Металл под золото это

Содержание
  1. Имитации золота: из чего сделаны, как отличить подделку
  2. Абиссинское золото
  3. Французское золото
  4. Томпак
  5. Нитрид титана
  6. Сплавы золота и сплавы, имитирующие золото
  7. Металл, похожий на золото: от алхимии средневековой до современной
  8. Содержание:
  9. Тайны трансмутации.
  10. Не все то золото, что блестит.
  11. Грезы о золоте Креза.
  12. Тайна медальона.
  13. 10 металлов, что имитируют серебро и золото: как не купить подделку
  14. Медь — первый металл человечества
  15. Бронза. Cамый древний сплав
  16. Для чего нужна бронза
  17. Латунь — вечный металл
  18. Желтая медь
  19. Подделка золота
  20. Медный сплав томпак
  21. Популярность пинчбека
  22. Олово — самый чистый металл
  23. Оловяная чума
  24. Применение олова
  25. Пьютер и свинец
  26. Недостаток пьютера
  27. Серебро — любимый металл ювелиров
  28. Особенности серебра
  29. Мельхиор и нейзильбер
  30. Кто придумал мельхиор?
  31. Разновидности мельхиора
  32. Мельхиор в СССР
  33. Нейзильбер — «новое серебро»
  34. Альпака. Мексиканская замена серебра

Имитации золота: из чего сделаны, как отличить подделку

Отношение к имитации золота двоякое. С одной стороны, это все-таки подделка, с другой стороны — вид изделия или содержание его могут быть настолько благородны, что с лихвой компенсируют очевидное отсутствие золота. Это относится к золочению куполов храмов, покрытию материалом, похожим на золото, предметов искусства, элементов эксклюзивной мебели.

История подделок и легальных заменителей золота настолько богата фактами, что, задавая вопрос: как называется металл, похожий на золото, можно получить ответ, который займет не один десяток страниц. Мы же рассмотрим самые известные и использующиеся в наше время псевдозолотые сплавы. Итак, какой материал похож на золото?

Абиссинское золото

Первым и самым честным экземпляром будет Абиссинское золото. Присутствие микроскопических долей драгоценного металла в составе металла дает ему некоторое право называться золотом.

Основной проблемой любой имитации является низкая устойчивость к коррозии. Ювелиры Эфиопии, бывшие гениальными мошенниками, или просто предприимчивыми химиками, создали сплав, похожий на золото, который не покрывался патиной долгое время и мог сойти за золото в глазах даже опытного специалиста. Новый материал получил название по старому имени страны — Абиссинский. Основой сплава была медь, содержание которого составляло почти 90%. Остальные части дополнял цинк, а устойчивость к коррозии добавляло золото в очень малых дозах — всего 0,5%. Такого количества драгоценного металла хватило, чтобы сделать Абиссинское золото устойчивым к внешним воздействиям.

Используют Абиссинское золото для изготовления «золотых» металлических коронок, в микроэлектронике и в ювелирном деле.

Французское золото

Этот металл, похожий на золото, называется, как и его драгоценный прообраз, золотом, с приставкой Французское. В этом сплаве оригинал отсутствует полностью и объединяет их только цвет.

Еще одной чертой, выдающей несовершенство большинства подделок, является отсутствие присущего золоту сверкающего блеска. Однако талантливые химики создали металлосплав из меди, цинка и олова, который воспроизводит и желто-золотой цвет и блеск драгоценного золота. Название его среди ювелиров — Орайде или Французское золото. Процентное содержание компонентов в этом сплаве: 58% Cu, 25% Zn, 17% Sn.

Из Французского золота делают галантерейные изделия, украшения и используют в качестве материала для создания предметов искусства. На них вы не найдете печать с соответствующей золотым изделиям пробой.

Томпак

Сплав на основе латуни, известный с XVII века, выглядит как золото, ведет себя, как золото. Томпак мало подвержен коррозии, имеет хороший блеск; цвет его, как и цвет золота, варьируется от желтого с красным до светло-золотого. Оттенки металла зависят от количества меди, обычное содержание которой в сплаве составляет до 90 %. Количество цинка — менее 10%. Этот металл, похожий на золото, не реагирует на магнит.

