системы балок (уголок, тавр или двутавр)
  2. Расстановка подъемного оборудования, подготовка строительных лесов и вышек
  3. Соединение укрупненных узлов из прямых отрезков и фасонных частей
  4. Установка хомутов и иных средств крепления в заданных точках собранного отрезка воздуховода
  5. Подъем собранного узла на проектную высоту и фиксация на подготовленные ранее крепежи
  6. Соединение последнего отрезка с ранее смонтированным участком воздуховода.

Нередко металлические воздуховоды прокладывают в межферменном пространстве или под перекрытиями зданий. Эти методы более сложны в исполнении, но позволяют сэкономить пространство и улучшить интерьер.

Монтаж гибкого воздуховода

Гибкий и полужесткий воздуховод с небольшим сечением обычно устанавливается в квартирах и небольших коттеджах. Монтаж гибкого воздуховода осуществляется в несколько этапов.

  1. Разметка магистрали. Система вентиляции и кондиционирования воздуха обычно устанавливается согласно проектным чертежам, где указаны траектории прокладки воздуховодов. Проводим на потолке линию (карандашом или маркером), вдоль которой пройдет канал.
  2. Монтаж креплений. Чтобы предотвратить возможные провисания, крепим дюбеля через каждые 40 см нашей линии и фиксируем на них хомуты.
  3. Определяем необходимую длину воздуховода и отмеряем рукав воздуховода. Замерять «трубу» необходимо при ее максимальном натяжении.
  4. Если необходимо отрезать лишнюю часть воздуховода – можно воспользоваться острым ножом либо ножницами и перекусить проволоку (каркас) кусачками. Резать изоляцию можно только в перчатках.
  5. Если необходимо нарастить длину воздуховода – противоположные части рукава надеваются на соединительный фланец и крепятся хомутами.
  6. Конец рукава соединяется с патрубком или фланцем вентиляционной решетки (или фиксируется в месте ее будущей установки).
  7. Остальная часть рукава под натяжением протягивается через подготовленные хомуты до точки соединения с центральной вентиляционной магистралью.
  8. Если в проекте предусмотрено несколько вентиляционных отверстий, то к каждому из них создается отдельный отвод.

Монтаж изолированного воздуховода

Монтаж теплоизолированного воздуховода выполняется аналогичным способом, но есть и особенности: при нарезке или соединении рукава необходимо сначала отвернуть изоляционный слой, затем отрезать/соединить с фланцем внутренний каркас, герметизировать соединение, затем вернуть на место теплоизоляцию, повторно ее закрепить и заизолировать.

Для изоляции внешнего слоя применяется алюминиевая лента и хомуты, которые призваны соединить теплоизоляционную оболочку с телом воздуховода.

При монтаже звукоизолированного воздуховода необходимо учитывать, что «слабым» местом может быть фланцевое соединение. Для более высокого шумопоглощения воздуховод полностью надевается на патрубок (без зазоров). Герметизация соединений также выполняется с помощью алюминиевой ленты и хомутов.

Техника безопасности при монтаже воздуховода

Существует колоссальная разница между монтажом пластиковой домашней вентиляции и установкой массивного промышленного воздуховода – высотные работы всегда отличались высокой степенью риска. Однако учитывая, что на производственных объектах вентиляцию устанавливают профессиональные альпинисты, мы предупреждаем вас о тех недоразумениях, которые могут произойти дома.

  • Небольшая высота остается травмоопасной – выбирайте для работы надежные леса и подмости. Крайне не рекомендуется работать с лестницы или стремянки без страховки.
  • Работа с теплоизоляцией – исключительно в перчатках, желательно – в очках. Для резки используем самый острый нож или ножницы из тех, что есть в наличии – чтобы волокно не мочалилось и не разлеталось по помещению.
  • Если минеральная вата все же попала в глаза, их следует тщательно промыть большим количеством воды и обратиться к офтальмологу. Первый симптом – зуд.
Читайте также:  Мойка нержавеющая односекционная 600х500х160мм с сифоном

Если соблюдать эти несложные правила, вы быстро и легко установите дома систему воздуховодов любого уровня сложности.

Типы и виды воздуховодов

Воздуховоды – это разводка труб, по которым в системе вентиляции движется воздух. По этим каналам приточная вентиляция нагнетает в помещения, находящиеся на расстоянии от воздухозаборника, свежий воздух, а вытяжная вентиляция выводит на улицу воздух отработанный. Воздуховоды можно классифицировать по нескольким признакам:

  • Жесткость (гибкие, полужесткие, жесткие)
  • Форма (круглые, прямоугольные)
  • Материал (пластик, алюминий, сталь и пр.)
  • Изоляция (неизолированные либо с изоляцией)

Гибкие воздуховоды (гладкие и гофрированные) отличаются высокими аэродинамическими свойствами, за счет чего снижается уровень шума и вибрации. Такие каналы рационально использовать для монтажа непротяженных вентиляционных магистралей, а также вместо гибких вставок или угловых отводов.

Гибкие воздушные рукава делят на каркасные и бескаркасные. В роли каркаса обычно выступает стальная или полимерная проволока, придающая воздуховоду жесткость на излом и сохраняющая гибкость для прокладки поворотных воздушных трасс. Сверху стальная пружина обшивается материалами из синтетики, полимеров или алюминиевой лентой. Гибкие воздуховоды всегда имеют круглое сечение и могут иметь дополнительное шумопоглощающее либо теплоизоляционное покрытие.

