- 15. Смазки
- Смазки для арматуры
- Задвижки запорной арматуры: основные проблемы при эксплуатации и пути их решения
- Смотрите также
- Для надежной работы задвижек в течение длительного времени приходится решать ряд задач, связанных условиями эксплуатации и обслуживания трубопроводной арматуры:
- Смазка для штоков задвижки.
- Смазка помогает:
- Устройство запорных задвижек
- Смазка для узловых механизмов и соединений
- Прежде, чем смазывать шток задвижки, важно учитывать:
- Критерии выбора
- Среди значимых свойств, смазки для трубопроводной арматуры, следует выделять:
- В зависимости от цели применения можно выделить смазки:
- По уровню температуроустойчивости выделяются:
- Практика использования смазочных материалов
- ЦИАТИМ-201
- ЦИАТИМ-221
15. Смазки
Смазывающие материалы должны подбираться таким образом, чтобы они в рассматриваемых условиях работы обеспечивали сохранение жидкой прослойки, не выдавливались, были бы физически и химически стабильными.
Смазки подразделяются на следующие группы:
а) по основному назначению: антифрикционные, защитные и уплотняющие;
б) по основным свойствам: низко-, средне-, тугоплавкие (с температурой каплепадения соответственно до 65, 100 и свыше 100° С); водостойкие (не растворяющиеся в воде); морозостойкие (сохраняющие работоспособность при температуре ниже —30° С); активированные (для особо высоких нагрузок); защитные от коррозии, не растворяющие резину и кислотоупорные.
Для различных деталей арматуры используются следующие смазочные материалы.
1. Для редукторов приводов (подшипники, зубчатые и червячные передачи и др.) применяются индустриальные масла, широко используемые в машиностроении, или автол 6.
2. Для резьбовых пар шпиндель — ходовая гайка смазка должна удовлетворять следующим требованиям: не стекать после нанесения на резьбу, выдерживать большие контактные давления, по возможности не растворяться в атмосферных осадках, быть стойкой при заданной температуре. При нормальной температуре для этой цели подходит также солидол, состоящий в основном из вязкого минерального масла, загущенного кальциевым мылом жирных кислот. Он предназначен для работы при больших нагрузках, небольших скоростях скольжения и температуре до 55° С. При повышенных температурах следует применять более тугоплавкие смазки.
При высоких температурах в состав смазки обычно вводится в качестве компонента чешуйчатый или коллоидный графит, оказывающий хорошее смазывающее действие в трущихся парах, однако в присутствии кислорода и воды графит работает как абразив. Кроме того, на аустенитных сталях и стали 3X13, где много хрома, графит при высокой температуре образует карбиды хрома и создает точечную (язвенную) коррозию. Карандашный мелкозернистый графит с малой зольностью для смазок лучше чешуйчатого, и наилучшим является дисперсный графит, оба они не дают язвенной коррозии.
3. Для узлов трения без воды при температуре до 115° С широко применяется универсальная тугоплавкая смазка УТ-1 по ГОСТ 1957—73 (консталин жировой), а при температуре до 135° С — смазка УТ-2.
4. Для ушютнительных поверхностей чугунных газовых кранов используется специальная кальциевая смазка на касторовом масле, применимая при температуре от —30 до +60° С. Уплотнительные поверхности кранов из цветных сплавов (бронзы и латуни) смазываются смазко» «Карбюр», пригодной для температур от —30 до +50° С.
5. Для уплотнительных поверхностей чугунных и стальных задвижек применяется синтетическая смазка типа 1-13С. Смазка пригодна для температур от —30 до +100° С.
6. При консервации деталей арматуры на время складского хранения наилучшую защиту обеспечивает пушечная смазка УНЗ по ГОСТ 3005—51, она, как правило, используется лишь для ответственных объектов.
