Материалы для судовой арматуры
Главное меню
Судовые двигатели
Трубопроводы питьевой и холодной мытьевой воды — стальные бесшовные, оцинкованные; клапаны — чугунные с бронзовыми внутренними деталями; небольшие клапаны — бронзовые. Соединения труб — фланцевые.
Трубопроводы теплой мытьевой воды — красномедные, стальные, бесшовные, оцинкованные, клапаны — бронзовые. Соединения труб—фланцевые, резьбовые или ниппельные. Трубопроводы топливной системы — бесшовные, стальные или биметаллические, из нержавеющей стали, медные; . клапаны или клинкеты — чугунные; внутренние детали — красномедные; клапаны на стенках цистерн — чугунные (с шаровидным графитом). Соединения труб — фланцевые, резьбовые или специальные для соединения труб небольших типоразмеров. Дистанционно управляемые клапаны (с пульта машинного отделения и вне машинного отделения) изготовляют из чугуна (корпус), нержавеющей стали (шток) и бронзы (тарелка). Клапаны с ручным управлением изготовляют из чугуна (корпус), бронзы (уплотнительные кольца) и латуни (шток).
Трубопроводы охлаждения забортной воды — медные (скорость воды до 1,2 м/с), медноникелевые (скорость воды 1,2—3 м/с), стальные, оцинкованные; донная арматура — запорные клапаны с местным управлением — из красной меди, остальные клапаны — из красной меди или чугуна с шаровидным графитовым включением. Соединения труб — фланцевые, конусные или кольцеобжимные.
Трубопроводы пускового воздуха — стальные, бесшовные, медные биметаллические, трубки управления — медные. Соединения труб — фланцевые. Трубы небольших типоразмеров имеют резьбовые или специальные соединения. Клапаны на давление 3 МПа — стальные, внутренние детали — из нержавеющей стали, клапаны на давление 0,7 МПа — красномедные. Трубопроводы рабочего воздуха — стальные, бесшовные. Соединения — сварные и сварные конусные; клапаны мембранные из отожженного чугуна (корпус) и неопрена (мембраны). Трубопроводы управляющего воздуха в машинном отделении — красномедные. Трубопроводы паровой магистрали: для конденсата — стальные, бесшовные; для питательной воды — красномедные, бесшовные. Соединения — фланцевые, резьбовые (для малых типоразмеров).
Для паровой и конденсатной систем теплого ящика применяются чугунные клапаны тарельчатого типа, для систем питательной воды — бронзовые клапаны. Трубопроводы фановой системы в машинном отделении и грузовых помещениях — стальные бесшовные, оцинкованные; фланцевые соединения — стальные. В жилых помещениях трубы — пластмассовые на резиновых прокладках, переборочные стаканы — из железа на резиновых прокладках. Запорные клапаны — чугунные (бронзовые).
Источник
Арматура судовых систем. Классификация арматуры
Чтобы каждая система на судне могла выполнять свои функции, на трубопроводах системы размещают арматуру, с помощью которой осуществляют пуск, включают и выключают отдельные участки трубопроводов, изменяют режим работы системы, регулируют давление среды, протекающей в трубопроводах, и т. п.
Наиболее распространенной запорной арматурой в судовых системах являются клапаны и задвижки (клинкеты), показанные на рис. 26. Запор в клапане (рис. 26, а) осуществляется тарелкой 7, прижимаемой шпинделем 3 к уплотнительным поверхностям 8 и 9 в тарелке и корпусе 11 клапана. При вращении маховика 1 шпиндель благодаря нарезке на его наружной поверхности и неподвижной втулке 2 с внутренней нарезкой перемещается относительно корпуса клапана и поднимает или опускает тарелку. Чтобы обеспечить герметичность, в месте прохода шпинделя через крышку 10 корпуса клапана установлен сальник, состоящий из нажимной втулки 4 набивки 5 и опорного кольца 6.
| |
а. Клапан | б. Клинкет |
Рисунок 26 – Запорная арматура |
Для контроля за положением тарелки в корпусе клапана есть указатель хода, перемещающийся между рисками О и З, которые соответствуют полному открытию или закрытию клапана.
