Как арматуру вязать инструмент

Технология вязки и укладки арматуры в фундамент. Вязка арматуры крючком, машинкой, шуруповертом

Фундамент здания подвергается высоким нагрузкам. В большинстве случаев прочность материала – бетона, кирпича, недостаточная, чтобы компенсировать подвижки почвы или пучение. Чтобы усилить основание, выполняется укладка арматуры в ленточный фундамент, монолитный и даже свайный.

Правила и схемы вязки арматуры

Укладка арматуры и крепление зависят от конструкции фундамента. Для разных оснований схемы используются разные.

Ленточный фундамент

Выполняя расчет армирования для него и разработку схемы соединения, необходимо учитывать:

  • каркас ставят на бетон на вертикальные стержни;
  • прямые прутки укладывают с нахлестом в 20–25 см;
  • соединения с нахлестом должны быть разнесены в разбежку;
  • сечение проволоки выбирают по глубине фундамента – не менее 0,1%;
  • каркас не соприкасается с опалубкой.

Каркас считается конструкционным элементом для фундамента, поэтому испытания под нагрузкой не проходит. Его задача: предупредить смещение при растяжении или нагрузке на изгиб, а не увеличить несущую способность.

Вязаная арматура в ленточном фундаменте

Плитный фундамент

Каркас для фундамента монолитного представляет собой 2 сетки – верхний и нижний пояс, связанные из арматурных стержней.

Арматурный каркас из 2-х сеток

Можно использовать готовые сетки с ячейками нужного размера.

Особенности следующие:

  • верхний и нижний пояс связывают между собой П-образными стальными хомутами. Связки в торцах исключаются;
  • если плитный фундамент имеет толщину не более 15 см, допускается установка только 1 сетки;
  • устанавливают каркас обязательно на подбетонок. Следят за тем, чтобы арматура не соприкасалась с опалубкой;
  • сторона ячейки не более 40 см.

Ставят сетку на любые конструкции с лапками опирания – пауки, лягушки, столики. Если нет готовых, такие детали делают своими руками.

Важно знать, что сгибать арматуру путем нагревания газосваркой запрещается. Используют только механические приспособления.

Ростверк

Ростверк – монолитная лента, соединяющая бетонные сваи фундамента. По конструкции она напоминает ленточный фундамент, что часто приводит к ошибкам.

При армировании ростверка нужно учесть:

  • ростверк не поддается сборным нагрузкам, так как отделен от земли. На него действует только изгибающий момент на участках, где стойка защемляется в балки;
  • стандартный каркас для ростверка нужно укрепить. Возле колонн дополнительно армируют верхний пояс, а нижний – на всем протяжении;
  • использовать для армировки можно только стальные стержни.

Способы крепления применяют разные: каркас сваривают, связывают проволокой.

Столбы и сваи

Бетонный свайный фундамент также нуждается в армировании. Каркас столбов связывают с конструкцией в ростверке, как с нижним, так и с верхним поясом.

Особенности сооружения, следующие:

  • каркас выполняется как круглого, так и квадратного сечения;
  • в каждом столбу укладывают не менее 4 прутков;
  • при щитовой опалубке допускается брать только прямоугольные хомуты;
  • бутобетонные столбы армируются только в верхней части.

Для соединения чаще используют скрутку и связку проволокой.

Этапы укладки арматуры

Основание дома обычно выполняют из бетона. Это прочный и надежный материал, который, тем не менее, не слишком устойчив к нагрузкам на сжатие и растяжение. Повышать прочность и массу фундамента не имеет смыла. Правильным является улучшить его жесткость, то есть создать дополнительный каркас. Именно этот эффект и обеспечивает вязка арматуры.

