Кто может определить содержание драгоценных металлов

Кто может определить содержание драгоценных металлов

    Какие металлы являются драгоценными?

В соответствии с Федеральным законом № 41-ФЗ от 26.03.1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в России к драгоценным металлам относятся: золото (Au), серебро (Ag), платина (Pt) и все металлы платиновой группы — палладий (Pd), родий (Rh), иридий (Ir), рутений (Ru), осмий (Os). В большинстве зарубежных стран родий, иридий, рутений, осмий не относятся к драгоценным, а считаются редкоземельными металлами.

Кто устанавливает цены на драгоценные металлы?

Цены на драгоценные металлы, как и на любые другие товарные инструменты, зависят от цен на мировых товарных рынках (биржах). Мировым показателем ценообразования для золота, серебра, платины, палладия являются котировки Лондонской биржи металлов (LME). Лондонская биржа металлов устанавливает фиксинги драгоценных металлов для золота, платины и палладия два раза в торговую сессию (в начале торговой сессии и на момент закрытия торгов), а для серебра устанавливается один фиксинг в середине торговой сессии. Цены на LME выражаются в долларах США за 1 тройскую унцию (тройская унция в России приравнивается к значению — 31,1035 гр.)

В России цены на золото, серебро, платину и палладий устанавливает Центральный Банк РФ. Эти цены называются учетными. ЦБ РФ устанавливает данные цены с учетом их стоимости на LME в пересчете на курс доллара США.

Для родия, иридия, рутения и осмия мировым показателем ценообразования являются цены установленные транснациональной компанией Johnson Matthey Ltd., (является мировым лидером по производству редкоземельных металлов).

Цены на родий, иридий, рутений и осмий в России устанавливает Гохран РФ. Гохран РФ устанавливает две цены — расчетную (по ней он рассчитывает поставщиков в гос. фонд) и отпускную (по которой продает металлы).

Кто осуществляет контроль за оборотом драгоценных металлов в России?

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 106 от 02.02.1998 г. «О Российской государственной пробирной палате», Приказом Минфина РФ № 91 от 29.05.1998 г. «Об утверждении Положения о Российской государственной пробирной палате при Министерстве финансов Российской Федерации» основной контроль, за соблюдением законодательства РФ по обороту драгоценных металлов, лежит на Государственной пробирной палате при Министерстве финансов Российской Федерации, а именно ее структурном подразделении — Государственной инспекции пробирного надзора (ГИПН).

Все организации осуществляющие работу с драгоценными металлами не зависимо от форм собственности должны состоять на специальном учете в Государственной Инспекции Пробирного Надзора.

Подлежат ли обложению НДС сделки по реализации лома и отходов, содержащих драгоценные металлы?

В соответствии с пп. 9, п. 3, ст. 149, ч. 2 Налогового Кодекса Российской Федерации существуют два исключения освобождающие от НДС сделки по реализации лома и отходов, содержащих драгоценные металлы:

1) Реализация лома и отходов содержащих драгоценные металлы для производства драгоценных металлов;

2) Реализация лома и отходов содержащих драгоценные металлы для аффинажа драгоценных металлов.
Таким образом, сделки по реализации лома и отходов, содержащих драгоценные металлы не облагаются НДС.

Как следует транспортировать драгоценные металлы, не нарушая законодательства?

В соответствии с п. 4.9. Инструкции «О порядке учёта и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчётности при их производстве, использовании и обращении» утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 68н от 29.08.2001 г. транспортировка драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них осуществляется специализированными организациями, или организациями-владельцами ценностей на транспорте, оборудованном соответствующими техническими средствами защиты в сопровождении вооруженной охраны.

Транспортировка материалов, содержащих менее 5 % драгоценных металлов, может производиться почтовыми отправлениями, багажным железнодорожным или другим видом транспорта с оценочной стоимостью отгруженных материалов.

При содержании в отходах золота или платины и металлов платиновой группы менее 1 % и серебра менее 5 %, в зависимости от характера и вида драгоценных металлов, в каждом отдельном случае вопрос о способе отправки груза решается руководителем организации.

В любом случае под свою ответственность владелец лома и отходов драгоценных металлов может самостоятельно, исходя из экономической целесообразности, принять решение о способе и виде транспортировки лома и отходов до переработчика.

Можно ли как-то выкинуть лом и отходы, содержащие драгоценные металлы, числящиеся на предприятии, если они не представляют экономической ценности?

В соответствии с Инструкцией «О порядке учёта и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчётности при их производстве, использовании и обращении» утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 68н от 29.08.2001 г. если на предприятии находятся на балансе драгоценные металлы, изделия или оборудование с содержанием драгоценных металлов, то их отчуждение должно состоятся в установленном законом порядке. Выкидывать лом и отходы, с содержанием драгоценных металлов нельзя, даже если их реализация не представляет экономической целесообразности.