В целях образования уплотнительных поверхностей на клапаны из углеродистой стали наплавляют специальные стали (например, 2×13) или в тарелку и корпус вставляют кольца из бронзы или нержавеющей стали. У стального клапана уплотнительные поверхности выполнены наплавкой. Тарелку у чугунных клапанов часто изготовляют из бронзы. Уплотнительную поверхность в корпусе клапана (седло) делают в виде бронзового вставного кольца. Тарелки из бронзы применяют и в стальных клапанах. На трубопроводах клапаны всегда устанавливают таким образом, чтобы внутреннее давление жидкости в трубопроводах приходилось под тарелку клапана. В этом случае обеспечивается герметичность сальника при закрытом клапане. По направлению движения потока жидкости клапаны разделяют на проходные и угловые. В проходных клапанах направление движения потока жидкости до и после них не изменяется, в угловых же за клапаном оно изменяется на 90° по отношению направления движения потока жидкости перед клапаном.
Угловые клапаны оказывают большее сопротивление протеканию жидкости, чем проходные. Задвижки имеют затвор в виде диска (клина или шибера).
В судовой практике наибольшее распространение получили задвижки с клиновидным диском (рис. 26, б), называемые обычно клинкетами. Проход в клинкете закрывается клином 10, который прижимается к уплотнительным поверхностям, сделанным в корпусе клинкета 11. Поднимается и опускается клин с помощью ходовой гайки 9 и шпинделя 8, приводимого во вращение рукояткой 1. Ходовая гайка при вращении шпинделя получает поступательное движение вверх или вниз, увлекая за собой клин. При верхнем положении клин размещается в нише 6, образуемой корпусом и крышкой 7 клинкета. Герметичность места прохода шпинделя через крышку корпуса клинкета обеспечивается сальником, состоящим, как и у клапана (см. рис.26, а), из опорного кольца 5, набивки 4 и втулки 3. Задвижка снабжена указателем 2 «Открыто» и «Закрыто».
Клинкеты имеют меньшее гидравлическое сопротивление и меньшие размеры, чем клапаны с такими же условными проходами, однако уступают им в плотности перекрывания трубопровода из-за трудности пригонки клина к уплотнительным поверхностям корпуса клинкета. Поэтому их применяют при умеренных давлениях протекающей среды в трубопроводах с условным проходом >50мм.
Широкое распространение в судовых системах получили клапанные коробки (рис. 27). Число клапанов в коробке может достигать шести.
|
Рисунок 27 – Коробка клапанная |
Основными критериями, по которым классифицируют судовую арматуру служат следующие:
Источник
Состав производств. Технология изготовления судовой арматуры и основное технологическое оборудование
На судах любого типа находится большое количество трубопроводов, по которым перемещаются газы, жидкости, нефтепродукты и двухфазные среды. Арматура является составной частью судовых систем и трубопроводов, и предназначена для управления движением жидкостей, газов, двухфазных сред или сыпучих материалов путём непосредственного воздействия на них в целях изменения одного или нескольких параметров потока (регулирующая и предохранительная арматура).
В зависимости от назначения и условий работы арматуры в конкретных судовых трубопроводах обеспечивает перекрытие потока, что достигается различными способами:
— путём перемещения запорного органа в направлении, перпендикулярном к оси потока на входном подводящем участке. В эту наиболее распространённую группу арматуры входят клинкетные задвижки, распределители плоские и золотниковые.
— за счёт перемещения запорного органа вдоль оси потока (прямоточные клапаны, арматура клапанного типа, захлопки, регуляторы расхода и давления).
— в результате поворота запорного органа вокруг своей оси (краны с цилиндрической или конусной пробкой, клапаны с шаровым затвором, поворотные затворы).
— путём изменения сечения участка трубопровода, выполненного из эластичных материалов (клапаны шлангового и мембранного типа).
В зависимости от назначения, судовая арматура может быть подразделена на следующие типы:
— запорная – для отключения отдельных участков трубопровода (краны, задвижки, запорные клапаны).
— регулирующая – для регулирования и поддержки заданных параметров среды (дроссельные, регулирующие, редукционные клапаны, регуляторы давления и уровня).