Широкое применение имеют антифрикционные смазки ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-221. Смазка ЦИАТИМ-201 по ГОСТ 6267—59 представляет собой минеральное масло, загущенное литиевым мылом. Она может быть использована при температуре от —60 до +120° С. Смазка химически стабильна, но не рекомендуется для работы в контакте с цветными сплавами. Смазка ЦИАТИМ-221 по ГОСТ 9433—60 используется в широком диапазоне температур (от —60 до + 150° С) и представляет собой кремнийорганическую жидкость, загущенную литиевым мылом. Смазка не действует на резину, поэтому она может быть использована также для смазки резиновых манжет. Смазка ЦИАТИМ-221 стойка в парах кислот.
Большие перспективы для использования в арматуростроении имеет смазка, представляющая собой кремнийорганическую жидкость с дисульфидом молибдена — двусернистым молибденом . Дисульфид молибдена стоек в атмосфере азота, водорода, в серной, фосфорной и уксусной кислотах при температуре от —200 до +450° С, в окисляющих средах не стоек, так как окисляется содержащаяся в нем сера. Такая смазка может значительно улучшить работу кранов и резьбовых соединений шпиндель—ходовая гайка, уменьшить силы трения и износ деталей при температуре до +250° С, а для стали Х18Н10Т — до +350° С. Она может также улучшить условия работы уплотняющих поверхностей арматуры.
Некоторые смазочные материалы и область их применения приведены в табл. 1.44.
Исследования смазочных материалов последних лет выявили положительную роль некоторых вводимых в смазку металлических порошков, которые, осаждаясь на поверхностях трения, предохраняют их от износа и задирания и снижают силу трения в паре. Такие смазки получили название плакирующие. Так, присутствие свинца, олова и серебра в смазке снижает силу трения. Введение порошков меди и цинка увеличивает силу трения. Однако в обоих случаях задиры не появляются вплоть до контактных давлений, при которых происходит пластическая деформация стали, и температур, при которых начинает плавиться плакирующий металл. Применение таких смазок открывает широкие перспективы повышения допускаемых контактных давлений в парах шпиндель—ходовая гайка, зазор в которых, однако, не должен быть меньше 100 мкм (наибольший размер гранул порошка). Порошки вводятся в количестве 10% от веса смазки (10% порошка, 90% смазки) и перемешиваются механически.
1.44. Некоторые смазочные материалы и область их применения
Предельная температура, °С
Масло индустриальное; автол б
Консталин жировой УТ-1 и УТ-2
Консталин синтетический УТс-1 и УТс-2
Солидол жировой УС-1; УС-2; УС-3 и его заменитель — солидол синтетический УСс-1, УСс-2, УСс-3
ВНИИ НП-223; ВНИИ НП-228
Фторированная смазка 5-ОКФ; 10-ОКФ
Смазка для газовых кранов . «
Подшипники, механические передачи и др.
Узлы трения без контакта с водой
Заменитель жирового консталина
Узлы трения при контакте с водой
Узлы трения, работающие при повышенной влажности (смазка химически стабильна)
Узлы трения, работающие в контакте с агрессивными средами (смазка химически стабильна, водоупорна, не разрушает резину)
Узлы трения, работающие при повышенной температуре
Узлы трения, работающие в контакте с агрессивными средами
Герметизация арматуры на магистральных газопроводах
Источник
Смазки для арматуры
Для обеспечения нормальной работы в арматуре используются антифрикционные и уплотнительные смазки. Уплотнительные смазки должны надежно герметизировать затвор вшироком диапазоне температур, разделять трущиеся детали высокопрочной пленкой, выдерживающей большие нагрузки, предотвращать непосредственный контакт сопряженных поверхностей и не выдавливаться из зазоров, обеспечивать минимальный крутящий момент, быстроту и плавность движения пробки, надежную защиту уплотнительных поверхностей от воздействия агрессивных сред. непрерывно и в достаточном количестве поступать к деталям затвора и удерживаться на их поверхности, иметь механическую и химическую стабильность. Помимо этого уплотнительные смазки не должны вызывать коррозии материалов газовых кранов, взаимодействовать и растворяться в транспортируемых вместе с газом конденсатом и водой.Уплотнительные смазки характеризуют следующие показатели! состав. температура каплепадения пенетрация. В простейшем случае такие смазки состоят из жидкой основы и твердого загустителя. При выборе жидкой основы (окисленное касторовое масло, глицерин, синтетические жидкости и нефтяные масла) учитывают состав среды и температуру, при которой 6удут применять смазку. В качестве загустителей используют различные мыла( соли высокомолекулярных жирных кислот! Многие уплотнительные смазки содержат наполнители (графит, слюду, тальк. дисульфит молибдена, фторопластовую крошку), которые значительно улучшают герметизирующую способность, повышают термостойкость, снижают коэффициент трения смазок.Температура каплепадения смазки ( ГОСТ 6793 ) — это температура, при которой происходит падение первой капли смазки, нагреваемой в специальном приборе в строго определенных условиях. Считают . что температура, при которой можно применять смазку, должна быть на 15-20°С ниже температуры кипенияДля уплотнения газовых кранов используются разнообразные смазки.
