- Имитации золота: из чего сделаны, как отличить подделку
- Абиссинское золото
- Французское золото
- Томпак
- Нитрид титана
- Золото: имитации и подделки
- Архимед – первый защитник чистого золота
- Человеческая психология помогает мошенникам
- Список имитаций золота – бесконечен!
- Там где проба – там золото?
- Как не купить подделку
- Сплавы золота и сплавы, имитирующие золото
Имитации золота: из чего сделаны, как отличить подделку
Отношение к имитации золота двоякое. С одной стороны, это все-таки подделка, с другой стороны — вид изделия или содержание его могут быть настолько благородны, что с лихвой компенсируют очевидное отсутствие золота. Это относится к золочению куполов храмов, покрытию материалом, похожим на золото, предметов искусства, элементов эксклюзивной мебели.
История подделок и легальных заменителей золота настолько богата фактами, что, задавая вопрос: как называется металл, похожий на золото, можно получить ответ, который займет не один десяток страниц. Мы же рассмотрим самые известные и использующиеся в наше время псевдозолотые сплавы. Итак, какой материал похож на золото?
Абиссинское золото
Первым и самым честным экземпляром будет Абиссинское золото. Присутствие микроскопических долей драгоценного металла в составе металла дает ему некоторое право называться золотом.
Основной проблемой любой имитации является низкая устойчивость к коррозии. Ювелиры Эфиопии, бывшие гениальными мошенниками, или просто предприимчивыми химиками, создали сплав, похожий на золото, который не покрывался патиной долгое время и мог сойти за золото в глазах даже опытного специалиста. Новый материал получил название по старому имени страны — Абиссинский. Основой сплава была медь, содержание которого составляло почти 90%. Остальные части дополнял цинк, а устойчивость к коррозии добавляло золото в очень малых дозах — всего 0,5%. Такого количества драгоценного металла хватило, чтобы сделать Абиссинское золото устойчивым к внешним воздействиям.
Используют Абиссинское золото для изготовления «золотых» металлических коронок, в микроэлектронике и в ювелирном деле.
Французское золото
Этот металл, похожий на золото, называется, как и его драгоценный прообраз, золотом, с приставкой Французское. В этом сплаве оригинал отсутствует полностью и объединяет их только цвет.
Еще одной чертой, выдающей несовершенство большинства подделок, является отсутствие присущего золоту сверкающего блеска. Однако талантливые химики создали металлосплав из меди, цинка и олова, который воспроизводит и желто-золотой цвет и блеск драгоценного золота. Название его среди ювелиров — Орайде или Французское золото. Процентное содержание компонентов в этом сплаве: 58% Cu, 25% Zn, 17% Sn.
Из Французского золота делают галантерейные изделия, украшения и используют в качестве материала для создания предметов искусства. На них вы не найдете печать с соответствующей золотым изделиям пробой.
Томпак
Сплав на основе латуни, известный с XVII века, выглядит как золото, ведет себя, как золото. Томпак мало подвержен коррозии, имеет хороший блеск; цвет его, как и цвет золота, варьируется от желтого с красным до светло-золотого. Оттенки металла зависят от количества меди, обычное содержание которой в сплаве составляет до 90 %. Количество цинка — менее 10%. Этот металл, похожий на золото, не реагирует на магнит.
Томпак имеет несколько дополнительных названий, среди которых наиболее распространенными являются симилор, ореид и хризорин.
Металл применяют для изготовления дорогой мебельной фурнитуры, «золоченых» элементов декора, посуды, предметов интерьера, знаков отличия, швейной мелочи, частей духовых музыкальных инструментов, монет и медалей. В России томпак используется в качестве основы главной школьной награды — золотой медали.
Нитрид титана
Соединение титана с азотом рождает особенный сплав — нитрид титана. Этот материал, похожий на золото, обладает действительно уникальными характеристиками. Он устойчив ко всем видам атмосферных воздействий, не реагирует на соляную и серную кислоту, не плавится при температуре до 800 градусов, не теряет свои свойства от времени.
Благодаря таким качествам, нитрид титана используется для имитации эффекта золочения церковных куполов, предметов внутрихрамового убранства, элементов внешней отделки зданий и декоративных металлических конструкций.
Заказчики крупных объектов наружной рекламы, задающие вопрос, какой металл похож на золото, также получают предложение покрыть рекламные инсталляции именно нитридом титана.
Этим красивым и уникальным по стойкости сплавом покрывают поверхность режущих кромок медицинских инструментов, столовой посуды и декоративного холодного оружия.