— предохранительная и защитная – для предохранения отдельных участков трубопроводов (предохранительные, невозвратные, отсечные аварийные клапаны).
— контрольная – для контроля параметров среды (пробные краны и клапаны, краны и клапаны контрольно-измерительных приборов).
По материалу основных деталей (корпуса, крышки, запорных или регулирующих органов) судовую арматуру разделяют на стальную из углеродистой, легированной, коррозионно-стойкой стали; латунную, бронзовую, из лёгких сплавов, из специальных сплавов, пластмасс.
По способу уплотнения штока различают сальниковую, сильфонную и мембранную арматуру.
По способу присоединения к трубопроводам арматуру изготовляют фланцевой, штуцерной, цапковой, муфтовой, с присоединительными концами под дюрит или под сварку.
Существуют три вида управления арматурой: ручное, дистанционное, автоматическое. В настоящее время всё более возрастает роль дистанционного и автоматического управления арматурой.
Рисунок 1.1. Классификация судовой арматуры
Рис. 1.1. Основные детали и части вентиля:
1 — корпус; 2 — затвор (золотник); 3 — крышка; 4 — сальниковая набивка;
5 — шпиндель; 6 — ходовая гайка; 7 — маховик; 8 — фланец сальника;
9 — нажимная втулка; 10 — седло корпуса; 11 — патрубок под приварку к трубопроводу (присоединительный патрубок)
Рис. 24. Клапан электромагнитный
1 — фланец; 2, 12 — вставки; 3, 8, 9, 13 — кольца уплотнительные; 4 — корпус клапана; 5, 24, 33 — пружины; 6 — тарелка клапана; 7 — толкатель; 10 — поршень; 11 — шток; 14, 25, 27 — гайки; 15 — шток датчика; 16 — крышка;
17 — хвостовик датчика; 18 — датчик; 19 — головка электромагнита; 20 — сальниковая коробка; 21 — электромагнит; 22— муфта; 23. 31 — шток; 26 — винт; 28, 32 — прокладки; 29 — втулка; 30 — вкладыш; 34 — седло.
Технические требования могут быть самыми различными, но во всех случаях обязательными являются требования, характеризующие качество арматуры:
— долговечность (полный и межремонтный ресурс и срок службы, а также установленные периоды без ее обслуживания и наблюдения).
— безотказная работа в специфических условиях (при крене, дифференте, вибрации, различных параметрах окружающей среды и др.).
— обеспечение выдачи информации о положении запорного органа и др.
Составные части регулирующей арматуры
Регулирующая арматура производится многих размеров и конфигураций, однако имеет три основные составляющие: корпус и крышку, работающих под давлением; основные детали, обеспечивающие регулирование, в том числе содержащие плунжер и седло; привод — источник энергии для перемещения плунжера или диска.
В течение многих лет наиболее часто используемым является шарообразный корпус с размещенным в нем одинарным или двойным седлом и плунжером с верхней и/или нижней направляющей.
Другие типы прямоходной арматуры включают шарообразный корпус с разъемом, угловой или трехходовой корпус и мембранные клапаны. К регулирующей арматуре с вращательным движением штока относятся дисковые затворы, шаровые краны, в том числе и с эксцентрично установленной частью шаровой пробки.
Крышка или верхняя часть корпуса имеет хомуты или другие средства для установки привода. Привод может монтироваться и непосредственно на клапан. Центровка достигается применением буртов или центрующих втулок. Если проводимая среда имеет высокую температуру, то крышка клапана выполняется удлиненной. Удлинение и оребрение крышки обеспечивают длительный срок сохранения прокладок, удаленных из зоны высоких температур. Клапаны обычно разрабатываются с крышкой, закрывающей корпус сверху. Для соединения с корпусом она имеет направление, а верхняя часть содержит сальниковую коробку, через которую проходит шпиндель.