Томпак имеет несколько дополнительных названий, среди которых наиболее распространенными являются симилор, ореид и хризорин.

Металл применяют для изготовления дорогой мебельной фурнитуры, «золоченых» элементов декора, посуды, предметов интерьера, знаков отличия, швейной мелочи, частей духовых музыкальных инструментов, монет и медалей. В России томпак используется в качестве основы главной школьной награды — золотой медали.

Нитрид титана

Соединение титана с азотом рождает особенный сплав — нитрид титана. Этот материал, похожий на золото, обладает действительно уникальными характеристиками. Он устойчив ко всем видам атмосферных воздействий, не реагирует на соляную и серную кислоту, не плавится при температуре до 800 градусов, не теряет свои свойства от времени.

Благодаря таким качествам, нитрид титана используется для имитации эффекта золочения церковных куполов, предметов внутрихрамового убранства, элементов внешней отделки зданий и декоративных металлических конструкций.

Заказчики крупных объектов наружной рекламы, задающие вопрос, какой металл похож на золото, также получают предложение покрыть рекламные инсталляции именно нитридом титана.

Этим красивым и уникальным по стойкости сплавом покрывают поверхность режущих кромок медицинских инструментов, столовой посуды и декоративного холодного оружия.

Зная о наличии этих имитаций золота, вы уже защищены как покупатель, так как знаете, что не все то золото, что на него похоже. Для того, чтобы научиться отличать подделки, рекомендуем вам также ознакомиться с нашей статьей — как проверить золото на подлинность.

Источник

Сплавы золота и сплавы, имитирующие золото

Как известно, чистое золото ярко жёлтого цвета, но в тоже время существуют и другие цветовые вариации золота. Эти цвета обычно получают путем соединения золота с другими металлами в различных пропорциях.

Например: сплавы, которые состоят из 14 частей золота и 10 частей другого металла, являются 14 — каратным золотом, 18 частей золота и 6 частей другого металла, 18 – каратное золото и т.д.

Данное соотношение чаще всего выражают в виде пробы: 14/24 равна 585 пробе и 18/24 является 750 пробой золота.

Красное и розовое золото

Розовое золото является результатом сплава золота и меди, и широко используется для специализированных ювелирных изделий. Ювелирные изделия из розового золота стали популярны во всем мире только в начале 20 века, и сейчас из данного сплава делают в основном только обручальные кольца.

Красное или розовое золото также называют русским, потому что ещё в 18 веке оно было популярно в России, а на Западе о нём даже и не знали.

Основные формулы состава розового или красного золота:

18K Красное золото : 75% золота, 25% меди

18K Розовое золото: 75% золота, 22,25% меди, 2,75% серебра

18K Розовое золото : 75% золота, 20% меди, 5% серебра

Также зачастую добавляется до 15 процентов цинка – что добавляет сплаву желтовато-красный оттенок.

В древние времена из-за примесей в процессе плавки золото часто обращалось в красноватый цвет. Именно поэтому во многих греко-римских текстах и даже во многих произведениях средневековья золото описывают красным.

Зелёное золото

Зелёное золото получают путём соединения золота и серебра. Чисто зелёного золота не бывает, бывает лишь зеленовато-желтое золото .

Соотношение золота в данном сплаве — 75% золота и 25% серебра (или 73% золота и 27% серебра). Зелёное золото было известно ещё 860 году до нашей эры под названием электрума – природный сплав золота и серебра .

Читайте также:  Угол перехода от шва к основному металлу

Также зачастую в сплав добавляют кадмий – именно он добавляет зелёный оттенок сплаву и предаёт эффект прозрачности. Сплав – 75 процентов золота, 23 процента меди и 2 процента кадмия дает светло-зеленый оттенок, 75 процентов золота, 15 процентов серебра, 6 процентов меди и 4 процента кадмия дает темно-зеленый оттенок. Но стоит учитывать, что кадмий является токсичным металлом и долго носить украшение, содержащее кадмий, категорически запрещено.

Черное золото

Чёрное золото получают четырьмя способами:

1.Покрытие сплавом родия и рутения,

2.Патинирование с применением серы и кислородных соединений.

3.Использование во время выделки аморфного углерода

4.Контролируемое окисление – чаще всего доведение до окисления в соотношении – 75 процентов золота и 25 процентов кобальта .