Выполняется усиление в определенной последовательности:

  1. В первую очередь, выбирают схему укладки. Арматурные стержни и сетка в итоге должны оказаться в глубине бетона и не контактировать с грунтовыми водами. Разместить их следует максимально равномерно, чтобы каркас распределял дополнительную нагрузку на весь фундамент.
  2. Конструкцию собирают отдельно. Каркас представляет собой ряд прямоугольных рамок. Размеры их таковы, что после установки контур оказывается на расстоянии 10 см от дна, верха и боковых сторон опалубки. Количество рамок зависит от длины периметра. Дистанция между контурами оставляет 50 см, может быть и меньше.
  3. К уголкам рамки приваривают продольные стержни, соединяющие контур в одно целое. Диаметр прутка зависит от величины предполагаемой нагрузки. Фиксировать стержни можно не только сваркой, но и вязальной проволокой.
  4. Армирование углов выполняют с помощью Г-образного железного хомута или нахлеста и лапки. Нахлест составляет не менее 60–70 см.
  5. Перед заливкой фундамента каркас опускают в опалубку и фиксируют: ставят на подпорки из кирпича или камня. Укладывать лучше сегментами.

Армирование и вязка углов фундамента Г-образными хомутами

Количество стержней и сетки зависит от типа основания и его размеров. В ленточный фундамент потребуется больше арматуры, чем для усиления свайного. В последнем случае армировать нужно только ростверк.

Способы вязки арматуры

Существует несколько методов скрепления прутков и сетки своими руками:

  • сварка рамок и стержней;
  • вязка проволокой;
  • соединение на пластиковые хомуты.

Способы вязки арматуры выбирают исходя из характера фундамента и собственных возможностей. Для сварки нужно уметь работать со сварочным агрегатом, в то время как проволока – инструмент, доступный начинающему строителю.

Преимущества и недостатки соединения сваркой

Связка арматуры для фундамента сваркой – метод надежный и эффективный.

Читайте также:  Адл арматура чье производство

Источник

Как и чем вязать арматуру

Армирование в строительстве занимает важнейшую роль, однако многие частники, решившие строить дом или баню на своем участке, не решаются вязать арматуру при создании фундамента, армопояса или перекрытий. Между тем, вязать арматуру и арматурные каркасы довольно просто. Сейчас я вам расскажу, зачем, как и чем можно и нужно вязать арматуру.

Зачем вязать арматуру?

А зачем вязать арматуру проволокой, спросите вы, ведь есть же сварка. Действительно, сварка выполняет ту же функцию, что и вязка – крепит арматуру друг к другу.

Однако сварочные соединения выполняются гораздо дольше чем вязочные, а если у сварщика еще и опыта мало – то целую вечность.

Но это не все, дело в том, что сварка под действием высоких температур изменяет состав стали арматуры, в результате чего арматура теряет часть своих несущих свойств. Кроме того, для вязки арматуры нужны только крючок и проволока, в то время как сварочные соединения требуют наличие сварочного аппарата, электродов и сварочной маски.

Отсюда вывод: крепить арматуру лучше проволокой, или, как вариант, пластиковыми хомутами.

Какой проволокой вяжут арматуру?

Для вязки арматуры нужна проволока круглого сечения, диаметром 1 мм, обязательно обожженная. Обжигают проволоку для улучшения ее свойств, после обжига проволока становиться более гибкой, хорошо прилегает к арматуре, и, за счет свойств тягучести, не ломается при вязке.

Теоретически можно вязать и необожженной проволокой, однако делать это я вам искренне не советую – замучаетесь, если вообще что-то получится.

Чем вязать арматуру?

Арматуру обычно вяжут (перечислю по популярности):

1. Крючок самодельный – самый популярный и удобный инструмент для вязки арматуры. Для его изготовления потребуется:

— кусок стальной арматуры диаметром 8 мм, длиной 30-35 см;

— шестигранные гайки и шайбы соответствующего диаметра, чтобы их можно было установить на арматуру крючка;

— старая ручка от любого ручного инструмента: отвертки, валика для малярных работ, мастерка, полимерная трубка.