Полужесткие воздуховоды имеют схожее устройство – в качестве армирования используется стальная спираль, которая обшивается минеральным волокном и вскрывается с двух сторон алюминием.

Жесткие воздуховоды изготавливаются преимущественно из тонколистового металла – черной/оцинкованной/нержавеющей стали, алюминия. Они бывают:

  • Прямошовные. Бывают круглого, овального и прямоугольного сечения. Представляют собой раскатанный и развальцованный лист металла, замкнутый по контуру посредством сварки либо на фальцевый замок.
  • Спирально-навивные. Исключительно круглого сечения. Труба представляет собой скатанную из длинного узкого металлического листа спираль.

Выбор воздуховода

Выбор воздуховода стоит доверить специалистам, которые проектируют вашу систему вентиляции и кондиционирования. Инженеры учтут все факторы (аэродинамика каналов, мощность оборудования, объем выводимого либо замещаемого воздуха и т.п.) и найдут оптимальное решение, в частности – определят необходимое сечение и материал воздуховода.

Жесткость каналов.

В квартире или частном доме обычно бывает достаточно гибкого рукава – благодаря низкому уровню шума вентиляция не доставит владельцу хлопот. Однако гибкие и полугибкие воздуховоды занимают много места, поэтому в качестве основных магистралей чаще используются прямоугольные короба, а гибкие рукава подводятся непосредственно к вентиляционным решеткам.

При реализации более масштабной – общедомовой либо производственной системы вентиляции используются преимущественно жесткие воздуховоды согласно:

  • ВСН 353-86 «Проектирование и применение воздуховодов из унифицированных деталей»;
  • ТУ-36-736-93 «Воздуховоды металлические»;

Материал воздуховода.

Для перемещения воздушных масс температурой до 80 °С и относительной влажностью до 60 % используются воздуховоды:

  • Из тонколистовой холоднокатаной оцинкованной стали толщиной 0,5–1,0 мм
  • Из тонколистовой горячекатаной стали толщиной 0,5–1,0 мм

Если температурные показатели либо влажность в помещении превышает указанные параметры, используются воздуховоды из нержавеющей стали или из углеродистой стали толщиной 1,5 – 2,0 мм.

При наличии в воздушной смеси химически активных газов, паров, пыли воздуховоды изготавливают из металлопласта, алюминия и его сплавов, углеродистой стали толщиной 1,5–2,0 мм с соответствующим защитным покрытием. Герметичность воздуховодов обеспечивается по классу «Н» ТУ 36-736-93 и «В» по EVROVENT 2/2 с пределом давления и разряжения 750 Па.

Изоляция воздуховода.

Теплоизоляционная обмотка защищает воздуховод от образования конденсата, что продлевает срок службы системы. Однако в квартирных или офисных вентиляционных каналах теплоизоляцией можно пренебречь – она требуется преимущественно для магистралей, расположенных на улице либо в неотапливаемых помещениях.

Звукоизоляция воздуховодов требуется преимущественно в жилых помещениях – спальнях, детских комнатах. Однако проблему шума можно решить конструктивным путем – с помощью труб большого сечения с толстыми стенками или путем установки виброизоляции.

Расчет воздуховода

Для расчета сечения воздуховодов специалисты предварительно составляют общую схему воздухопроводной сети и вычисляют необходимый объем воздухообмена (м 3 /ч).

Формула расчета сечения воздуховода выглядит следующим образом:

где S – площадь сечения воздуховода (круглого либо прямоугольного), м 2

L – необходимый объем воздухообмена, м 3 /ч

V – скорость воздуха в канале, м/с

3600 – коэффициент для согласования единиц (часы и секунды)

Диаметр круглого воздуховода высчитывается по формуле:

Размеры прямоугольного воздуховода высчитываются по формуле:

где А и В – это ширина стен воздуховода, м

Среди имеющихся в ассортименте труб и коробов необходимо выбрать те каналы, которые соответствуют либо незначительно превышают расчетное значение.

В жилых и офисных помещениях скорость воздуха в каналах ограничивают на уровне 3 – 4 м/с, поскольку при более высокой скорости шум от вентиляции будет весьма ощутимым. В магистральных каналах, к которым подсоединяется вентустановка, скорость потока может достигать 6 – 8 м/с, так как сечение присоединительного фланца ограничено размерами вентиляционного оборудования. В случае, когда скорость потока превышает 8 м/с или шум от магистрального воздуховода попадает в жилые помещения, скорость можно уменьшить, установив более широкий канал – в этом случае он соединяется с фланцем вентиляционной установки через переходник.

В таблице ниже приведены данные по расходу воздуха в круглых и прямоугольных воздуховодах при разных скоростях движения воздуха.

Чтобы максимально снизить уровень шума от системы вентиляции, можно использовать низкоскоростные воздуховоды с сечением больше, чем необходимо из расчетов. Однако такие каналы занимают слишком много пространства и экономически нецелесообразны.

«ИНТЕХ» — инжиниринговая компания. На нашем ресурсе air-ventilation.ru Вы можете узнать необходимую информацию и получить коммерческое предложение.

Монтаж воздуховодов реализует по России компания «ИНТЕХ» (Москва). Чтобы получить КП на монтаж воздуховодов, позвоните по телефону: . Отправить письменную заявку Вы можете на email или через форму заказа .

Отзывы о компании ООО «ИНТЕХ»:

Информация, размещенная на сайте, носит ознакомительный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой.

© 2003-2021 ИНТЕХ — Вентиляция и кондиционирование. Контакты

Источник

Поделиться с друзьями
Металл
Adblock
detector