Качественная реакция на ион металла с сульфат ионом

Сульфаты. Качественная реакция на сульфат- ион

Реактивом на сульфат-ион является хлорид бария.

Хлорид бария BaCl2 осаждает из разбавленных растворов сульфатов белый кристаллический ни в чем нерастворимый осадок сульфата бария:

Техника выполнения: к 2 каплям раствора сульфата натрия Na2SO4 добавляют раствор хлорида бария BaCl2 и наблюдают выпадение осадка.

Выводы :

1.Реактивом на сульфат-ион является хлорид бария.

2.Хлорид бария BaCl2 осаждает из разбавленных растворов сульфатов белый кристаллический ни в чем нерастворимый осадок сульфата бария.

IV. СУЛЬФАТЫ. ПРИМЕНЕНИЕ В МЕДИЦИНЕ.

1. Бария сульфат для рентгеноскопии — применяют внутрь в виде суспензии, в воде как контрастное средство при рентгенологическом исследовании пищевода, желудка и кишечника.

2. Меди сульфат,CuSO42О. Применяют иногда как антисептическое и

вяжущее средство в виде 0,25% раствора при конъюнктивитах, иногда для промывания при уретритах и вагинитах.

При ожогах кожи фосфором обильно смачивают обожжённый участок 5% раствором меди сульфата.

Меди сульфат входит в состав комплексных поливитаминных препаратов: таблеток «Квадевит», «Глуталивит», «Олиговит», «Компливит».

Малые дозы меди сульфата назначают иногда для усиления эритропоэза при анемиях.

Имеются данные об эффективности меди сульфата при лечении больных

3. Натрия сульфат2SO4 •10 Н2О (глауберова соль). Назначают внутрь в качестве слабительного средства (при пищевых отравлениях).

4. Магния сульфат MgSO4• 7Н2О (горькая соль). Используют в качестве слабительного (внутрь), желчегонного средства (внутрь или дуоденально, т.е. введение через зонд теплого раствора (зондирование).

Как спазмолитическое (и в некоторой степени антигипертензивное) средство при лечении ранних стадий гипертонической болезни, вводят в/м.

При обезболивании родов вводят в/м, иногда в комбинации с анальгизирующими средствами.

При судорогах вводят в/м.

Применяют также в качестве антидота при отравлениях солями бария (промывают желудок 1% раствором, MgSO4 или дают внутрь 20-25г в стакане воды), при отравлении Hg, As ,тетраэтилсвинцом, вводят в/в.

5. Железа закисного сульфат FeSO42О (сульфат железа II)

Для профилактики и лечения железодефицитных анемий.

FeSO4 в чистом виде применяется редко, но он является частью ряда железосодержащих комплексных препаратов (поливитаминные препараты «Глуталевит», «Компливит», «Олиговит»)

6. Цинка сульфат ZnSO42О применяют как антисептическое и вяжущее средство при конъюнктивитах, хроническом катаральном ларингите, для спринцеваний при уретритах и вагинитах. Редко внутрь как рвотное средство.

7. Квасцы KAl(SO4)2• 12 H2O (алюмокалиевые квасцы). Применяют наружно в качестве вяжущего средства в водных растворах (0,5-1%) для полосканий, спринцеваний, промываний, примочек при воспалительных заболеваниях кожи слизистых оболочек. Назначают также в виде карандашей для прижиганий

при трахоме и как кровоостанавливающее средство при порезах (при бритье).

Выводы :

1. Бария сульфат для рентгеноскопии

2. Меди сульфат,CuSO42О. Применяют иногда как антисептическое и

Читайте также:  Отделка фасада частного дома металлом

3. Натрия сульфат2SO4 •10 Н2О (глауберова соль). Назначают внутрь в качестве слабительного средства (при пищевых отравлениях).

4. Магния сульфат MgSO4• 7Н2О (горькая соль). Используют в качестве слабительного (внутрь), желчегонного средства (внутрь или дуоденально, т.е. введение через зонд теплого раствора (зондирование).