Один конец стержня затачиваем болгаркой и загибаем в виде крючка под 80-100 градусов. На другом конце арматуры делаем ручку в такой последовательности: шестигранная гайка как ограничитель, потом шайба, потом пластиковая или деревянная ручка, затем шайба и вторая шестигранная гайка в качестве ограничителя. Гайки привариваются сваркой. В результате ручка должна легко и свободно вращаться на стержне.

От края ручки отступаем на 2-3 см и загибаем стержень под углом 90-140 градусов, затем через 4-5 сантиметров делаем еще один загиб примерно на 140 градусов. Есть варианты и без второго загиба – смотрите фото.

В принципе длина крючка, количество и углы загибов делаются индивидуально, кому как удобнее, попробовав инструмент в работе, и поэкспериментировав с углами загибов.

2. Крючок фабричный. Изделие можно приобрести почти в любом строительном магазине. Это, скорее, любительский инструмент, у строителей он не пользуется уважением. Не очень удобный, с низкой производительностью. У меня, например, очень быстро сломалась ручка. Но если объем работ небольшой, то покупной крючок может стать отличным вариантом.

3. Винтовой крючок. Тоже неплохой вариант для новичков, достаточно захлестнуть петлю и концы проволоки и потянуть инструмент на себя. Крючок сам затянет петлю, что позволит выполнить больший объем работ без особых затрат сил. Однако он довольно быстро выходит из строя, а стоимость его высока – около 1 тыс. рублей.

4. Пистолет для вязки арматуры. Из преимуществ – высокая скорость работы, на одно соединение уходит около секунды, в то время как у профессионального арматурщика, работающего с обычным крючком – 6-7 секунд. Однако, это все плюсы.

1. Высокая стоимость пистолета, хорошая модель обойдется в 70-80 тысяч, продвинутая – 100 и более тысяч рублей;

2. Проволока обойдется дороже, расход ее – больше;

3. Энергозависимость – время от времени аккумуляторы прибора нужно заряжать;

4. Пистолет малопригоден из-за своих габаритов для работы в труднодоступных местах;

5. Рекламный трюк производителей о равномерной затяжке петель на соединениях – всего лишь, трюк, поскольку равномерность натяжения не имеет значения – главное, чтобы соединения были прочными.

Как вязать арматуру?

Вязать проволоку на арматуре просто:

1. Берем кусок проволоки, сгибаем его пополам, поддеваем под соединение петлей вперед;

2. Подцепляем крючком петлю, подтягиваем проволоку;

3. Второй конец перегибаем через крючок;

4. Крутим. Чтобы не было длинных скруток, торчащих из бетона, проволоку подгибаем перед вращением инструмента.

Источник

Особенности вязки арматурных каркасов

Железобетон потому так и называется, что внутри бетонного блока находится стальной каркас. Особенностью такого композитного материала является то, что коэффициент расширения при изменении температуры окружающей среды и у бетонной смеси, и у стальных конструкций один и тот же. Поэтому главная задача при размещении армирующих конструкций в опалубку, куда будет заливаться бетон – правильное скрепление элементов арматурного каркаса.

Нормы и правила вязки арматуры

Давайте разберёмся, для чего такие нормы нужны и какие последствия могут быть, если эти нормы и правила не соблюдаются. И как вязать арматуру, чтобы полученное железобетонное изделие получило проектную прочность.

Люфт, свободное перемещение (пусть даже в ограниченных пределах) арматурных сеток после заливки формы бетонной смесью вызовет напряжение в конструкции железобетонного изделия. Что рано или поздно скажется на его прочности. Поэтому элементы арматуры нужно надёжно фиксировать друг к дружке.

Для этой цели применяется

  1. Сварка элементов
  2. Вязка проволокой
  3. Скрепление пластиковыми хомутами.

Вязать или варить?

