Коррозия металла практическая работа

Практическая работа «Коррозия металлов и способы защиты от коррозии». 11-й класс

Класс: 11

План урока:

    Вступительное слово учителя. Объяснение темы, целей урока

«Коррозия металлов. Способы защиты от коррозии».

  • Повторение теоретических вопросов по материалу темы с использованием материала мультимедийного урока.
  • Практическая работа:
    • Рекомендации по выполнению к практической работе (подготовка к практической работе).
    • Инструктаж по технике безопасности.
    • Выполнение и оформление результатов практической работы с использованием инструкционной карты.
    • Уборка рабочего места.
  • Закрепление изученного материала (тестирование по теме).
  • Подведение итогов урока.
  • Домашнее задание – творческая работа «Проблемные ситуации – причины и последствия коррозии».
  • Цели урока:

    • обучающие: практически исследовать сущность коррозии металлов и способы защиты от коррозии; закрепить знания понятия о коррозии металлов, классификации коррозионных процессов, способов защиты металлов от коррозии.
    • развивающие: развитие умений наблюдать, сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, работать в группах, развитие познавательного интереса к предмету; обозначить экологические проблемы, связанные с коррозией металлов, рассмотреть влияние коррозии на здоровье человека. Объяснять происходящие явления, используя полученные экспериментально знания.
    • воспитывающие: воспитание аккуратности, ответственности, воспитание активной личности, умеющей проявлять инициативу, отстаивающей собственную позицию.

    Задачи:

    • Изучить сущность химической и электрохимической коррозии металлов;
    • Закрепить представления об окислительно-восстановительных реакциях;
    • Научить использовать приобретённые знания для объяснения явлений окружающей среды;
    • Научить грамотному использованию металлических изделий;
    • Развить умения проведения химического эксперимента с соблюдением правил Техники безопасности;
    • Развить умение проектирования химического эксперимента с учётом его наглядности и доказательства характера образующихся продуктов реакции.
    • Воспитание чувства собственного достоинства;
    • Логического и образного мышления;

    Оборудование:

    • Оборудование и реактивы для проведения эксперимента: стеклянная трубка, согнутая под углом (см. рисунок 1), наждачная бумага, держатель для пробирок, спиртовка, спички; 6-7%-ный раствор соляной кислоты, полоска цинка, медная проволока, гранулы цинка, 0,1%-ный раствор сульфата меди (II), измельченный уротропин (можно использовать силикат натрия, можно заменить тиомочевиной или сухим горючим), железные проволочки (гвозди или скрепки), две стальные пластинки (гвозди)
    • Мультимедийный проектор. Презентация.
    • Ряд напряжений металлов
    • Инструкционные карты (Приложение 1)
    • Карточки с творческими заданиями. (Приложение 3)
    • Тесты (Приложение 2)

    Тип урока: практическая работа (закрепление, систематизация знаний)

    Ход урока

    1. Вступительное слово учителя. (Слайд 1)

    Учитель: Девиз урока: «Опыт есть истинный учитель». (Леонардо да Винчи)

    Поэтому для лучшего усвоения темы мы не только теоретически повторим все, что нам известно о коррозии металлов, но и выполним практическую работу, набираясь опыта. (Слайд 2) (по ссылке «Цели и задачи урока»)

    1) Тема, которую мы будем рассматривать, – коррозия металлов. Мы должны выяснить, что такое коррозия металлов? Какие виды коррозии бывают? Как протекает этот процесс? Какова роль коррозии в жизни человеческого общества и зачем ее изучать? Какие способы защиты от нее существуют?

    2) Урок мы будем проводить в форме практической работы, с использованием компьютерных технологий. После закрепления материала подведем итоги работы.

    2. Коррозия металлов. (Слайд 3) (по ссылке «Что такое коррозия»)

    «Ржа ест железо» – гласит русская народная поговорка. Ржавчина, которая появляется на поверхности стальных и чугунных изделий, – это яркий пример коррозии.

    Ржавлением называют только коррозию железа и его сплавов. Другие металлы коррозируют, но не ржавеют. И так, что же такое коррозия металлов?