В настоящее время шаровые клапаны, прообразом которых были традиционные клапаны, укомплектованные новыми эластомерами и полимерными материалами для уплотнительных колец, стали полностью герметичными. Другими характеристиками шаровых клапанов являются минимальное гидравлическое сопротивление, низкий крутящий момент, поворот на 90° между положениями «закрыто» и «открыто», низкие эксплуатационные затраты, компактная конструкция и пожаробезопасное исполнение, предусматривающее закрытие клапана в случае возникновения пожара. Клапаны включают корпус, шаровую пробку, шток и уплотнительные кольца (рис. 2)
Рисунок 2 — Шаровый клапан
Существуют два базовых исполнения шаровых клапанов; краны с плавающей пробкой, когда шар поддерживается уплотнительными кольцами, и клапаны с пробкой а опорах. Последние более приемлемы для высоких давлений и больших диаметров. Шаровые клапаны изготавливаются также с твердыми металлическими уплотнительными кольцами для использования на абразивных средах, при высоких температурах, в условиях дросселирования и пожароопасности.
Применяется несколько способов установки шара в корпус:
1. Корпус выполнен с одним или двумя разъемами и состоит из
двух или трех частей, выполняющих функции фланцев. Корпусные детали соединены болтами, расположенными вокруг них. Эта конструкция называется клапаном с корпусом из двух или трех частей.
2. Шар и уплотнительные кольца вставляются через верхний разъем.
Эта конструкция называется «клапан с верхним разъемом».
3. Корпус клапана заварен и не имеет разъемов. Ремонт этих клапанов
может выполняться только в оснащенных специальным оборудованием цехах.
Клапаны с корпусами из двух или трех частей имеют преимущество в простоте обслуживания и ремонта. Клапаны с верхним разъемом обеспечивают условия для их обслуживания без демонтажа корпуса, в связи с чем их применение предпочтительно с точки зрения безопасности и оперативности. Установка клапанов исключает возможность протечек через разъемы корпуса и их непроизвольного раскрытия при обслуживании.
Шаровые клапаны могут изготавливаться из проката, поковок или литья в исполнениях с одним, двумя или тремя разъемами с резьбовыми или сварными встык или в раструб патрубками.
Шаровые клапаны с плавающей (поддерживаемой седлами) пробкой используются при низких давлениях и температурах. В клапанах с пробкой в опорах нагрузка от перепада давления в закрытом положении воспринимается подшипниками опор, а не уплотнительными седлами. Это позволяет использовать их при существенно больших давлениях и температурах.
Шаровые клапаны могут изготавливаться полнопроходными или зауженными. В полнопроходных клапанах диаметр проходного сечения соответствует внутреннему диаметру трубопровода. Максимальное заужение прохода (минимальное сечение) регламентировано.
Материалы, обычно применяемые при изготовлении шаровых клапанов, — углеродистая сталь для корпусных деталей, и легированные стали для пробок и штоков. Для применения на коррозионных или низкотемпературных средах корпуса и пробки клапанов изготавливаются из коррозионно-стойких сплавов. Для уплотнительных колец и уплотнений по штоку используется чистый или наполненный фторопласт как химически стойкий, так и обладающий низким коэффициентом трения (менее 0,1). Однако фторопласт теряет свои свойства при температурах выше 100°С, а при температуре 230°С его стойкость падает до 0.
Нейлоны, полиэстеркетоны, флубон и другие модификации фторопласта, графитовые уплотнения, используются для повышения стойкости при высоких давлениях и температурах. Полностью футерованные шаровые клапаны, как и пробковые, изготавливаются для агрессивных рабочих сред. Все соприкасающиеся со средой поверхности защищены фторуглеродным покрытием. Шар может также быть полностью футерованным или изготовленным из твердой керамики и обеспечивает меньший крутящий момент по сравнению с футерованными пробковыми клапанами. Как и в футерованных пробковых клапанах, если покрытие будет повреждено, то ресурс незащищенного металлического корпуса существенно снижается.
Шаровые клапаны с мягкими уплотнительными кольцами могут использоваться для регулирования только с малыми перепадами давления. В противном случае высокая скорость среды быстро разрушает
уплотнительные кольца. При необходимости использования клапанов
для регулирования с большими перепадами давления и высокими
скоростями рабочих сред применяются металлические уплотнительные кольца и твердые покрытия шаров.
Источник