Иногда выбор: вязать арматуру или варить не совсем правомерен, т. к. сварку целесообразно применять при изготовлении каркасов, усиливающих фундаменты таких сооружений, как плотины, многоэтажные дома и габаритные коттеджи с углублениями под ледники, подземные гаражи и пр. Только в этих случаях оправдан найм сварщика – а это уже дополнительные расходы, увеличивающие затраты. При этом и сама арматура должна быть предназначена именно для сварочных работ – в противном случае любой другой металл в местах сварки приобретает повышенную хрупкость, что в дальнейшем может сказаться на качестве железобетонного изделия в целом. При этом руководствуются ГОСТ 14098-2014 «Соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций», а сталь берётся с маркировкой «С». Например – А400С.

Читайте также:  Запорно регулирующая арматура для трубопроводов что это такое

Пластиковые хомуты дороги сами по себе, не выдерживают отрицательных температур, поэтому применяют их в основном в летнее время и при частном строительстве с небольшими объёмами вязки арматуры.

Вязка арматуры под ленточный фундамент

При закладке ленточных фундаментов, которые в большинстве случаев применяют в частном строительстве, основным способом скрепления горизонтальных продольных и поперечных, а также вертикальных прутков арматурного каркаса является вязка крючком. Реже – пластиковыми хомутами. При этом рабочие горизонтальные пруты, несущие на себе основную нагрузку в фундаменте, укладывают вдоль фундаментной ленты, поперёк укладывают пруты, называемые «хомутами», а вертикальные стержни, почти равные высоте фундаментной ленты, крепятся, как видно из названия, строго вертикально, и должны иметь поперечное сечение не менее 8 мм. Вяжут обычно сначала верха и низа арматурного каркаса, а потом начинают связку с одним из них вертикальных составляющих.

При образовании прямого угла (стыке элементов фундамента под две стены, расположенные под углом друг к дружке) элементы конструкции укрепляются дополнительными диагональными прутками усиления с сечением не менее 10 мм. Вязание арматуры на угловых переходах осуществляется с большими нахлестами арматуры (делается Г-образное или Т-образное армирование, так как простая последовательная связка вызовет перекос конструкции и её внутреннее напряжение).

Угловое усиление диагональными прутками

Крючок очень удобен при вязке арматуры непосредственно в опалубке – в этом случае конструкция не будет подвергаться дополнительным деформациям и станет надёжной составляющей в ж/б изделии в целом.

Схема ленточного фундамента может быть представлена как врытая вертикальными стенками в землю бетонная конструкция, своими очертаниями повторяющая очертания стен будущего дома. Кроме того, заливаются бетоном на арматуре также части фундамента, на которые будут опираться и внутренние перегородки.

Вязка арматуры для монолитной плиты

В частном строительстве, когда не требуется обустройство подвалов, погребов и иных подсобных помещений под домом, применяют простой метод создания фундамента – опорная монолитная плита. Для её создания делают хорошо выровненную песчано-гравийную подушку, на которой вяжут объёмный арматурный каркас.

Шаг между горизонтальными прутьями для такой плиты выбирают от 20 до 40 см, толщина плиты, а значит – и вертикальный размер опорных прутков – от 20 до 30 см. От диаметра прутка арматуры зависит и способ вязки арматуры для опорной монолитной плиты: мёртвыми узлами, простыми, когда делается одинарный нахлёст, или комбинированным способом.

Таблицы

Существуют таблицы нахлёста прутков, регламентирующие разные аспекты работы с арматурой. То есть по способам её соединения в зависимости от марок бетона (вязка, сварка), нагрузок, которые испытывают железобетонные изделия, длиной прямой анкеровки, сечения арматурного прутка и т. д. Кроме того, в современных таблицах приводятся расчёты использования двусторонней серповидной в сечении арматуры, изготавливаемой по европейским стандартам (взамен российской с кольцевым сечением), которая обходится дешевле традиционной. Учитывая, что вес арматуры и бетона обычно соотносится примерно как 1 : 1, использование арматуры новых стандартов оказывается на 20-30% выгоднее.