    Учащиеся: Коррозией металлов называют самопроизвольный процесс разрушения металлов и изделий из них под воздействием окружающей среды.

    Учитель: Коррозию можно классифицировать (Слайд 4) (по ссылке «Виды коррозии»). Посмотрим, что нам известно о химической и электрохимической коррозии.

    Учащиеся: (Слайд 5) (по ссылке «Химическая») Химическая коррозия металлов – это разрушение металлов в результате их химического взаимодействия с веществами окружающей среды. Наиболее распространенным видом химической коррозии является газовая коррозия, проистекающая в сухих газах при полном отсутствии влаги. Газообразное вещество окружающей среды реагирует с металлом на поверхности металлического изделия и образует с ним соединения. Железо под воздействием O2, H2О и ионов водорода постепенно окисляется. Этот процесс является окислительно-восстановительным, где металл является восстановителем. Коррозия железа может быть описана упрощенным уравнением

    O 0 2 + 4е = 2O 2-

    Fe(OH)3 и является ржавчиной.

    Читайте также:  Резак пропановый р3п 02м резка металла до 300мм

    Учащиеся: (Слайд 6) (по ссылке «Электорохимическая») Электрохимическая коррозия – это разрушение металлов, которое сопровождается возникновением электрического тока. Это такая коррозия, в результате которой наряду с химическими процессами (отдача электронов атомами коррозируемого металла – процесс окисления) протекают электрические (перенос электронов от одного участка изделия к другому).

    Основополагающим звеном для понимания электрохимических процессов является ряд напряжения металлов. Металлы можно расположить в ряд, который начинается с химически активных и заканчивается наименее активными благородными металлами (раздаточный материал – Электрохимический ряд напряжений металлов)

    Учитель: Теперь поговорим о способах защиты от коррозии.

    (Слайд 7) (по ссылке «Защита от коррозии»)

    Учащиеся комментируют изображения на слайдах: Слайды по ссылкам с возвращением.

    (Слайд 8) 1. Нанесение на поверхность металлов защитных пленок: лака, краски, эмали, других металлов.

    Листовое железо, покрытое цинком, называют оцинкованным железом, а покрытое оловом – белой жестью. Первое в больших количествах идет на кровли домов, а из второго изготавливают консервные банки. И то и другое получают главным образом протягиванием листа железа через расплав соответствующего металла.

    Покрытия из цинка и олова (так же, как и других металлов) защищают железо от коррозии при сохранении сплошности. При нарушении покрывающего слоя (трещины, царапины) коррозия изделия протекает даже более интенсивно, чем без покрытия. Это объясняется «работой» гальванического элемента железо – цинк и железо – олово.

    (Слайд 9) 2. Легирование металлов, т.е. получение сплавов. Например, в настоящее время создано большое число нержавеющих сталей путем присадок к железу никеля, хрома, кобальта и др. Такие стали, действительно, не покрываются ржавчиной

    (Слайд 10) 3. Введение ингибиторов (замедлителей коррозии). Ингибиторы – это вещества, способные в малых количествах замедлять протекание химических процессов или останавливать их. Название ингибитор происходит от лат. «inhibere», что означает сдерживать, останавливать. Они не позволяют агрессивной среде действовать на металл.

    (Слайд 11) 4. Протекторный метод защиты от коррозии. Цинк электрохимически защищает железо от коррозии. На этом принципе основан протекторный метод защиты от коррозии металлических конструкций и аппаратов. Английское слово «protect» – означает защищать, предохранять

    3. Практическая работа

    Учитель: Сегодня вы выполните эксперименты, позволяющие на практике изучить процесс коррозии и эффективность некоторых способов защиты металлов от коррозии. Сформулируйте цель работы.

    Учащиеся (записывают в инструкционную карту): Изучить сущность химической и электрохимической коррозии металлов и эффективность некоторых способов защиты металлов от коррозии.

    Учитель: При выполнении работы соблюдайте правила техники безопасности при работе с кислотами, спиртовкой. Внимательно читайте инструкцию и четко выполняйте все указанные действия, наблюдения, уравнения реакций, выводы вписывайте в инструкционную карту.

    Учащиеся выполняют работу. (30 мин.)

