Коррозия не просто уничтожает металл на выплавку которого затрачены огромные усилия
На уроках химии, на лекциях часто показывают эффектный опыт горения стальной проволоки в чистом кислороде. К счастью, в атмосфере Земли кислород составляет лишь пятую часть, поэтому горение железных и стальных изделий сильно замедляется. Но не прекращается! Этот незримый пожар, который называется коррозией, ежегодно разрушает десятки миллионов тонн выплавляемого металла. Коррозия не просто уничтожает металл, на выплавку которого были затрачены огромные усилия. Она выводит из строя готовые изделия, а их стоимость неизмеримо выше стоимости самого металла. Коррозия не щадит ни миниатюрные точные детали, ни огромные мосты.
Особенно опасна она в тех местах, где металл находится под нагрузкой. Если с помощью мощного пресса немного сплющить стальные шарики от подшипников, а затем эти шарики, находящиеся под сильным внутренним напряжением, поместить в разбавленный раствор соляной кислоты, то через некоторое время, когда кислота разъест поверхностный слой, энергия напряжения внезапно освобождается, и шарики взрываются с громким звуком.
На защиту металлов от коррозии тратятся огромные средства. Например, очень длинные мосты красят непрерывно: дойдя до конца (на что уходят иногда годы), возвращаются к началу. В промышленно развитых странах убытки от коррозии и затраты на защиту от неё достигают почти 5% от национального дохода.
Одно из неприятных свойств ржавчины заключается в том, что она занимает намного больший объём, чем исходный металл. Это может вызвать катастрофические последствия: хотя с виду ржавчина кажется рыхлой и мягкой, при её росте развиваются гигантские усилия. Когда в Лондоне по проекту Кристофера Рена в 1675—1710 гг. строили грандиозный собор Святого Павла, каменные блоки колокольни для прочности соединили железными скобами, которые были уложены в желобки, выдолбленные в камне. За сотни лет скобы проржавели, увеличились в объёме и стали поднимать каменную кладку, отчего колокольню перекосило. Инженеры подсчитали: давление, развиваемое ржавчиной, настолько велико, что приподняло бы даже двухкилометровый слой камней! Пришлось разобрать кладку и вставить в желобки новые скобы из нержавеющей стали.
Скорость окисления железа очень сильно зависит от обшей поверхности соприкосновения металла и воздуха. Так, обычный гвоздь, даже если он сильно нагрет, не скоро превращается в окалину. Мелкие опилки при сильном нагреве быстро сгорают, а при внесении в пламя — вспыхивают в виде искр. Химическим способом — восстановлением оксидов железа водородом — можно получить ещё более мелкий порошок железа; его называют пирофорным. Он вспыхивает на воздухе уже при обычной температуре. Пирофорными могут быть и многие другие металлы в мелкораздробленном состоянии, а также оксид FeO.
Обычно этот опыт объясняют увеличением поверхности соприкосновения реагентов. Действительно, у очень мелкого порошка железа поверхность может быть огромной. Так, железный кубик с ребром 1 см имеет поверхность 6 см 2 , а если бы удалось распилить его на мелкие частицы с ребром 1 мкм (К)- 4 см), то общая площадь их поверхности увеличилась бы в 10 тыс. раз и составила бы уже 6 м 2 при неизменных объёме и массе вещества.
Однако только увеличением поверхности нельзя объяснить очень высокую скорость окисления пирофорного железа на воздухе. Ведь железный лист площадью 6 м 2 окисляется очень медленно. Значит, необходимо учитывать влияние других факторов. Оказывается, чем мельче частицы, тем больше в них имеется нарушений в расположении атомов железа в кристалле. Атомы железа в частичках пирофорного металла обладают значительно большей реакционной способностью, чем те же атомы на большой «гладкой» поверхности.
Быстрое сгорание пирофорного железа связано также с малой скоростью теплооотвода из зоны реакции. При окислении очень мелкой частицы железа теплота реакции не может уйти в глубь металла и в основном расходуется на её нагревание. А чем выше температура, тем быстрее скорость реакции. В результате железные пылинки быстро сгорают.