Как может быть, что по документам на предприятии в ломе и отходах числиться одно количество драгоценных металлов, а после сдачи переработчику получается другое количество?

Это обычная практика, т.к. по учету на предприятии проходит количество драгоценных металлов числящихся по паспортам, формулярам, сертификатам, но без учета потерь при их использовании, замены деталей и т.д. Также, производитель каких-либо деталей с содержанием драгоценных металлов, найдя им более экономически выгодную замену зачастую забывает сменить паспортные данные на изделие или не делает этого намеренно, т.к. не хочет «влазить» в процедуру изменения ГОСТа и фактически не попадающие в изделия драгоценные металлы числяться на предприятии приобретающем такие изделия.

Законодатель предусмотрел данные расхождения в п. 6.20. Инструкции «О порядке учёта и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчётности при их производстве, использовании и обращении» утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 68н от 29.08.2001 г., который дословно гласит: «Бухгалтерия организации сдатчика лома и отходов сопоставляет количество драгоценных металлов в этом сырье с паспортными данными аффинажных организаций и при наличии расхождений выясняет их причины. По результатам сопоставления в учетные и отчетные документы вносятся необходимые коррективы. При этом, первоначальные сведения о количестве драгоценных металлов, содержащихся в ломе и отходах, исправляются. Исправления производятся путем зачеркивания первоначальных записей и проставлении над зачеркнутыми записями новых записей. Новые записи о поставленных на учёт и отправленных драгоценных металлах производятся на основании паспортных данных перерабатывающих предприятий».

Конечно, нельзя исключать и случаи хищения лома и отходов у предприятия-сдатчика лома.

На практике это выглядит примерно так: Предприятие-сдатчик лома, получив Паспорт-расчет от предприятия-переработчика, сравнивает значения числящихся драгоценных металлов в сданном ломе и подтвержденные данные. В случае расхождения (расхождения обязательны, по другому быть не может, следует учитывать вид лома и величину расхождений, например, для радиоэлектронного лома допустимы расхождения до 90% от заявленных данных, а для лабораторной платиновой посуды уже не допустимы расхождения в 1%), бухгалтерия предприятия-сдатчика лома делает письменный запрос на предприятие-переработчик с просьбой объяснить возникшие расхождения. Предприятие-переработчик письменно отвечает на запрос. Письменный ответ и запрос прикладывается к Паспорт-расчету и этого будет достаточно для Государственной инспекции пробирного надзора, при проверке. Достаточно, в случае если сделка была совершена с предприятием производящим или аффинирующим драгоценные металлы, в сделках с другими переработчиками требуется копия Паспорт-расчета производящего или аффиннажного предприятия на котором закончилась переработка сданного лома, с приложением копии договора.

Может ли какой-нибудь государственный орган рекомендовать сдавать лом и отходы драгоценных металлов определенному предприятию?

Ни один государственный орган, даже Государственная инспекция пробирного надзора, не может рекомендовать или тем более заставлять работать предприятие с каким-то другим конкретным предприятием. Предприятие при выборе контрагента, в любой сфере деятельности, должно придерживаться только экономически выгодных для себя приоритетов и принципов.

Что такое производство и аффинаж драгоценных металлов?

В соответствии с Федеральным законом № 41-ФЗ от 26.03.1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» производство драгоценных металлов — это извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.

К производству относится и аффинаж драгоценных металлов, который в свою очередь означает — процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартам.

Какие существуют методы определения содержания драгоценных металлов в ломе и отходах?

Существуют следующие методы определения содержания драгоценных металлов в ломе и отходах: по паспортам на изделия, формулярам, этикеткам, руководствам по эксплуатации, справочникам; комиссионно на основе аналогов и/или расчетов; по данным организаций — разработчиков, изготовителей; по результатам хим. анализов, по результатам хим. анализов аккредитованной лаборатории на проведение данного вида испытаний.

Если у Вас возникли какие-либо вопросы, можете связаться с нами:

Россия, 620075, г. Екатеринбург, ул. Юмашева, д. 5.
Многоканальный тел./факс +7 (343) 287-08-67. E-mail: mail@npkmdm.ru

© 2010 Группа компаний НПК «МДМ», все права защищены.

Источник

Контроль учета драгоценных металлов в учреждениях

«Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности», 2009, N 8

Некоторые объекты основных средств могут содержать узлы и детали, в состав которых входят драгоценные металлы. Это возлагает на учреждения обязанности по ведению их учета, созданию условий хранения. Однако не всегда учреждения осуществляют должный учет драгоценных металлов, поэтому в данной статье мы заострим внимание на основных ошибках, допускаемых учреждениями.

Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 организации обязаны вести учет драгоценных металлов во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов. Данным Постановлением утверждены Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности. В качестве дополнения к вышеприведенному документу Приказом Минфина России от 29.08.2001 N 68н утверждена Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении (далее — Инструкция N 68н).

Таким образом, на основании положений вышеперечисленных нормативных документов в учреждении должен быть организован учет драгоценных металлов, содержащихся как в составе объектов основных средств, так и в деталях (узлах), полученных от их демонтажа.

Проверка 1. Учет драгметаллов при поступлении основных средств

Одной из самых распространенных ошибок, допускаемых в учреждениях, является нарушение порядка учета драгоценных металлов при поступлении и постановке на учет объектов основных средств.

Поступление основных средств оформляется Актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), в разд. 3 «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств» которого должны быть занесены данные о содержании драгоценных металлов, то есть в нем указывается перечень деталей, в составе которых имеется драгоценный металл, их наименование и масса металла.

Раздел заполняется на основании сведений о наличии в основных средствах драгоценных металлов имеющейся технической документации (паспорта, руководства по эксплуатации и других).

Часто такие сведения в технической документации отсутствуют, и по этой причине учреждения указанный раздел не заполняют. Что в этом случае обязано сделать учреждение в целях недопущения данного нарушения?

При отсутствии сведений в документации нужно воспользоваться сведениями о содержании драгоценных металлов в аналогичных изделиях или справочниками, выпущенными специализированными организациями, в которых указывается содержание драгоценных металлов в оборудовании, а при их отсутствии учреждение может заключить договор со специализированной организацией, обладающей информацией об аналогичном оборудовании.

Если все же определить содержание драгоценных металлов невозможно из-за отсутствия необходимых данных или аналогов, в учетных документах делается запись о том, что в оборудовании могут находиться драгоценные металлы, содержание которых будет определено после его списания и утилизации.

То есть в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств» должны быть сделаны записи о содержании драгоценных металлов.

На основании актов приема-передачи основных средств в Инвентарные карточки (ф. 0504031) заносят данные о содержании в них драгоценных металлов.

Проверка 2. Правильность списания объектов основных средств, содержащих драгметаллы

Первое нарушение учета драгоценных металлов (рассмотренное выше) непременно порождает второе. Поскольку в инвентарной карточке на объект основных средств отсутствуют сведения о содержании драгоценных металлов, при списании основных средств в результате морального и физического износа, их демонтаже из этих объектов не извлекаются детали и узлы, содержащие драгоценные металлы.

Во избежание данного нарушения при демонтаже основного средства, произведенном силами работников соответствующего структурного подразделения (при его наличии в организации), узлы и детали с содержанием драгоценных металлов (при их наличии) должны быть извлечены и поставлены на учет.

В разд. 3 «Сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания» Акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003) указываются узлы и детали, содержащие драгоценные металлы.

В соответствии с п. 6.19 Инструкции N 68н детали, содержащие драгметаллы, учитываются по общей и чистой массе содержащихся в них драгоценных металлов согласно паспортам. В силу п. 6.7 этой Инструкции учет драгоценных металлов в местах хранения (склады, хранилища) осуществляется в учетных документах строгой отчетности типовых форм (книги (карточки) складского учета материальных ценностей, книги сортового учета, журналы), которые должны регистрироваться в бухгалтерии и выдаваться материально ответственным лицам под расписку. Эти книги, журналы до начала записей должны быть пронумерованы постранично, прошнурованы, подписаны руководителем учреждения или лицом, им уполномоченным, скреплены печатью и учтены.

На каждый вид драгоценных металлов, содержащихся в деталях (узлах), должна оформляться отдельная карточка или страница в книгах (журналах), например страница для учета деталей (узлов), содержащих золото, или страница для учета деталей (узлов), в состав которых входит серебро. В них указывается масса химически чистых металлов и общая (лигатурная) масса.

Причем форма книги (журнала) разрабатывается организацией самостоятельно с учетом требований Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и утверждается в учетной политике.

Проверка 3. Постановка на учет драгметаллов, содержащихся в узлах и деталях, извлеченных из основных средств

Проверяющие органы выявляют нарушения в учете драгоценных металлов, содержащихся в узлах и деталях, извлеченных из основных средств.