Голубое золото представляет собой сплав золота и индия. Он содержит 46% золота (около 12 карат) и 54% индия.

Стоит отметить и соединения, которые выдают за золото, но на самом, же деле в них практически нет золота, либо вообще нет, поэтому стоит обратить на данный список особое внимание.

Бронза – ярко жёлтый сплав, содержащий 90 процентов меди и 10 процентов алюминия – наиболее часто выдают за золото, потому что является малозатратным способом, и невооружённым взглядом не отличим от оригинала.

На втором месте расположен сплав под названием батбронза, который был разработан в середине 20 века, как сплав для позолоты и для изготовления промышленных, сценических деталей.

Сплав, в который добавляют цинк , но уже в большом количестве, называется батметалл. В основном используется в производстве столовой посуды.

Французы придумали термин «вермей», который используют для обозночения серебра , покрытого золотом в малом количестве. Вермей изготавливают только на огне.

Также стоит отметить гамельтонметалл, который состоит из 66,7 процентов меди, 33,3 процента цинка. Сплав имеет желтоватый цвет, применяется для покрытия золотым цвет деталей промышленного предназначения.

Американцы же придумали слово «голдин» — сплав меди и алюминия, применяется для изготовления дешёвых, некачественных ювелирных изделий.

Дюраметалл – сплав цинка, алюминия и меди, который имеет золотисто-жёлтоватый оттенок.

Сплав, который содержит 83.6 процента меди, 9,34 процента цинка и 7 процентов олова , имеет золотистый оттенок, и полностью имитирует золото и называется мангеймское золото .

66 процентов меди и 34 процента цинка – сплав похож по цвету на самородное золото и его выдают за необработанное золото.

Французы также придумали выражение «oreide» — «французское золото». «Французское золото» применяют для изготовления недорогих изделий .

Сплав, состоящий из меди и цинка, называется томпак. Томпак впервые применил лондонский часовщик Христофор Пинчбеккер в начале 19 века, идеально имитирует золото, потому что устойчив к коррозии и обладает высокой прочностью.

Сплав, содержащий 57 процентов меди, 18 процентов платина, 10 процентов серебра, 9 процентов никеля и 6 процентов цинка – платинор. Платинор имеет красивый золотой цвет, но из-за высокой себестоимости очень редко применяется как заменитель золота.

Сплав, который применяют для изготовления недорогих украшений, носит название «сплав золота с титаном », но на самом, же деле не содержит ни грамма золота, но в тоже время является 100 процентной копией золота 585 пробы.

Поэтому стоит тщательно проверять ювелирные изделия перед покупкой, а после покупки стоит обратиться к независимому эксперту и полностью проверить изделие на подлинность.

Источник

Металл, похожий на золото: от алхимии средневековой до современной

Содержание:

Хотя золото добывается в наше время в больших количествах, но в ювелирной промышленности нередко, на вполне законных основаниях, часто используют сплавы из разных металлов, которые невооруженным глазом от золота не отличишь. Однако, это привело к возникновению подделок под золото, чем нередко пользуются махинаторы и нечестные на руку бизнесмены.

Тайны трансмутации.

Во все века ученые, не только химики, но и физики, также как и средневековые алхимики, бились над вопросом, а возможно ли вообще научным путем получить другой металл, похожий на золото? Атомщики доказали, что на атомарном уровне один металл может приобрести свойства другого путем трансмутации химических элементов, находящихся рядом в таблице Менделеева (например, ртуть и платина могут в результате реакции перейти в устойчивое золото).

Кстати, это один из самых первых и надежных способов получить золото из металла. Еще в средние века так жульничали алхимики перед королями и императорами. В ртути растворялся золотой порошок, потом ртуть выпаривалась и оставался золотой слиточек.

Все иные способы получить золото при помощи манипуляций с разными металлами (железом, оловом, свинцом) могут привести лишь к получению сплава, имеющего небольшую примесь золота. Чаще всего именно этого и добиваются мошенники, основная задача которых сделать подделку как можно более качественной.

Какой-то ученый даже в шутку подвел «научную» базу под похожесть бронзы на золото. Он сказал, что если сложить заряды ядер компонентов сплава (29 у меди и 50 у олова), то непременно получится «золото».