Моделируя различные условия окисления железа, учёные проделали интересный эксперимент. На стеклянную пластинку толщиной 0,1 мм напылили в вакууме тончайшую плёнку железа толщиной всего 0,15 мкм. Затем пластинку вынесли на воздух и быстро нагрели. Теплопроводность стекла невелика, поэтому почти вся тепловая энергия, выделявшаяся в ходе реакции окисления железа, расходовалась на нагрев металлической плёнки. Это привело к необычным последствиям. В плёнке образовывались микроскопические зародыши продукта реакции — оксида, которые непрерывно росли. При этом скорость роста вглубь составляла 2 мкм в секунду, а в стороны — 1 см в секунду, т. е. в 5 тыс. раз быстрее. Плёнка фактически сгорала прямо на глазах!
Если на тонкую прозрачную плёнку попадает свет и отражается от наружной и внутренней её границы (очень тонкие плёнки оксида железа прозрачны), возникает интересное физическое явление — интерференция света. Имен но этим объясняется появление радужных колец на воде или на мокром асфальте, когда на поверхность попадает капля машинного масла.
Разная скорость окисления железа вглубь и вширь приводит к тому, что пятно оксида железа в ходе реакции получается неравномерным по толщине: в центре оно толще, по краям — тоньше. Каждой толщине пятна соответствует свой цвет, поэтому пятно оксида окрашено в разные цвета. Но если плёнка масла на воде не меняется со временем, то толщина оксидного пятна на железе в ходе реакции растёт. В результате цветные кольца бегут от центра к краям. Обычно фиксируется три-четыре цветных волны, после чего железная плёнка полностью переходит в оксид.
Иногда такие волны можно видеть и на поверхности сильно накаливаемого стального предмета. Когда его поверхность начинает покрываться тонкой плёнкой оксида, возникает явление, которое металлурги называют цветами побежалости: предмет окрашивается попеременно в разные цвета, начиная с бледно-жёлтого и кончая тёмно-синим.
Источник
Коррозия не просто уничтожает металл на выплавку которого затрачены огромные усилия
В природе малахит рождается там, где медные руды соседствуют с карбонатными породами: известняками, доломитами и др. Под действием подземных вод, в которых растворены кислород и углекислый газ, мель из руды переходит в раствор. Медленно просачиваясь через пористый известняк, этот раствор взаимодействует с ним, образуя основной карбонат меди — малахит. Обычно естественное формирование минералов — процесс крайне медленный. Но иногда кристаллы минералов растут чуть ли не так же интенсивно, как и растения. Лабораторные исследования показали, что малахит может расти со скоростью до 10 мкм в сутки. Это значит, что в благоприятных условиях слой самоцвета толщиной 10 см может образоваться менее чем за 30 лет. Самую большую глыбу малахита (массой 250 т) нашли на Урале в 1835 г.
Для получения искусственного малахита необходимо использовать гидротермальный синтез (от греч. «гидор» — «вода» и «термос» — «горячий»). Этот процесс моделирует образование минералов в земных недрах. Он основан на способности воды растворять при высокой температуре (до 500 °С) и очень вы соком давлении (до 3000 атм) вещества, которые в обычных условиях практически нерастворимы, например, основной карбонат меди.
Наука » Химия
Латинское наименование меди — Cuprum — происходит от названия острова Кипр, где уже в III в. до н. э. существовали медные рудники. Русское «медь», вероятно, восходит к слову «смида», обозначавшему металл у древних германцев.
Хотя медь иногда встречается в природе в виде самородков (самый большой из найденных весил 420 т), основная её часть входит в состав сульфидных руд, например халькопирита (медного колчедана) CuFeS2. Реже встречается минерал малахит — зелёный основной карбонат меди (CuОН)2СО3.
Cu, Ag, Au
Наука » Химия
Медь, серебро и золото — эти металлы были в числе первых, освоенных человеком. Из них чеканили монеты, изготовляли предметы домашнего обихода, орудия труда и украшения. Со временем серебро и особенно золото стали универсальным мерилом материальных ценностей. Получение золота из других металлов составляло предмет алхимии — ярчайшей страницы в истории человеческой мысли, давшей начало современной химии. С тех пор жизнь людей почти до неузнаваемости изменилась, а золото по-прежнему является символом богатства и эталоном ценности.
МЕДАЛЬ ВОЛЛАСТОНА
Наука » Химия
Среди многочисленных знаков отличия, которыми награждают выдающихся учёных, есть одна медаль, которая сделана из чистого палладия. Это медаль имени Волластона, присуждаемая ежегодно Лондонским геологическим обществом. Чем же так прославился Уильям Хайд Волластон (1766—1828)? Ещё в конце XVIII в. он был мало кому известным лондонским врачом. В то время многие врачи являлись также аптекарями, а значит, и химиками. Волластон оказался неплохим химиком, он изобрёл новый способ изготовления платиновой посуды и наладил её производство.