Смазка для газовых кранов ТУ 38-101316-78
Предназначена для герметизации пробковой запорной арматуры.
Производство ее освоено в 1958 году на Ростовском опытном нефтезаводе. Смазка состоит из масла касторового технического (95 %),извести (2,5 %) и воды (2,5 %).
Техническая характеристика
Внешний вид Однородная смазка от желтого
до темно — желтого цвета.
Температура каплепадения, °С Не ниже 60
Испытание на коррозию Выдерживает
Содержание механических примесей, % Не более 0,05.
Указанная смазка предназначена для смазки трущихся поверхностей (корпус-затвор) и герметизирующий эффект ее незначителен, более того данная смака вызывает закоксованность каналов седел затворов шаровых кранов современных моделей.
Уплотнительная паста 131-435 ТУ6-05-11370935-601-97
Предназначена для ликвидации утечек газа через не плотности запорной арматуры, возникающие в процессе эксплуатации.
Уплотнительная паста выпускается трех типов:
Tun1— для устранения утечек газа через не плотности шаровых кранов, в том числе работающих в контакте с конденсатом газа, как профилактическое средство для предупреждения возникновения утечек; рабочая температура от минус 60 до плюс 120°С; ( Рекомендуется для устранения значительных протечек )
Тип2— для устранения утечек газа через не плотности шаровых а также пробковых кранов, в т.ч. работающих в контакте с конденсатом газа, как профилактическое средство для предупреждения возникновения утечек: рабочая температура от минус 60 до плюс 100°С:
ТипЗ — для устранения утечек газа через не плотности шаровых и пробковых кранов, для смазки трущихся поверхностей седел и шпинделя, как профилактическое средство для предупреждения возникновения утечек:
1Л
рабочая температура от минус 60 до плюс 80°С.
Техническая характеристика:
Пенетрация при 25°С от180 до 250
Коллоидная стабильность, % 10
Температура каплепадения, °С плюс 170 — 200
Содержание воды, % следы
ДАО «Оргэнергогаз» совместно с НПП «Пласма» и ВНИИ НП, по заданию ОАО «Газпром» разработали смазку САГ (1;2) для ремонтно-технического обслуживания запорно-регулирующей арматуры, работающей в среде природного газа при температуре от минус 60 до плюс 120°С.
Смазка САГ —1 предназначена для использования в качестве смазки и защиты (консервации) набивочных каналов и обработанных поверхностей.
Смазка САГ -2 предназначена для устранения утечек газа через уплотнительные элементы арматуры , возникающих в процессе ее эксплуатации, и для уменьшения коэффициента трения соприкасающихся поверхностей запорного органа, седел и шпинделя.
Скачать с сайта 1 >> У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера
Скачать с сайта 2 >>
Источник
Задвижки запорной арматуры: основные проблемы при эксплуатации и пути их решения
Смотрите также
Задвижка – это элемент запорной арматуры, у которого запирающий или регулирующий элемент перемещается перпендикулярно к оси потока рабочей среды.
Основные преимущества задвижек заключаются в простоте их конструкции, небольшом гидравлическом сопротивлении рабочей среде при полностью открытом проходе, возможности применения для потоков большой вязкости, при высоких температурах и давлении среды. Эти свойства делают их особенно ценными для применения в магистральных трубопроводах, которые должны обеспечивать постоянное высокоскоростное движение среды без значительных потерь на сопротивление.