Однако, для того чтобы не попасть впросак при покупке настоящих золотых украшений, желательно знать какие сплавы образуют металл, похожий на золото. Хотя даже специалисты не всегда могут отличить подделку, особенно, если действительно в сплав добавлено золото. В таком случае говорят, что это золото очень низкой пробы.

Не все то золото, что блестит.

Итак, для получения металлов с золотым отливом, чаще всего используют сплавы меди, цинка, олова, иногда алюминия, серебра.

Ближе всего к оригиналу сплав под названием «Нюренбергское золото», где в составе соединены золото и серебро в пропорции 50х50.

К сплавам, полученным из меди, цинка и олова, взятых в различных пропорциях, принадлежат «Мангеймское золото», «золото Тальми» (84,4% : 12,2% : 1,7%), отличающееся необычайной стойкостью к коррозии; «симилор» (83,7 : 9,3 : 7); «орайде» (80 : 15 : 5). Все они имеют золотой блеск идентичный натуральному.

«Американское золото» отливают из меди (100 г) в которую добавлены: нашатырь (3,6 г), известь (1,8 г), винный камень (9 г) и магнезия (6 г). Чтобы получить «Французское золото» эту смесь плавят в течение часа, добавив дополнительно зерненный цинк (17 г). Эти сплавы отличить от золота можно только по удельному весу.

Из сплавов меди и цинка делают томпак и пинчбек (английское золото), соотношение частей меди и цинка практически одинаковое (9:1 или 8,3:1,7). Оба сплава имеют очень красивый золотой цвет, устойчивы к коррозии и служат для изготовления бижутерии, окладов для икон, других украшений. К этой группе также относится мозаичное золото (66:34), которое по цвету больше похоже на самородное.

Из меди и алюминия (90:10) получают алюминиевую бронзу – «ауфор». Бериллиевая бронза носит название «рандоль» (популярна в тюрьмах, где идет на зубные коронки).

С применением железа, цинка и меди делают «Сплав Айха» (1,8г : 38г : 60г). Также популярно изготовление сусального золота и металла Гамильтона, которые применяются для золочения. А латунь носит название принц-металл.

Читайте также:  Латунь это сплав какого металла

Грезы о золоте Креза.

Кроме сплавов различных металлов, полученных рукотворным способом, которые имитируют цвет золота, в природе встречаются минералы, издали пленяющие взгляд своим блеском. За ярко-золотистые блики народ обозвал «кошачьим золотом» кристаллы слюды, а куски пирита можно спутать с золотыми самородками из-за его приглушенного латунного блеска. Искрится золотым песком авантюрин. По всей вероятности, большая часть несметных богатств короля Креза, о которых слагали легенды, состояла из кристаллов пирита.

Не дают покоя старинные рецепты алхимиков и сегодняшним ученым. Так, в конце пошлого столетия канадские химики сумели получить кристаллы под цвет золота из… ртути (арсенофторид ртути)!

И древние алхимики порой совершали такие «чудеса», которые не могли разгадать на протяжении нескольких тысячелетий. Например, тайну медальона, который монах Венцель Зейлер еще в 1667 году на виду у императорской семьи превратил из серебряного в золотой и преподнес императору Леопольду I.

Тайна медальона.

250 лет бились над разгадкой этой тайны лучшие венские химики. С медали, которая и до сих пор хранится в Музее Истории искусства, многократно брали соскобы. Но все они показывали наличие золота, и цвет был вполне соответствующий. Причем часть медали, которую монах держал пальцами, осталась серебряной.

Последний эксперимент, поставивший точку в этой истории, был проделан в прошлом столетии. Посредством микроанализа было установлено, что медальон сделан из сплава серебра с золотом и медью (43:48:7), с небольшим добавлением железа, олова и цинка. А цвет металл поменял в результате реакции с 50% раствором азотной кислоты. Сегодня этот процесс активно используют современные ювелиры под названием «желтое кипячение».