5. Железа закисного сульфат FeSO42О (сульфат железа II)

Для профилактики и лечения железодефицитных анемий.

6. Цинка сульфат ZnSO42О применяют как антисептическое и вяжущее средство при конъюнктивитах, хроническом катаральном ларингите, для спринцеваний при уретритах и вагинитах. Редко внутрь как рвотное средство.

V. TИOCEPHAЯ КИСЛОТА. ТИОСУЛЬФАТЫ.

КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ.

Если в кислородной кислоте часть атомов кислорода, или весь кислород заменить серой, то полученная кислота называется тиокислотой, а ее соли — тиосолью.

Тиосерную (серноватистую) кислоту можно рассматривать как серную кислоту, в молекулу которой один атом кислорода замещен серой:

HO O HO O

+6 +6

S S

-2 -2

HO S H — S O

Какая из них более правильна пока не ясно. Атомы серы в Н2S2О3 имеют разную степень окисления + 6 и — 2. Это следует учитывать при составлении уравнений реакций, протекающих с участием ее солей.

По силе серноватистая кислота близка к серной, но сама она неустойчива (распадается на сернистую кислоту и серу). Многие ее соли

(из которых известны лишь средние) вполне устойчивы. Как правило, они бесцветны и хорошо растворимы в воде.

Наибольшее значение имеет Na2S2O3 • 5 H2O (т.е. гипосульфит натрия) тиосульфат натрияNa2S2O3 • 5 H2O

Na — O OЗа счет атома S -2 проявляет сильные

+6восстановительные свойства.

S

-2

Na — S O

Слабый окислитель йод окисляет тиосульфат натрия до тетратионата

натрия. Na2S4O6 .Эта реакция находит широкое применение в аналитической химии, т.к. является основой одного из важнейших методов объемного анализа, называемого йодометрией.

I2 0 + 2ē → 2I — 1 пр. вос-я окислитель

2S2O3 2− — 2ē → S4O6 2- 1 пр.ок-я восстановитель

Na — O O Na-O O

S S

Na — S O S O

I2 + = + 2 NaI

Na — S O S O

S S

Источник

Лаб. 3

Раствор вещества – серная кислота

Реактив – хлорид бария

На рисунке:

левая пробирка – H2SO4

верхняя пробирка – BaCl2

правая пробирка – BaSO4

Признак реакции: выпадение белого осадка сульфата бария.

Раствор вещества – сульфат натрия

Реактив – хлорид бария

На рисунке:

левая пробирка – Na2SO4

верхняя пробирка – BaCl2

правая пробирка – BaSO4

Признак реакции: выпадение белого осадка сульфата бария.

а) серная кислота + хлорид бария

б) сульфат натрия + хлорид бария

Вывод

Обнаружить сульфат-ионы в растворах можно при помощи хлорида бария – это качественная реакция на сульфат-ионы. Выпадение белого осадка обусловлено связыванием ионов бария с сульфат-ионами, которые вместе образуют нерастворимый осадок.

1.Из приведённых формул CO3 2- , Cl — , SO4 2- , K + , I — , Br — выберите и подчеркните формулу сульфат-иона.

2.Запишите формулы сульфат-, сульфит-, сульфид-ионов.

3.Укажите НЕправильное утверждение:

в) в электрическом поле перемещается к катоду

4.Объясните причину наличия заряда 2 — у сульфат-ионов. Посчитайте число протонов и электронов в ионе.

Заряд 2 обусловлен тем, что серная кислота потеряла 2 водорода – 2 катиона – 2 частицы с зарядом +, превращаясь в сульфат ион. В сульфат-ионе 48 протонов и 50 электронов.

5.Сульфат-ионы массой 240 г были осаждены достаточным количеством хлорида бария. Рассчитайте химическое количество осадка.

Читайте также:  Чем обезжирить поверхность металла для склеивания

Источник

Урок по химии 9 класс на тему «Сульфаты. Качественная реакция на сульфат — ион»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Соли серной кислоты.