Разбогатев таким образом, Волластон навсегда оставил медицинскую практику и посвятил себя химии и минералогии. Его основной научной задачей стало выделение платины из руд и её очистка. В ходе исследований Волластон отделял и анализировал все примеси. Результатом этих работ стало открытие палладия и родия. Родий учёный назвал так по розовому цвету его солей (от греч. «родон» — «роза»), а палладий получил своё имя в честь недавно открытой немецким астрономом Генрихом Ольберсом малой планеты Паллады (Афина Паллада — греческая богиня мудрости). В 1804 г. Волластон обнаружил в горных породах самородный палладий, а затем сумел изготовить и первый слиток чистого палладия.
В эти же годы английский химик Смитсон Теннант (1761 ——1815) выделил ещё два платиновых металла — иридий (от греч. «иридос» — «радуга») и осмий (от греч. «осме» — «запах»; оксид OsO4 имеет неприятный запах).
МОНЕТЫ VIII ГРУППЫ
Наука » Химия
Считается, что первые в истории человечества монеты были отчеканены в VII в. до н. э. в Лидийском царстве из электрума — природного сплава золота с серебром, содержащего до 30% серебра. В последующие века основными монетными металлами стали золото, серебро и медь.
Во второй половине XIX в. к этим трём металлам добавился и четвёртый — никель. Из чистого никеля отчеканены, например, современные 50-франковые бельгийские монеты. Но чаше используют медно-никелевый сплав. Интересно, что в древней Бактрии делали монеты из почти современного медно-никелевого сплава, содержащего 20 % никеля. Этот состав соответствовал естественным рудным залежам.
Случаи использования для изготовления монет других металлов VIII группы немногочисленны. В Византии, а также в средневековом Китае и Японии в ходу были железные деньги. Сегодня из железа (вернее, из стали) отчеканены монеты Боливии, Бразилии, Нидерландов, Индии, Италии и других стран, а также российские и украинские копейки и пятачки. Стальные монеты стойки к истиранию, часто в них есть
легирующие добавки хрома. Так, некоторые итальянские монеты содержат 18,25% хрома, украинские — 16,82%. Монеты из чистого железа выпускались в Люксембурге и Финляндии.
Источник
Урок-исследование «Коррозия металлов». 11-й класс
Разделы: Химия
Класс: 11
Цели урока: Расширить представление учащихся о коррозии металлов, её видах и способов защиты от неё. Подвести учащихся к осознанию практической значимости знаний о коррозии, способах защиты, посредством ознакомления с областями применения этих знаний. Создать условия для развития умений анализировать результаты демонстрационного эксперимента, практических умений в работе с реактивами.
Оборудование : образцы изделий, подверженных коррозии, 5 стаканов с железным гвоздём, 1стакан — водопроводная вода, 2 стакан — вода с поваренной солью, 3 стакан — вода с поваренной солью и медная проволока, 4 стакан — вода с поваренной солью, алюминиевая проволока, 5 стакан — вода с поваренной солью, гидроксид натрия, оцинкованная пластинка, красная кровяная соль, жесть, кусочек консервной банки, таблицы “Виды коррозии”, “Методы защиты от коррозии”, электронная презентация.
I. Мотивационно-ориентированный этап.
Высокая цель человека науки – проникать в самую сущность наблюдаемых явлений, постичь их сокровенные силы, их законы и течения, чтобы управлять ими
Сегодня нам предстоит провести необычный урок-исследование. Для этого нам придётся перелистать страницы удивительной книги “Мир химии” Классная доска на время станет исследовательским дневником, на ней мы будем записывать всё самое важное и нужное, что удаётся выяснить за время работы. А ваши тетради станут личными дневниками, не забывайте вести записи. Что же является объектом нашего исследования. Это коварный и давний, опасный враг большинства применяемых в технике и быту металлов. Днём и ночью он ведёт наступление на позиции своих недругов. Коварство этого извечного врага в том, что он невидимый, всегда остаётся целым и невредимым. А металлы и сплавы несут огромные потери.