    4. Закрепление изученного материала (тестирование по теме). (Приложение 2)

    Учитель: Наш урок подошел к концу. Подведем итог.

    (Слайд 12) (по ссылке «Запомните»)

    5. Учащиеся подводят итоги практической работы, зачитывая выводы.

    6. Домашнее задание: Составить в тетрадях ответ на творческое задание. «Проблемные ситуации – причины и последствия коррозии» (Приложение 3), § 38. (И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. ХИМИЯ 10 класс. М. «ОНИКС 21 век». «Мир и Образование» 2004.).

    Литература и Multimedia:

    1. И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. ХИМИЯ 10 класс. М. «ОНИКС 21 век». «Мир и Образование» 2004 г.;
    2. И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. Тетрадь для практических и лабораторных работ ХИМИЯ 10 класс Краснодар.«Издательство «Советская Кубань» 2002 г.;
    3. И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. Сборник самостоятельных работ по химии. 10 класс М. «Русское слово» 2007 г.;
    4. Л.Ю. Аликберова «Занимательная химия» Книга для учащихся и учителей» М. АСТ – Пресс 2002 г.;
    5. Б.А. Степин, Л.Ю. Аликберова «Занимательные задания и эффектные опыты по химии» м. Дрофа 2008 г.;
    6. Мультимедийное учебное пособие нового образца ХИМИЯ 9 класс. М. Просвещение – МЕДИА.

    Источник

    Практическая работа 6 Изучение процесса коррозии — презентация

    Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемВладимир Куликов

    Похожие презентации

    Презентация 7 класса на тему: «Практическая работа 6 Изучение процесса коррозии «. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

    1 Практическая работа 6 Изучение процесса коррозии железа ( домашний эксперимент ). Выполнил ученик 7 класса « Б » Куликов Владимир МБОУ « СОШ 74 им. Габдуллы Тукая »

    2 Цель роботы: Сформировать знания о процессе коррозии и изучить этот процесс

    3 Ход работы: Для проведения исследования вам понадобятся три прозрачных сосуда с крышками ( например, три небольшие пластиковые бутылки ); мыло, наждачная бумага ; кипяченая вода, водопроводная вода ; поваренная соль ; изделие из железа с характерным металлическим блеском ( скрепки или гвозди ). Перед началом эксперимента изделие из железа ( скрепки или гвозди ) необходимо помыть с мылом, для удаления слоя масла, который защищает их поверхность от ржавления. Когда скрепки или гвозди высохнут, зачистите их поверхность наждачной бумагой и помойте кипяченой водой. Пронумеруйте сосуды ( наклейте на них этикетки 1, 2 и 3). Первый сосуд полностью заполните холодной кипяченой водой, положите в него гвоздь или скрепку ( можно 2 шт.) и плотно закройте крышкой. Второй сосуд заполните наполовину холодной водопроводной водой. Положите в него гвоздь или скрепку. Крышкой закрывать не нужно. В третий сосуд сначала поместите две столовые ложки поваренной соли. Заполните ее наполовину холодной водопроводной водой и хорошо перемешайте, чтобы соль растворилась. Затем поместите в него гвоздь или скрепку. Крышкой закрывать не нужно. Если вода из второго и третьего сосуда будет испаряться, то следует доливать в них водопроводную воду.

    Читайте также:  Металлургический процесс это процесс ионов металла с помощью различных

    4 Существуют разные причины коррозии: Влажный воздух или вода с растворенным в ней кислородом Контакт основного металла с менее активным ( железо – медь ) Металлы с шероховатыми поверхностями быстрее вступают в реакции коррозии Металлы чистые и загрязненные коррозируют с разной скоростью. Сильнее загрязненные ионы хлора Cl — резко усиливают коррозию металлов

    5 Мои исследования: День 1

    8 Мои исследования: День 2

    11 Мои исследования: День 3

    15 После трёх дней : В 1 – ом сосуде гвоздь немного заржавел и у воды появился мутный оттенок и немного выпал осадок ( рыжего цвета ) Во 2- ом сосуде гвоздь больше всего заржавел и у воды появился мутный оттенок и немного выпал осадок В 3 – ем сосуде гвоздь меньше всего заржавел и тоже выпал осадок

    Источник

    Практическая работа № 3

    Тема:Изучение процесса коррозии металлов и сплавов

    Цель работы: ознакомиться с механизмом процесса коррозии металлов и сплавов, научиться экспериментальным путем определять скорость процесса коррозии и глубину ее проникновения в материал.