Источник

10 металлов, что имитируют серебро и золото: как не купить подделку

Вы нашли ювелирное изделие похожее на серебро и сомневаетесь. Отметки «серебряный никель» или «немецкое серебро» — это признаки благородного металла? Какое различие между нейзильбером, мельхиором и альпака? Чем отличаются медные сплавы и как имитировали золото? Некоторые изделия можно идентифицировать по внешним признакам, но для точного определения бижутерного сплава или металла нужен химический анализ. Вот краткий ликбез по металлам в декоративно-прикладном искусстве:

Медь — первый металл человечества

Медь первый металл для производства орудий после камня. По словам Плиния «Медь впервые добывалась на Кипре». Отсюда ее латинское название.

Розовато-золотистый, красно-коричневый мягкий металл. Вязкий и тягучий. Меняет форму под ударом и очень пластичная. Легко придать ей любую форму и рельеф. Можно выгибать самые сложные и причудливые орнаменты и прокатывать листы до 00.5 мм. Филигранный и чеканный материал. Легко спаивается, серебрится и золотится. На красной меди хорошо держится эмаль. Чистая медь не притягивается к магниту.

Как используют медь

На открытом воздухе медь окисляется и покрывается зеленым или черным цветом. Эта пленка из окислов защищает металл от дальнейшей коррозии. Поэтому изделия из чистой меди хорошо сохраняются без специальных покрытий. Чистую или красную медь применяют не редко, но чаще используют для сплавов. А еще для производства красного цветного стекла, эмали и смальты.

Бронза. Cамый древний сплав

Бронза — это сплав меди, цинка и олова. Древние люди научились выплавлять бронзу из медной и оловянной руды. Этот период сменил Медный век в истории человечества. Античные скульпторы отливали бронзовые статуи уже в 470 г. до н.э. В составе самых древних бронз 88% меди и 12% олова. Но позже стали добавлять цинк, улучшая свойства металла. Цвет бронзы изменяется от красного к желтому (90-85% меди) и от белого до серо-стального (50-35% меди).

Для чего нужна бронза

Долговечная и стойкая к морозу бронза — отличный материал для памятников и монументов. Она тверже меди. Для украшения театров и дворцов ее также использовали. Отливали люстры, канделябры, декоративные вазы. В XVIII в. появилась золоченая бронза.

Латунь — вечный металл

Латунь — сплав меди с цинком благородного желтого цвета. Впервые получена в Англии в 1781 г., хотя применялась еще в древнем Риме, где сплавляли медь с цинковой рудой.

Желтая медь

Латунь называют желтой медью. Она сравнительно легче меди. Со временем цвет золота меняется, приобретает патину и теряет блеск. Поэтому латунь больше подходит для интерьерных украшений. При этом она более прочная и износостойкая, чем медь. Твердая, тяжело гнется. Ее называют «вечным металлом».

Латунь долго сохраняет полированную поверхность. Может покрываться позолотой и быть тонирована в любые цвета.

Подделка золота

Механические свойства латуни Л68 и Л62 аналогичны золоту 583 пробы. Их используют как учебный материал для ювелиров. Однако, эта особенность латуни известна и мошенникам, которые изготавливают из нее поддельные «золотые» украшения.


Медный сплав томпак

Томпак (фр. tombac) — это медный сплав с малым содержанием цинка (3-20%). Томпак относят к латуням, иногда называют латунь томпаком и наоборот. Они похожи по составу и почти не отличаются внешне. Томпак, как и медь, легко обрабатывается и темнеет на воздухе. Хорошо покрывается эмалью или позолотой. Потому его применяли для изготовления посуды, значков, орденов и наград. Делали механизмы и цепочки для часов. Из-за красновато-желтого цвета использовали в бижутерии для имитации золота. Лучший пример изделия из томпака — старинные чешские броши с пиропами. В Европе томпак был впервые использован лондонским часовщиком Кристофером Пинчбеком.

Пинчбек — заменитель золота

В 1720 г. Кристофер Пинчбек (Christopher Pinchbeck, 1670-1732) изобрел сплав — дешевый заменитель золота из меди и цинка. Он назвал его своим именем.

Пинчбек обычно содержит медь и цинк. Ювелирный сплав хорош в работе и смотрится как золото, но легче его. Считается, что у изобретателя был секрет, который позволял изделиям не терять блеск. Семья Пинчбек производила из изобретенного сплава не только украшения и часы. В объявлениях были мечи, пинцет, табакерки, вилки, ложки, пуговицы, пряжки для ремней и многое другое. В 1720 г. Кристофер Пинчбек (Christopher Pinchbeck, 1670-1732) изобрел сплав — дешевый заменитель

Популярность пинчбека

Украшения из пинчбека стали популярными в XVIII в. Их покупали средние слои населения. Также сплав использовали для украшений в театральных постановках.