Зная о наличии этих имитаций золота, вы уже защищены как покупатель, так как знаете, что не все то золото, что на него похоже. Для того, чтобы научиться отличать подделки, рекомендуем вам также ознакомиться с нашей статьей — как проверить золото на подлинность.
Источник
Золото: имитации и подделки
В 2009-м году разгорелся скандал: в хранилищах Форта Нокс были обнаружены поддельные золотые слитки весом в 400 унций каждый. Количество фальшивых отливок исчислялось сотнями тысяч. Остроумие мошенников, придумавших вольфрамовую болванку покрывать миллиметровым слоем настоящего золота, основывалось на практике пробирования слитков. Проверки касалась лишь наружного слоя металла. Поэтому подмена обнаружилась лишь тогда, когда инспектора удосужились просверлить тело поддельного слитка.
Громкая история свидетельствует об одном: активность мошенников, пытающихся нажиться на стоимости золота, не снижается с античных времен.
Архимед – первый защитник чистого золота
Наверняка Архимед не был первым человеком, озаботившимся концентрацией золота в сплаве: мудрец из Сиракуз жил за двести лет до наступления Новой эры – в то время как золото служило людям поделочным материалом уже четыре тысячи лет. Однако Архимед первым сообразил, как вычислить объем изделия сложной формы – благодаря чему появлялась возможность определять плотность сплава. Так ученому удалось вывести на чистую воду местного ювелира, вздумавшего заменить отпущенное на корону золото серебром.
Величину соблазна понять можно: в античные времена древнеегипетские технологии аффинажа (очистки благородных металлов от примесей) были трудноосуществимыми, используемое золото часто по сути являлось золотосодержащим сплавом. Чуть больше серебра, чуть меньше – думалось ювелиру – ну, кто заметит?
Человеческая психология помогает мошенникам
Так уж устроено человеческое мышление: во всем наблюдаемом видим мы позитив. Особенно радуют человека цветовые сочетания, соответствующие спектру излучения Солнца. Попросту говоря, желтое, оранжевое, красное нас радостно возбуждает. К золотому блеску мы априорно некритичны! Этим-то и пользуются мошенники с незапамятных времен.
Для сравнения: платина, будучи выделенной из сырья, удостоилась лишь пренебрежительного отношения. Внешне похожая на серебро, она все ж таки серее, тусклее. Ну, а раз так – решили испанцы первой половины ΧVΙΙΙ века – то нечего этому «серебришке» казну захламлять. И утопили драгоценный металл где нашли поглубже.
Материалам с глянцевым желтым блеском всегда везет больше. Они даруют эстетическое удовлетворение и намекают на возможности собственника – до тех пор, пока досужие эксперты не примутся за анализ. И тут выясняется.
Список имитаций золота – бесконечен!
Причем многие из них являются золотосодержащими сплавами, официально используемыми в производстве бижутерии. Таково немецкое геразолото (на этикетках пишется heragold): материал, содержащий в себе благородный металл в концентрации, недостаточной для получения пробы.
Подобные сплавы широко используются во всем мире, однако недобросовестные торговцы (чаще всего из бедных африканских и азиатских стран) частенько продают эти изделия как золотые – тем более что несколько каратов золота в материале действительно имеется.
Низкопробное гранатовое золото более ста лет назад выпускалось в Чехии – исключительно для оправления разноцветных гранатов, вошедших в моду в конце ΧΙΧ века. Сегодня такой материал может рекламироваться как специальный сорт золота, созданный по старинным рецептам. При этом рекомендованные ювелирами прошлого 25% чистого золота в составе сплава могут бессовестно понижаться.
Еще одним сплавом, содержащим драгоценные металлы и имитирующим золото, является платинор. В платиноре – 18% платины и 10% серебра, остальное – медь, никель и цинк.
Томпак – известнейший имитатор золота, настолько «ловкий», что даже опытный ювелир при визуальном анализе может не заметить подмены. Представляя собой сплав из меди и цинка, томпак легко принимает в себя различные добавки, что позволяет менять цветовую гамму продукта. При помощи томпака подделываются самые популярные разновидности золота – желтого, зеленого, розового. Соединение 90% меди и 10% цинка дает состав, устойчивый к коррозии в обычных условиях эксплуатации – что в известной степени облегчает мошенничество.
Сплав меди, цинка и олова, по виду еще более чем томпак напоминающий золото, носит название «симилор». Для большей значимости этот состав зовется мангеймским золотом и в изделиях часто покрывается позолотой.