Длина нахлеста для сжатой зоны бетона:

Сечение арматуры А400, мм Длина нахлеста в зависимости от марки бетона, мм
В20 (М250) В25 (М350) В30 (М400) В35 (М450)
10 355 305 280 250
12 430 365 335 295
16 570 490 445 395
18 340 550 500 445
22 795 670 560 545
25 890 765 695 615
28 995 855 780 690
32 1140 975 890 790
36 1420 1220 1155 985

Для растянутой зоны:

Сечение арматуры А400, мм Длина нахлеста в зависимости от марки бетона, мм
В20 (М250) В25 (М350) В30 (М400) В35 (М450)
10 475 410 370 330
12 570 490 445 395
16 760 650 595 525
18 855 730 745 590
22 1045 895 895 775
25 1185 1015 930 820
28 1325 1140 1140 920
32 1515 1300 1185 1050
36 1895 1625 1485 1315

Способы вязки арматуры

В большинстве случаев проще и дешевле (и не менее эффективно) скреплять элементы арматурного каркаса при помощи вязки проволокой. Приспособления для вязки арматуры могут выглядеть по-разному, вязать можно

  • Вручную, при помощи такого простого устройства, как стальной крючок с деревянной или пластиковой рукояткой. К плюсам работы крючком можно отнести его дешевизну и возможность изготовить инструмент «по руке», в соответствии со своими предпочтениями, да при том из подручных материалов (толстая, до 5 мм, в сечении проволока, сварочный электрод и т. д.) Кроме того, даже неопытный арматурщик быстро приобретает навыки вязки любыми узлами и за считанные дни значительно продвигается в производительности труда.

Из недостатков отмечают недостаточную жёсткость полученного каркаса. Но эта проблема решается вязкой арматуры непосредственно в опалубке, в этом случае каркас не нужно никуда переносить, и расшатывания конструкции не произойдёт.

  • Вязка арматуры пластиковыми хомутами не требует даже того минимального обучения, которое нужно пройти арматурщику для вязки проволокой при помощи крючка. К недостаткам же можно отнести высокую по сравнению с проволокой стоимость пластиковых хомутов, невозможность исправления крепления после неверной обвязки, абсолютный запрет перемещения конструкции из арматуры, скреплённой такими хомутами. Плюс хрупкость такой сцепки при отрицательных температурах. Кроме пластиковых ленточных хомутов при массовом строительстве, когда из имеющегося размера арматуры делаются большие партии армирующих конструкций, применяются специальные полимерные элементы в размер используемой арматуры.
Читайте также:  Травленый металлопрокат что это

Пластиковые фиксаторы

  • С помощью клещей (плоскогубцев), которыми откусывается излишки проволоки после завязывания проволочного узла, при этом скорость вязки клещами сопоставима со скоростью вязки крючком, но наблюдается значительная экономия проволоки, так как пользуются не заранее нарезанными кусками, а целой бухтой. В первую очередь из-за того, что допускается возможность вязки в одну проволоку и можно не делать петли. Из минусов – гораздо больше времени уходит на обучение по-настоящему производительной работе.
  • С помощью шуруповёрта, в который вместо биты или сверла вставлен стержень, изогнутый особым образом (тот же ручной крючок, только без рукоятки). С помощью этого устройства в 2-3 раза ускоряется процесс вязки. Кроме того, если правильно отрегулировать скорость оборотов, при максимальном натяжении проволоки она не обрывается;
  • С помощью специального вязального пистолета. Этот инструмент позволяет связывать элементы арматуры с максимальной скоростью, у опытных арматурщиков этот процесс занимает около секунды. Недостаток такого инструмента в его громоздкости, с ним не везде можно подступиться к соединяемым элементам арматурного каркаса. Кроме того, вязочный пистолет дорог и медленно окупается, применяют его только при промышленных объёмах изготовления железобетона. И им невозможно работать под дождём. Потом, для заправки в обойму требуется проволока строго определённой марки, которой может не оказаться на стройке, а проволоку, нужную по ГОСТам для обвязки арматуры толщиной свыше 2,5 мм, в такой пистолет тоже не заправить – конструктивно он для этого не рассчитан.