Богатые путники надевали изделия из пинчбека, чтобы защитить себя от грабежа на дорогах. Иногда украшения были копиями фамильных драгоценностей. Иногда выступали самостоятельными предметами и по виду ничем не уступали безумно дорогим. А не украсить себя в путешествиях знатным особам было неприлично.

В начале XIX в. украшения из пинчбека стали выдавать за золото. Именно тогда за ним закрепилась слава «поддельного золота».

В 1830-1840 годы пинчбек даже подделывали, но почти не использовали после 1854 г., когда сняли запрет на использование низкопробного золота. Позже методы нанесения золотого покрытия на базовые металлы вытеснили пинчбек окончательно.

Читайте также:  От чего образуется окалина на металле

Олово — самый чистый металл

Олово известно человеку с IV тысячелетия до н.э. Из него чеканили монеты и изготовляли сосуды. В древней Руси ажурным оловянным литьем украшали церкви, двери и иконостасы.

Олово серебристо-белого цвета, но темнее серебра. Это — самый чистый металл и он не ржавеет. Очень ценится посуда из олова — она никак не влияет на вкус и запах пищи. Мягкий, вязкий металл. Не окисляется на воздухе и очень медленно в воде.

Оловяная чума

Олово устойчиво к коррозии, но при сильном охлаждении теряет свои металлические свойства. На изделии появляются отдельные серые пятна. При дальнейшем охлаждении они распространяются по всей поверхности. Превращение олова в порошок называют «оловянная чума«. Остановить ее можно нагрев до +18 °C.

Под воздействием воздуха олово красиво выцветает. Этот бархатный оттенок высоко ценят коллекционеры. Олово нельзя мыть в посудомоечной машине и лучше полировать. Посуда для еды должна быть с маркировкой 95%. Но стоит учесть, что олово плавится при температуре 170-230 °C.

Применение олова

В настоящее время чистое олово не применяют. Его используют для сплавов с медью, свинцом. Также из олова получают «сусальное золото» в виде тончайших листиков или порошка. Это двусернистое олово, блестящая масса. Стойкая и похожая на золото по цвету. Долго сохраняет блеск на изделиях в интерьере и снаружи. (А. В, Флеров «Материаловедение и технология художественной обработки металлов.»)

Оловянный сплав пьютер

Пьютер (анг. “pewter”) начали использовать на Ближнем Востоке. Предметы из него обнаружили в египетской гробнице 1450 г. до н.э.

Пьютер и свинец

Пьютер – это сплав олова с медью, сурьмой, висмутом и реже свинцом. Они нужны для отвердения олова. Пьютер низкого качества имеет голубоватый оттенок из-за содержания свинца до 60%. Включение свинца запрещено из-за токсичности, но может присутствовать в антикварных изделиях. Например, сплав «английский пьютер» запретили в 1972 г. С конца 1950х стандарты качества пьютера предполагают наличие 90% олова.

Недостаток пьютера

Пьютер – сплав серебристо-серого цвета. Хорошо поддаётся полировке, напылению металлами. Используется для создания декоративной посуды и украшений, особенно фурнитуры. Недостаток пьютера – его хрупкость на излом. Если согнуть, то изделие треснет на месте сгиба. Пьютер также подвержен «оловянной чуме».


Серебро — любимый металл ювелиров

Серебро известно человеку с V в. до н.э., но «моложе» золота. Родиной серебра считают доисторическую Сардинию. В Ассирии и Вавилоне серебро было символом Луны и считалось священным. В Средние Века было популярно среди алхимиков.

Это драгоценный металл белого блестящего цвета. Встречается в природе в виде руды или самородном состоянии. Серебро тверже золота и мягче меди. Очень пластично и легко прокатывается в тончайшие листы и проволоку. Хорошо режется и полируется. Серебро не окисляется на воздухе и при нагреве. Но темнеет под воздействием серы или сероводорода, которые присутствуют в воздухе и теле человека. Чем выше проба серебра, тем меньше окисление. Во влажном климате или помещении металл темнеет быстрее.