Алюминиевая бронза, в классическом своем варианте составленная из 90% меди и 10% алюминия, нередко улучшаемая добавками других цветных металлов, часто используется для изготовления подделок. Правда, в большинстве случаев этот сплав характеризуется ломкостью и хрупкостью, и потому не подходит для формования ажурных украшений.
Сульфидное олово обладает выраженным золотым блеском и устойчивостью к действию соединений серы. Пластинки этого материала могут применяться для золочения поверхностей большой площади. Однако в современных условиях гораздо чаще применяется нанесение нитрида титана. Особенностью нитрида титана является достижение цветовых кондиций червонного золота в начальных фазах окисления покрытия.
Там где проба – там золото?
Многие ювелирные украшения – составные. Однако знак пробы ставится лишь на одно из звеньев изделия. Пользуясь таким положением, мошенники нередко оставляют золотым лишь пробированное звено цепочки, браслета, ожерелья. Цветовая гамма подобного изделия выдерживается в полном соответствии со стандартами пробированного золота – однако вскоре после продажи ситуация меняется.
Монолитные ювелирные изделия из поддельного золота изготовляются ничуть не реже составных. Рельефный штамп пробы, использовавшийся в течение десятилетий (и до сих пор не ушедший из практики) имитируется часто и нередко успешно. Современные металлообрабатывающие станки позволяют без особых затруднений изготавливать пуансоны любой сложности, поэтому давние методы визуального определения фальшивой пробы уходят в прошлое.
Неровные цифры, нечеткие знаки и символы пробы золота – признак стародавних подделок. Сегодня изделия маркируются лазером – но препятствием для мошенников становится не столько сложность технологии лазерного маркирования, сколько высокая стоимость установки. Однако при массовом производстве подделок накладными расходами размером в 50-100 тысяч долларов можно и пренебречь. В результате чего до половины ювелирной продукции, реализуемой через торговую сеть России, эксперты признают поддельной.
Как не купить подделку
Универсален совет не покупать что попало и у кого попало. Особенно если вы склонны рассматривать приобретение золота как инвестицию. Хорошим способом избежать покупки золота «самоварного» сорта является использование электронных детекторов. В большинстве случаев они адекватно оценивают параметры электропроводимости сплава и достоверно оценивают изделие. Однако ошибки не исключены – из-за бесконечного множества разновидностей лигатурных составов.
Внимательный (через лупу) взгляд на пробу нередко помогает увидеть, что знак не имеет отношения к пробе как таковой. Повторяя форму и размер государственной пробы, оттиск может представлять собой бессмысленный набор букв и цифр. Конечно, на отечественном прилавке ювелирного магазина такое изделие вряд ли окажется. Но в странах, народы которых испытывают непреодолимую тягу ко всему блестящему – запросто!
Не хуже пробы работает и оттиск фирменного знака авторитетного производителя. Особенно, если покупка золота совершается в фирменном магазине бренда. А вот народным способам определения подлинности золота лучше не доверять. Звон золотого кольца, упавшего на твердую поверхность; попытка раскусить (попробовать на вкус и запах) изделие; стремление макнуть золото в аккумуляторную кислоту или приложить к магниту – не являются достаточными критериями для оценки качества золотого сплава.
При наличии возможностей можно провести химическую проверку. Однако и йод, и хлорное золото, и уксусная эссенция будут (либо не будут) взаимодействовать лишь с поверхностью изделия. Узнать, какой металл находится внутри «золотого» массива без разрушения изделия – невозможно.
Источник
Сплавы золота и сплавы, имитирующие золото
Как известно, чистое золото ярко жёлтого цвета, но в тоже время существуют и другие цветовые вариации золота. Эти цвета обычно получают путем соединения золота с другими металлами в различных пропорциях.
Например: сплавы, которые состоят из 14 частей золота и 10 частей другого металла, являются 14 — каратным золотом, 18 частей золота и 6 частей другого металла, 18 – каратное золото и т.д.
Данное соотношение чаще всего выражают в виде пробы: 14/24 равна 585 пробе и 18/24 является 750 пробой золота.
Красное и розовое золото
Розовое золото является результатом сплава золота и меди, и широко используется для специализированных ювелирных изделий. Ювелирные изделия из розового золота стали популярны во всем мире только в начале 20 века, и сейчас из данного сплава делают в основном только обручальные кольца.
Красное или розовое золото также называют русским, потому что ещё в 18 веке оно было популярно в России, а на Западе о нём даже и не знали.