Узлы и скрутки

Прутки арматуры, из которых формируется горизонтальная её составляющая, или горизонтальный и вертикальный пруток, крепятся один к другому сложенной вдвое диагональной петлёй. При этом ушко, полученное путём сгиба проволоки вдвое, захватывается крючком, а сложенные вместе два свободных конца проволоки наматываются рукой парой оборотов на самый кончик крюка. Затем крюк проворачивают 2-3 раза, соединяя тем самым петлю проволоки и её свободный сдвоенный конец до того момента, пока прилегающие один к другому прутья полностью, без зазоров и люфтов, взаимно не прижмутся.

В случае связки двух горизонтальных и одного вертикального прутков арматуры петлю для связки делают крестообразной, то есть взаимно диагональной. И затягивают крючком также до полного притягивания всех трёх элементов арматурного каркаса друг к другу.

Как изготовить крючок своими руками

Чаще всего на рабочих местах сами арматурщики изготавливают крючки для вязки арматуры «под себя», в соответствии со своими предпочтениями и ориентируясь на привычную им форму инструмента или его размеры. Иногда выбор делается исходя из материала крючка: так, некоторых не устраивает излишняя мягкость электродной стали, и на крючок они пускают жало длинной отвёртки.

Для самодельного крючка на выходе металлического стержня из рукоятки делается небольшой, под углом в 10-15 угловых градусов, изгиб, а затем после 12-15 см следующего прямого участка жала делается в той же плоскости ещё один изгиб, примерно под 90⁰. Затем идёт плавное искривление (закругление), уже после которого следует немного заострённый участок (сам крючок) длиной 1,5-2 см.

Пруток берётся гладкий, без рёбер (какие бывают у прутков разного диаметра по ГОСТ 34028-2016), желательно из арматуры, на которую шла легированная сталь, для избегания коррозии прутка, поперечным сечением не более 0,5 см.

Выбор вязальной проволоки

Обвязочная проволока для скрепления между собой элементов арматуры выпускается по ГОСТ 3282-74 под общим названием «Проволока стальная низкоуглеродистая». Стандарт регулирует все её технические характеристики, включая точность параметров, механические свойства, тип, размер, цвет и прочее.

Бывает оцинкованная и без цинкового покрытия, тёмного цвета или светлая. Цвет зависит от условий отжига, снимающего с проволоки излишние напряжения в металле. Чёрная получается после простого отжига в условиях взаимодействия с кислородом воздуха на открытом пламени и появления на поверхности металла слоя оксидов и окалины. Светлая отжигается в среде инертных газов и не имеет на поверхности оксидной плёнки.

Диаметр выпускаемой по ГОСТ 3282-74 проволоки может быть от 0,16 до 10 мм без цинкового покрытия и от 0,2 до 6 мм – с покрытием.

Существует прямая зависимость диаметра проволоки для связывания арматуры с диаметром самой арматуры. Так, для прутков арматуры с диаметром не более 10 мм применяют обвязочный материал с диаметром не менее 0,8 мм. Самые же ходовые размеры сечений – от 0,8 до 1,2 мм. В многоэтажном строительстве и при возведении объёмных инженерных нежилых сооружений используют обвязочную проволоку с сечением от 1,4 до 2 мм.

Интересный факт: Опытные арматурщики предпочитают, однако, один «универсальный» размер – 1,2 мм. Просто если прутки арматуры по толщине превышают 16 мм, проволоку складывают вдвое.

Длина отрезков, которые готовят заранее, распиливая бухту обвязочной проволоки «болгаркой» — около 40 см. при сгибе вдвое получается двойной хомутик с петлёй на одной конце и двумя свободными кончиками на другом. Такая длина является самой комфортной для большинства видов и способов скрепления элементов арматурного каркаса между собой.

Источник

Поделиться с друзьями
Металл
Adblock
detector