    Порядок выполнения работы

    1. Изучить теоретические сведения.

    2. В тетради для практических работ письменно ответить на контрольные вопросы.

    Коррозия — процесс разрушения металлов и сплавов из-за химической или электрохимическую взаимодействие с окружающей средой. В результате данного взаимодействия материал постепенно теряет свои механические и технологические свойства и постепенно разрушается.

    По характеру взаимодействия металлов с окружающей средой различают два вида коррозии:

    — химическая коррозия — процесс химического взаимодействия металла со средой, которая не является проводником электрического тока (газы, жидкие диэлектрики, масла, нефть).

    Чаще всего коррозию металла вызывает газовый агент внешней среды (кислород, серный или углеродный газ), который при контакте с поверхностью металла способствует образованию окислов FeO, FeS и так далее. Химическая коррозия протекает как при обычной, так и при высокой температуре, причем при увеличении температуры скорость коррозии возрастает и увеличивается толщина окисной пленки. Степень окисления железа существенно зависит от содержания легирующих примесей: хром, алюминий и кремний является коррозионно-стойкими элементами, сталь с 20% хрома не поддается коррозии даже при 1300 К;

    — электрохимическая коррозия — процесс разрушения металла в электролите при прохождении электрического тока, который из-за образования гальванических пар — анодных и катодных участков.

    По месту возникновения коррозия делится на три вида:

    — равномерная — металл разрушается с одинаковой интенсивностью по всей поверхности. Наиболее характерна для чистых металлов и однородных твердых растворов;

    — местная — разрушение концентрируется на отдельных участках детали, проникая вглубь изделия. Ее опасность увеличивается с увеличением неравномерности коррозии;

    — межкристаллическая коррозия — разрушение металлов по границам зерен. Внешняя поверхность материала при этом остается чистой, поэтому обнаружить такой вид коррозии очень сложно.

    Наиболее простым и информативным методом определения коррозии является метод взвешивания, при котором определяется разность масс образца до и после коррозионных исследований.

    Степенью коррозионной стойкости в условиях равномерной коррозии является изменение массы металла, отнесенная к единице площади поверхности и единице времени. Иногда также применяется для определения коррозии по глубине разъедание металла.

    Изменение массы образца определяют по формуле

    (3.1)

    где m0 — масса образца до начала коррозионных испытаний, г 1 — масса образца после коррозионных испытаний, г.

    Скорость коррозии, г / (м2 • ч) в данном методе определяют по формуле

    (3.2)

    где S — площадь поверхности образца, м2; t — продолжительность исследования, ч.

    По скорости коррозии определяют величину ее проникновения в образец, мм / ч

    (3.3)

    где ρ — плотность металла, г / см3.

    Для оценки коррозионной стойкости металлов методом взвешивания применяется пятибалльная шкала, а по глубине проникновения коррозии — десятибалльная шкала (табл.3.1).

    Источник

    Практическая работа на тему: «Коррозия металлов». Домашний эксперимент. Предмет «Введение в химию»

    Онлайн-конференция

    «Современная профориентация педагогов
    и родителей, перспективы рынка труда
    и особенности личности подростка»

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Примерный «Сценарий урока» с применением электронного обучения

    и дистанционных образовательных технологий

    Предмет: Введение в химию

    Учебник: Габриелян О. С. Химия: Вводный курс. 7 класс: учебник /О.С. Габриелян, И. Г. Остроумов, А. К. Ахлебинин. – М. :Дрофа, 2018.

    Читайте также:  Резец т15к6 по какому металлу

    Учитель: Русецкая О. П.