К элементам типовой задвижки относятся маховик (1), ходовой винт (2), прижимная втулка (3), корпус (5), элементы которого соединены с помощью резьбовых элементов (4) через прокладку (6). При вращении маховика (1) ходовой винт (2) через шток сообщает возвратно-поступательное движение запорному элементу (7), который открывает или перекрывает канал рабочей среде. Закрытие задвижки происходит при полном непосредственном контакте с корпусом. Уплотнение (8) повышает герметичность задвижки. Распространенными видами конструкционных материалов для изготовления уплотнений является резина или пластмассы.
Для надежной работы задвижек в течение длительного времени приходится решать ряд задач, связанных условиями эксплуатации и обслуживания трубопроводной арматуры:
- Коррозия деталей
- Большие усилия на привод запорного элемента
- Потеря герметичности из-за старения и износа уплотнительных элементов, поверхности седла
- Трудности при демонтаже деталей
Предотвратить возникновение проблем позволяют различные смазочные материалы, свойства и характеристики которых должны соответствовать рабочим средам и условиям их эксплуатации. Некоторые элементы запорной арматуры могут изготавливаться из пластмассы или эластомеров, поэтому при подборе смазок для задвижек необходимо учитывать их совместимость с этими материалами.
Применение смазок, не отвечающих режимам эксплуатации или несовместимых с материалами задвижек, не только не приносит положительных результатов, но и зачастую приводит к преждевременному износу, коррозии или разрушению деталей.
Дисперсии, пасты , смазки, покрытия торговых марок EFELE и MODENGY разработаны специально для применения в узлах запорной арматуры, в том числе в задвижках, работающих под воздействием влаги и химически агрессивных сред в экстремальных условиях низких и высоких температур.
В последнее время наблюдается повышенный интерес к применению в узлах трубопроводной арматуры антифрикционных покрытий.
Популярным образцом материалов этого типа является антифрикционное твердосмазочное покрытие MODENGY 1001 от российской компании «Моденжи».
В качестве твердых смазочных компонентов в нем иcпользуется дисульфид молибдена и графит, в качестве связующего вещества – неорганические соединения.
Покрытие используется для ходовых винтов. Оно образует на поверхности сухую смазочную пленку, которая максимально снижает трение и износ, предотвращает налипание пыли, заедания и быстрый износ.
При обработке покрытием ходовой винт легко страгивается даже после длительного простоя и движется плавно, без рывков.
В нижеприведенной таблице даны рекомендации по применению в других узлах трения задвижек материалов EFELE.
Узел трения или технологическая операция | Смазочный материал и его функция |
Резьбовые соединения (болты, шпильки) | Термостойкая медная паста EFELE MP-413 образует эффективную разделительную и защитную пленку, обладающую высокими несущими и противозадирными свойствами |
Уплотнительные элементы из эластомеров | Пластичная смазка EFELE SG-393 имеет пищевой допуск Н1, может применяться в газо- и водоснабжении |
Демонтаж заржавевших деталей | Дисперсия EFELE UNI-M Spray облегчает демонтаж заржавевших и прикипевших резьбовых соединений |
Защита от коррозии | Универсальная паста EFELE MP-491 с пищевым допуском надежно защищает от фреттинг-коррозии |
Обеспечивая эффективную долговременную защиту узлов и элементов задвижек, материалы MODENGY и EFELE способствуют увеличению ресурса запорной арматуры и снижению затрат на обслуживание трубопроводов.
Источник
Смазка для штоков задвижки.
Запорные задвижки активно устанавливаются в трубопроводные системы различного типа и назначения. Главная цель их применения – возможность временного перекрытия и открытия движения потока в соответствии с техническими требованиями и производственными потребностями. Изделия отличает широкий диапазон рабочих диаметров прохода, который может составлять до 2-3 м. Они выдерживают высокий уровень давления (до 25 МПа) и могут работать в температурном диапазоне вещества выше 500◦ С.
Применение качественных надежных смазочных материалов помогает оптимизировать и повышать эффективность работы трубопроводной арматуры, а также предотвращает проблемы, риск появления которых возникает в ходе эксплуатации запорной арматуры (задвижек).