Как же его себе представляют учащиеся 9 класса. (Приложение 1)
Это коррозия. “Рыжий дьявол”, “Ржа ест железо” — так гласит русская пословица о коррозии. Коррозия наносит прямой ущерб, ежегодно от неё теряется около 1/3 произведённого за год во всём мире металла, но и косвенно разрушает конструкции, на которые был затрачен труд (машины, крыши, памятники архитектуры, мосты…) Тратятся ежегодно огромные средства на борьбу с этим явлением. Коррозия не щадит памятники архитектуры: Царь-пушку (1586 г.), Царь-колокол (1735 г.), медный всадник в Санкт-Петербурге, Памятник Минину и Пожарскому в Москве, только в этом случае налёт тёмно-зелёный, его называют патиной. Неизлечимо больна Эйфелева башня – символ Парижа, она изготовлена из обычной стали и необратимо ржавеет и разрушается. Башню красили 18 раз, отчего её масса (9.00 тонн) каждый раз увеличивается на 70 тонн.
В результате коррозии уменьшается прочность, блеск, снижается электропроводность, возрастает трение между деталями.
А это слайды с нашей экскурсии по судоремонтному заводу. Посмотрите, во что превращаются металлические конструкции. (Приложение 2)
Чтобы искать методы защиты от коррозии, необходимо исследовать это явление.
II. Операционно-исполнительный этап.
1. Историческая страница. (Сообщение учащегося)
Геродот, Плиний старший — методы защиты от коррозии
Г.Деви, М. Фарадей — 19 век изучали электрофизическую коррозию
А.Н.Фрумкин – 20 век – амальгамы металлов
Я.В.Дурдин 1935 г. – теория электрохимической коррозии
2. Информационная страница (сообщение учащегося, рассказ по таблице).
Знакомство с видами коррозии. Коррозия многолика.
Выяснения условий протекания коррозии.
1. Нетокопроводящая среда.
2. Высокие температуры.
газовые турбины
Рассмотрение механизма коррозии — самопроизвольный ОВП.
III. Экспериментальная страница. (Приложение 3)
Группа учащихся за месяц закладывают опыты, ведут за ними наблюдения, фиксируют их.
Цель: Исследовать влияние сред, контактов металлов на скорость коррозии.
При использовании металлических материалов очень важен вопрос о скорости их коррозии. Для того, что бы убедиться, мы решили провести опыт в различных средах и с различными металлами. Для проведения опыта мы приготовили 5 стаканов и 5 железных гвоздей.
1-й стакан – заполнили обыкновенной водопроводной водой и опустили в него гвоздь.
2-й стакан – заполнили водопроводной водой, добавили поваренной соли и опустили в него гвоздь.
3-й стакан – заполнили водопроводной водой с поваренной солью, к гвоздю прикрепили медную проволоку и опустили в стакан.
4-й стакан — заполнили водопроводной водой с поваренной солью, к гвоздю прикрепили предварительно зачищенную наждачной бумагой алюминиевую проволоку и опустили в стакан.
5й стакан — заполнили водопроводной водой с поваренной солью, добавили в раствор гидроксид натрия и опустили в него железный гвоздь.
Фотографии начала и итогов опыта. (Приложение 3)
1-й стакан – железо слабо прокорродировало, в чистой воде коррозия идет медленнее, так как вода слабый электролит. В данном случае мы наблюдаем химическую коррозию.
2-й стакан – химическая коррозия. Но здесь скорость коррозии гораздо выше, чем в первом случае, следовательно, хлорид натрия увеличивает скорость коррозии.
3-й стакан – железный гвоздь в контакте с медной проволокой опущен в раствор хлорида натрия. Скорость коррозии очень велика, образовалось много ржавчины. Следовательно, хлорид натрия – это сильно коррозионная среда для железа, особенно в случае контакта с менее активным металлом – медью.
А (+) на железе на меди К (-)
4-й стакан – так же наблюдается коррозия железного гвоздя, алюминиевая проволока остается без изменений, хотя её перед началом опыта была очищена от оксидной пленки наждачной бумагой, вероятно, оксидная пленка образовалась снова.
5-й стакан – железный гвоздь опущен в раствор хлорида натрия, к которому добавили гидроксид натрия. Коррозия железа в данном случае отсутствует.