Основные формулы состава розового или красного золота:
18K Красное золото : 75% золота, 25% меди
18K Розовое золото: 75% золота, 22,25% меди, 2,75% серебра
18K Розовое золото : 75% золота, 20% меди, 5% серебра
Также зачастую добавляется до 15 процентов цинка – что добавляет сплаву желтовато-красный оттенок.
В древние времена из-за примесей в процессе плавки золото часто обращалось в красноватый цвет. Именно поэтому во многих греко-римских текстах и даже во многих произведениях средневековья золото описывают красным.
Зелёное золото
Зелёное золото получают путём соединения золота и серебра. Чисто зелёного золота не бывает, бывает лишь зеленовато-желтое золото .
Соотношение золота в данном сплаве — 75% золота и 25% серебра (или 73% золота и 27% серебра). Зелёное золото было известно ещё 860 году до нашей эры под названием электрума – природный сплав золота и серебра .
Также зачастую в сплав добавляют кадмий – именно он добавляет зелёный оттенок сплаву и предаёт эффект прозрачности. Сплав – 75 процентов золота, 23 процента меди и 2 процента кадмия дает светло-зеленый оттенок, 75 процентов золота, 15 процентов серебра, 6 процентов меди и 4 процента кадмия дает темно-зеленый оттенок. Но стоит учитывать, что кадмий является токсичным металлом и долго носить украшение, содержащее кадмий, категорически запрещено.
Черное золото
Чёрное золото получают четырьмя способами:
1.Покрытие сплавом родия и рутения,
2.Патинирование с применением серы и кислородных соединений.
3.Использование во время выделки аморфного углерода
4.Контролируемое окисление – чаще всего доведение до окисления в соотношении – 75 процентов золота и 25 процентов кобальта .
Голубое золото представляет собой сплав золота и индия. Он содержит 46% золота (около 12 карат) и 54% индия.
Стоит отметить и соединения, которые выдают за золото, но на самом, же деле в них практически нет золота, либо вообще нет, поэтому стоит обратить на данный список особое внимание.
Бронза – ярко жёлтый сплав, содержащий 90 процентов меди и 10 процентов алюминия – наиболее часто выдают за золото, потому что является малозатратным способом, и невооружённым взглядом не отличим от оригинала.
На втором месте расположен сплав под названием батбронза, который был разработан в середине 20 века, как сплав для позолоты и для изготовления промышленных, сценических деталей.
Сплав, в который добавляют цинк , но уже в большом количестве, называется батметалл. В основном используется в производстве столовой посуды.
Французы придумали термин «вермей», который используют для обозночения серебра , покрытого золотом в малом количестве. Вермей изготавливают только на огне.
Также стоит отметить гамельтонметалл, который состоит из 66,7 процентов меди, 33,3 процента цинка. Сплав имеет желтоватый цвет, применяется для покрытия золотым цвет деталей промышленного предназначения.
Американцы же придумали слово «голдин» — сплав меди и алюминия, применяется для изготовления дешёвых, некачественных ювелирных изделий.
Дюраметалл – сплав цинка, алюминия и меди, который имеет золотисто-жёлтоватый оттенок.
Сплав, который содержит 83.6 процента меди, 9,34 процента цинка и 7 процентов олова , имеет золотистый оттенок, и полностью имитирует золото и называется мангеймское золото .
66 процентов меди и 34 процента цинка – сплав похож по цвету на самородное золото и его выдают за необработанное золото.
Французы также придумали выражение «oreide» — «французское золото». «Французское золото» применяют для изготовления недорогих изделий .
Сплав, состоящий из меди и цинка, называется томпак. Томпак впервые применил лондонский часовщик Христофор Пинчбеккер в начале 19 века, идеально имитирует золото, потому что устойчив к коррозии и обладает высокой прочностью.
Сплав, содержащий 57 процентов меди, 18 процентов платина, 10 процентов серебра, 9 процентов никеля и 6 процентов цинка – платинор. Платинор имеет красивый золотой цвет, но из-за высокой себестоимости очень редко применяется как заменитель золота.
Сплав, который применяют для изготовления недорогих украшений, носит название «сплав золота с титаном », но на самом, же деле не содержит ни грамма золота, но в тоже время является 100 процентной копией золота 585 пробы.
Поэтому стоит тщательно проверять ювелирные изделия перед покупкой, а после покупки стоит обратиться к независимому эксперту и полностью проверить изделие на подлинность.
Источник