Смазка помогает:
- защитить конструктивные элементы от коррозии;
- исключить приложение усилий на приводной узел;
- сохранить герметичность;
- снизить риск износа уплотнительных элементов;
- избавить от трудностей в ходе демонтажа и ремонта.
Рис. 1 Устройство
Устройство запорных задвижек
Арматура запорного применения разнообразна модификациями и типами. Принцип устройства изделия можно рассмотреть на примере клиновой задвижки. Узловые элементу устройства располагаются в рабочей полости, образованной корпусом и крышкой изделия. Внутри нее происходит перемещение затворного механизма. Расположение уплотнительных поверхностей зависит от типа затвора, поэтому их смыкание может происходить параллельно друг другу или же под углом. Перемещение затвора выполняется перпендикулярно оси движения вещества в трубопроводе. Происходит это за счет вращения штока и резьбовой пары, которую составляют шпиндель и ходовая гайка. В качестве привода используется маховик (ручной способ управления) или электродвигатель (автоматическое управление). С противоположных сторон корпуса имеются два ходовых ответвления – соединительные узлы для фиксации на трубопроводе (с помощью фланцев, муфты или сварки).
Смазка для узловых механизмов и соединений
Исправная работа узловых элементов устройства становится возможной только при эксплуатации запорной арматуры в соответствии с требованиями руководящих документов. Использование смазки в паре шпиндель-ходовая гайка является необходимым условием, позволяющим существенно сократить износ.
Прежде, чем смазывать шток задвижки, важно учитывать:
- сферу применения детали;
- условия эксплуатации устройства;
- специфику рабочего вещества;
- особенности конструкции задвижки.
Материал для смазки должен эффективно распределяться на поверхности деталей, сохранять должную физическую стойкость, не провоцировать нежелательных химических реакций с прокладками и металлическими элементами.
Критерии выбора
Среди значимых свойств, смазки для трубопроводной арматуры, следует выделять:
- показатель вязкости (именно на него обращается внимание при первичном использовании, а также при замене материала);
- консистенция;
- температура каплепадения;
- температура вспышки.
В зависимости от цели применения можно выделить смазки:
- антифрикционного назначения, препятствующие истиранию конструктивных элементов;
- с защитными свойствами: предупреждают появление коррозии;
- уплотняющие: обеспечивают уплотнение и повышают уровень герметичности прилегания.
По уровню температуроустойчивости выделяются:
- низкоплавкие смазки, с температурным пределом в 65 градусов;
- средним показателем каплепадения, составляющим 100 градусов;
- устойчивые к температуре (тугоплавкие) свыше 100 градусов.
В суровых условиях эксплуатации рациональным становится использование морозоустойчивых продуктов, не теряющих своих свойств и качеств при морозе до -40 градусов.
Практика использования смазочных материалов
В узлах трения, штока и резьбовой пары шпиндель-ходовая гайка, применяются смазки различного типа и состава.
ЦИАТИМ-201
Рис. 2 Смазка ЦИАТИМ 201
Смазочный материал выпускается в соответствии с требованиями ГОСТ 6267-74.
Физико-химические свойства изделия характеризует таблица 1
Внешний вид продукта
Однородная кремообразная субстанция с характерным желтоватым или коричневатым оттенком
Вязкость (t +50C), Па·с
Предел прочности (t +50C), Па
Процент выделения масла (стабильность)
Коррозийное воздействие на металлы
Стабильность против окисления, мг на 1 г смазки
Основа средства – минеральное масло с добавлением литиевого масла в качестве загустителя. Смазка отличается химической стабильностью, предотвращает окислительные реакции на воздухе. Но при этом ее не рекомендуется использовать при высоких эксплуатационных нагрузках, а также нежелательным является контакт изделия со сплавами, содержащими цветные металлы.
ЦИАТИМ-221
Рис. 3 Смазка ЦИАТИМ 221
Смазка ЦИАТИМ-221 изготавливается по стандартам ГОСТ 9433-60
Внешний вид продукта
Однородная кремообразная субстанция с характерным желтоватым или коричневатым оттенком
Источник