    Средство обратной связи

    Сетевой город. Образование. Электронная почта

    Электронная почта учителя oruseckaya @ yandex . ru

    1.Подключение устройства к платформе урока Zoom . Зайти на платформу нужно за 2 минуты до начала урока. Программу Zoom вы уже установили Вход →Начало конференции→ идентификатор конференции учителя — пароль

    (идентификатор и пароль не меняется)

    2.Подготовьте все необходимое к уроку: учебник, тетрадь, линейку, карандаш

    3.Запишите тему, цель практической работы и начертите таблицу в тетрадь (образец таблицы см. приложение 1)

    Подготовка таблицы в тетради для проведения практической работы (см. ниже приложение 1)

    Обсуждаем цель, задачи и ход урока

    Подготовка к практической работе, целеполагание

    Изучите информацию по практической работе №6,

    учебник, стр. 107-108

    2.Откройте видео урок «Эксперимент по теме: «Коррозия металлов», который проводил ученик Гайсымов Никита,

    Заполните таблицу (см.ниже, приложение 1)

    При просмотре видео урока обратить внимание на следующие вопросы

    1. Какие условия созданы для металла (железного гвоздя)?

    2. В каком случае образовалось больше (меньше) ржавчины?

    Подготовьте необходимое оборудование, см. учебник, стр. 107

    Проводить эксперимент будем в упрощенном варианте (как записано в учебнике). Вам нужны четыре бутылки (или банки) с крышками:

    1. Гвоздь + кипяченая вода (заполнить полностью, чтобы не было воздуха)- бутылку закрыть.

    2. Гвоздь + водопроводная вода (воды налить полбутылки и оставить открытой)

    3. Гвоздь + водопроводная вода + поваренная соль (воды налить полбутылки и оставить открытой)

    Осуществляй наблюдение в течение пяти дней. Обрати внимание на количество осадка по цвету (бутылки взболтать): в каких бутылках образовалось больше, а в каких – меньше ржавчины?

    Оформление работы, формулировка выводов

    В выводе отвечаем на вопросы:

    1. Что такое коррозия?

    2. Какие условия способствуют коррозии?

    3. Какие условия препятствуют коррозии?

    4. Почему коррозию называют «рыжим дьяволом»?

    За что ставится оценка?

    Делаете снимок вашего опыта и оформленной работы, отправляете учителю на почту oruseckaya @ yandex . ru или ВК

    Фото вашего эксперимента выглядит примерно так

    Приложение 1. Оформление работы

    Практическая работа № 6

    Тема: «Коррозия металлов»

    Цель: при помощи эксперимента выяснить условия, способствующие коррозии металлов

    Описать в свободной форме ход эксперимента:

    Описать наблюдения в каждом варианте

    (в каждой бутылке):

    1. Что такое коррозия?

    2. Какие условия способствуют коррозии?

    3. Какие условия препятствуют коррозии?

    4. Чему мы научились, выполняя эту работу?

    Курс повышения квалификации

    Дистанционное обучение как современный формат преподавания

    • Сейчас обучается 987 человек из 81 региона

    Курс профессиональной переподготовки

    Методическая работа в онлайн-образовании

    • Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов

    Курс повышения квалификации

    Современные педтехнологии в деятельности учителя

    • Курс добавлен 23.09.2021
    • Сейчас обучается 91 человек из 42 регионов

    Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

    Практическая работа №6 по предмету «Введение в химию», 7 класс. Изучение процесса коррозии железа (домашний эксперимент). В условиях самоизоляции возникла необходимость в дистанционной организации урока.

    Целеполагание и обсуждение хода эксперимента осуществляется с использованием совместно с учителем на платформе ZOOM. Затем дети самостоятельно или с помощью родителей, закладывают опыт, проводят наблюдение за происходящими изменениями, описывают их и делают выводы. Самое главное — выяснить условия, способствующие коррозии металла. Обратная связь осуществляется через электронную почту или в контакте.

    Номер материала: ДБ-1270511

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

    Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах

    Время чтения: 2 минуты

    Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году

    Время чтения: 1 минута

    Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

    Время чтения: 1 минута

    Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования

    Время чтения: 2 минуты

    Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года

    Время чтения: 2 минуты

    Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

    Время чтения: 1 минута

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Источник

    Поделиться с друзьями
    Металл
    Adblock
    detector