Так, извлеченные узлы и детали не отражаются в регистрах бюджетного учета учреждения, несмотря на указания п. 60 Инструкции N 148н , в связи с тем, что при их сдаче на аффинажный завод и представлении последним документов о фактической массе извлеченных драгоценных металлов масса последних не соответствует массе, указанной в документации. Напомним, что согласно п. 1.2 Инструкции N 68н аффинаж драгоценных металлов — процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории РФ, или международным стандартам на аффинированные драгоценные металлы. При этом передача узлов и деталей с содержанием драгоценных металлов оформляется актом, в котором отражается их наименование и масса драгметаллов (как в лигатуре, так и в чистом виде). После переработки деталей и узлов аффинажный завод представляет акт, на основании которого учреждение отражает в учете выручку от реализации драгоценных металлов и списывает драгметалл.

Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

К бухгалтерскому учету детали (узлы), содержащие драгоценные металлы, должны быть приняты по фактической стоимости, определяемой исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухучету, а также из сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, в котором они пригодны для использования.

В соответствии с п. 60 Инструкции N 148н данная операция отражается проводкой:

Дебет счета 105 06 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов»

Кредит счета 401 01 172 «Доходы от реализации активов».

Пример. При проверке финансово-хозяйственной деятельности учреждения выявлено, что им списано морально устаревшее и физически изношенное оборудование, приобретенное за счет средств от приносящей доход деятельности. Силами учреждения основные средства были демонтированы. После демонтажа были извлечены детали, содержащие драгоценные металлы в чистом виде (масса составила 30,5 г) на сумму 6800 руб. (цифры условные). Оформлен акт приема-передачи деталей (узлов) аффинажной организации. После завершения работ в представленном паспорте указано содержание драгоценных металлов — 26,4 г на сумму 5150 руб. Данная сумма поступила на лицевой счет учреждения.

В нарушение п. 60 Инструкции N 148н в учете учреждения были произведены следующие записи:

В соответствии с положениями Инструкции N 148н данные операции следовало отразить следующим образом:

Непринятие к учету узлов и деталей с содержанием драгоценных металлов говорит о полном отсутствии контроля со стороны учреждения.

Если в организации нет структурного подразделения, на которое возложены обязанности по демонтажу объектов основных средств, необходимо обратиться к сторонним организациям, занимающимся извлечением деталей (узлов), содержащих драгоценные металлы, и либо самостоятельно произвести аффинаж (при наличии лицензии на этот вид деятельности), либо передать данные объекты аффинажной организации.

В таком случае в акте передачи сторонней организации будет приведен перечень оборудования и содержание в нем драгоценных металлов по данным учета учреждения. Фактическое содержание драгоценных металлов будет указано только в акте аффинажного завода. Объекты основных средств подлежат списанию на основании акта аффинажной организации.

Проверка 4. Хранение лома и отходов с содержанием драгметаллов

При проверках учреждений сотрудники, осуществляющие пробирный надзор, выявляют нарушения условий хранения лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.

Согласно п. 4.1 Инструкции N 68н хранение такого лома и отходов должно производиться таким образом, чтобы была обеспечена сохранность их в местах хранения, при переработке и транспортировке.

Хранение лома и отходов осуществляется в помещениях, отвечающих требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации, устанавливаемым федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ. Вскрытие их по мере необходимости производится материально ответственным лицом. В его отсутствие вскрытие производится комиссионно с разрешения руководителя организации, с составлением акта.

Склады (кладовые), где хранятся лом и отходы, а также несгораемые шкафы, металлические ящики и сейфы должны по окончании работы закрываться на замок, опломбироваться или опечатываться и сдаваться под охрану.

В нарушение этих требований в учреждениях лом и отходы с содержанием драгоценных металлов хранятся либо на стеллажах, либо в металлических шкафах, которые по окончании работы не опечатываются.

Проверка 5. Организация контроля за учетом драгметаллов

Часто учреждения допускают такое нарушение, как отсутствие должного контроля за учетом драгоценных металлов. При проведении инвентаризации имущества они забывают о драгоценных металлах, содержащихся как в составе объектов основных средств, так и в деталях (узлах), полученных от их демонтажа, то есть не выполняются требования п. 5.1 Инструкции N 68н.

Согласно положениям указанного пункта в учреждениях один раз в год (по состоянию на 1 января) должна проводиться инвентаризация драгоценных металлов, содержащихся в покупных комплектующих деталях, изделиях, приборах, инструментах, оборудовании, находящихся в эксплуатации, размещенных в местах хранения (включая снятые с эксплуатации), а также в ломе и отходах.

Сведения о фактическом наличии драгоценных металлов по каждому отдельному наименованию основных средств записываются в инвентаризационные описи драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях, форма которых утверждена Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88. Они составляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых передается материально ответственному лицу.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и достоверность внесения в инвентаризационные описи данных о фактическом наличии драгоценных металлов и драгоценных камней, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

Источник

Читайте также:  Окпд 2 шарошка по металлу
Поделиться с друзьями
Металл
Adblock
detector