Особенности серебра

Особое свойство серебра — звонкость. Чистота звона церковных колоколов и струн инструментов достигается добавлением серебра. Тончайший слой серебра наносится на поверхность зеркал. Это материал для ювелирных украшений, посуды и приборов. Для филигранного производства и эмалевых изделий. Также серебро может содержаться в золотых и платиновых сплавах, делая их светлее. Используется для спаивания медных и латунных изделий.

На серебро не действуют кипящие едкие щелочи. Оно растворяется в азотной и горячей серной кислоте.

Мельхиор и нейзильбер

Кто придумал мельхиор?

Мельхио́р (нем. Melchior, искажённое фр. Maillot-Chorier) — сплав меди с никелем, иногда с добавками железа и марганца. Получил своё название по именам французских изобретателей из Лиона Майо (Maillot) и Шорье (Chorier), которые создали его в 1819 г. Однако, наиболее древний сплав, имитирующий серебро это пактонг – белая китайская медь. В ее составе 40.4% меди, 25.4% цинка, 31.6% никеля и 2.6% железа. В древнем персидском сплаве было больше меди, а железо и кобальт составляли незначительную часть примесей. Из него чеканили монеты.

Разновидности мельхиора

Мельхиор стал популярен в ХIХ в. Он тверже серебра, серовато белого цвета. Легко чистится, полируется и не поддается коррозии. Сплав разнится по количеству в нем меди, цинка и никеля, иногда других примесей. Это зависит от производителя и назначения мельхиора. Например, мельхиор с примесью олова использовали для выделки ложек и вилок. Эти сплавы, кроме мельхиора, называли «новым серебром», аргентаном, немецким серебром, серебром для бедняков. Немцы использовали сплав для быта, украшений и чеканки монет.

Мельхиор в СССР

В Советском Союзе для художественной промышленности применяли два никелевых сплава: Мельхиор (НМ 81), содержащий 81% меди и 19% никеля. И нейзильбер (НМЦ 65-20), содержащий 65% меди, 20% цинка и 15% никеля. Оба сплава прочные, пластичные и стойкие к коррозии.

Нейзильбер — «новое серебро»

Клеймо МНЦ можно было встретить как на мельхиоре, так и на нейзильбере. Нейзильбер (нем. neusilber — «новое серебро») дешевле мельхиора. Схож с мельхиором внешне и по составу. Зачастую при его изготовлении не придерживаются точных пропорций.

Нейзильбер, как и мельхиор используют для украшений с филигранью и финифтью. В приборостроении, производстве технической посуды, медицинских инструментов, деталей часов. Сплав безопаснее красной меди и латуни в качестве посуды для еды. Нейзильбер прочнее серебра и надолго сохраняет белый цвет не темнея. Столовые приборы из нейзильбера обычно серебрят, чтобы убрать металлический привкус и сделать их гипоаллергенными.

Нейзильбер дает такую же черту, как сплавы, содержащие 75% серебра. Но если эту черту обработать каплей чистой азотной кислоты и к раствору прибавить каплю соляной кислоты, то жидкость остается прозрачной. А в случае присутствия серебра она дает беловатую муть или становится молочно-белой.

Часто продавцы винтажных украшений не делают различий между мельхиором и нейзильбером. Визуально их отличить сложно. Случается, что мельхиор переводят как german silver , а нейзильбер как argenton .

Альпака. Мексиканская замена серебра

Еще одной заменой серебра выступает альпака. Это сплав мексиканского или южноамериканского происхождения. Альпака также время от времени называют «новое серебро» и в сущности это и есть нейзильбер. В его составе 60% меди, 20% никеля, 20% цинка и 5% олова. Серебряный цвет альпака имеет слегка серый оттенок и лёгкий налёт. На украшениях из этого сплава встречается клеймо Alpaca или Alpacсa. Его иногда используют в качестве основного металла под серебряное покрытие или подделок винтажной бижутерии.

Для написания статьи использовались книги: «Материаловедение и технология художественной обработки металлов» Флеров А. В., Москва 1981 г. и «Камень, рождающий металл» Здорик Т. Б., Москва 1984 г.

Источник

Поделиться с друзьями
Металл
Adblock
detector