Выводы: Мы убедились на опыте, что коррозию железа можно уменьшить с помощью гидроксида натрия. Он замедляет процесс коррозии, а гидроксид анионы являются ингибиторами, то есть замедлителями коррозии. Из моих наблюдений можно сделать вывод, что алюминий для протекторной защиты использовать нельзя, так как железо все равно разрушается.
Используя ПСХЭ, сравните коррозионные свойства металлов?
Какова эффективность защиты от коррозии некоторых металлических покрытий?
Демонстрационный эксперимент учителя.
В два стакана с раствором соляной или серной кислот и красной кровяной соли кладутся пластинки.
В первый стакан белая жесть (луженое железо), во второй стакан оцинкованная жесть.
В первом стакане изменился цвет, т.е. железо разрушается. Вот почему луженый бак в местах повреждения быстро ржавеет, а оцинкованный при этих же условиях не разрушается.
IV. Страница практическая.
Проблема коррозии появилась, как только появился первый металл. Очевидно, её никогда не удастся разрешить полностью, и самое большое, на что можно рассчитывать в настоящее время – это замедлить “Возвращение металлов к природе”.
Великий Гёте сказал: “Просто знать ещё не всё, знания нужно уметь использовать”.
Рассказ учащейся о методах защиты от коррозии.
Можно ли коррозия привлечь на службу человеку. (Сообщение учащихся)
V. Оценочно-рефлексивный этап
1. Что же такое коррозия?
2. При каких условиях коррозия протекает интенсивно?
3. Что случилось со знаменитой Кутубской колонной? (Приложение 4)
Уже полтора тысячелетия стоит на одной из площадей Дели железная колонна высотой 8 метров, диаметром 65 см, весом 6.5 тонн. И, несмотря на жаркий климат Индии, на ней нет ни единого ржавого пятнышка. Чем это можно объяснить?
Это объясняется тем, что колонна сделана из чистого железа. А чистое железо не ржавеет.
4. Объясните слова Анны Ахматовой.
“На рукомойнике моём позеленела медь,
Но так играет луч на нём
Что весело глядеть”.
Какую роль играет патина на бронзовых изделиях?
5. Просмотр видеофрагмента о коррозии статуи свободы в Америке. Объясните увиденное явление.
6. Прочитайте предложенный текст. Найдите и запишите все указанные способы защиты металлов от коррозии.
Как защитить металл от коррозии?
Проблема защиты металлов от коррозии – разрушения под воздействием влаги и воздуха – возникла очень давно, почти сразу, как человек начал их использовать. Люди пытались защитить металлы от атмосферного воздействия с помощью жира, масел или покрытием другими металлами. В трудах древнегреческого историка Геродота (V век до н.э.) уже упоминается о применении металла олова для защиты железа от коррозии.
Один из наиболее распространенных способов защиты металлов от коррозии — нанесение на их поверхность защитных пленок: лака, краски, эмали. В производстве широко используют химическое нанесение металлических покрытий на изделия.
В повседневной жизни человек чаще всего встречается с покрытием железа цинком или оловом. Листовое железо, покрытое цинком, — оцинкованная жесть – используется для изготовления кровли. А из железа, покрытого оловом, — белой жести – изготавливают консервные банки.
Модельный ответ
Способы защиты металлов.
4 балла: указаны все 4 способа,
3 балла: указаны 3 способа,
2 балла: указаны верно 2 способа
1 балл: указан хотя бы один из приведенных в модельном ответе способов.
VI. Решение задач.
1. Самый главный металл нашей цивилизации — железо. Однако огромная Мааса железа теряется из-за того, что он подвергается коррозии. Определите формулу кислородного соединения железа, которая образуется при коррозии, если оно содержит 72,4% железа и 27,6% кислорода.
2. В присутствии большого количества воды и кислорода коррозия железа на воздухе приводит к образованию гидроксида железа (3). Рассчитайте массу железа, подвергшегося коррозии, если в результате этого процесса получено 11,5 моль вещества. Определите объём (при н.у.) кислорода, участвовавшего в реакции.
3. Сколько железа, хрома, никеля нужно взять для выплавки 480 кг нержавеющей стали, предназначенной для приготовления столовых вилок и ножей? Если нержавеющая сталь содержит 12% хрома, 10% никеля по массе.
И так мы закончили наше исследование, надеюсь, оно вам принесло много интересного и познавательного.
Домашнее задание: стр. 208-214. Упр. 18-20. Для любознательных подготовить презентацию на тему “Коррозия — друг и враг”.
Источник