Качественная реакция на сульфат — ион.

Цели урока : систематизировать знания учащихся о солях; формировать на межпредметном уровне систему знаний о сульфатах, имеющих огромное практическое применение;

— развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы о свойствах веществ, исходя из их химического состава и строения; устанавливать причинно- следственные связи;

— формировать научное мировоззрение, способствовать расширению кругозора учащихся, совершенствовать навыки проведения химического эксперимента.

Предметные компетентности: поликультурная, самообразовательная, информационная, творческая.

Оборудование: экран; проектор; ноутбук; таблица «Растворимость кислот, солей и оснований в воде»; набор солей (во флаконах); реактивы ( H 2 SO 4 , CuSO 4 , BaCl 2 , Na 2 SO 4 , дистиллированная вода, NaOH ), пробирки.

Тип урока : комбинированный.

I . Организационный этап : (проверка присутствующих в классе; настрой учащихся на работу).

II . Актуализация опорных знаний.

Закончите уравнения возможных реакций (задание записано на доске)

Первый ученик : а) CaO + H 2 SO 4 → б) CO 2 + H 2 SO 4 →

в ) Mg(OH) 2 + H 2 SO 4 → г ) Zn + H 2 SO 4 →

Второй ученик: а) С u + H 2 SO 4 → б) С u + H 2 SO 4 →

а) Что называется кислотами?

б) К каким кислотам (по составу) относится серная кислота?

в) Водителю необходимо долить кислоту в аккумулятор. У него есть в наличии только концентрированная серная кислота. Как правильно он должен её разбавить до нужной концентрации? Почему?

г) « Нейтральный разговор» (слайд №1)

Несчастный Фенолфталеин был страстно влюблен в Щелочь, но зная её едкий характер, при встрече становился малиновым. К нему на помощь приходила Серная Кислота и он незаметно исчезал.

— Объясните исчезновение Фенолфталеина;

напишите уравнение протекающей химической реакции. (Самостоятельная работа в тетрадях).

(Вместе с классом проверяем работу учащихся у доски и самостоятельную работу)

III . Мотивация учебной деятельности .

Учитель: На моем столе находится удивительное вещество. Когда-то оно считалось «милостью божьей», символом благополучия. Но оно может и погубить живое, из-за него море может стать мертвым, на почве не будут расти растения. Вместе с тем трудно перечислить, где — бы оно не применялось… Что же, как вы думаете, находится в этой таре? (Соль)

IV . Изучение нового материала.

1) Какие вещества называются солями?

2) Тренировочное упражнение (слайд №2)

Из перечисленных веществ, выберите только соли. Что общего в этих солях?

(Все соли содержат кислотный остаток серной кислоты).

Как называются соли серной кислоты?

(Объявляю тему урока)

Общие свойства солей на примере сульфатов (опорный конспект)

Fe 2 (SO 4 ) 3 = 2Fe + 3 SO 4

б) взаимодействуют со щелочами

I вариант: CuSO 4 + NaOH →

II вариант: FeSO 4 + KOH →

в) взаимодействие с солями других кислот (демонстрация):

MgSO 4 + BaCl 2 → BaSO 4 + MgCl 2

Al 2 (SO 4 ) 3 + 3 Ba(NO 3 ) 2 → 3 BaSO 4 + 2Al (NO 3 ) 3

Учитель: Какие одинаковые ионы были в обеих пробирках? (Ионы бария и сульфат — ионы).

Читайте также:  Металлы это вещества обладающие следующими свойствами

Вывод: качественной реакцией на сульфат – ионы является их взаимодействие с ионами бария, в результате чего образуется белый осадок.

4) Экспериментальная часть (слайд №3)

(Учащиеся выполняют лабораторный опыт)

В 3-х пронумерованных пробирках содержатся: NaOH , H 2 O и Na 2 SO 4 .

Определите, в какой пробирке находится каждое из предложенных веществ.

(- действие фенолфталеина — в щелочи стал малиновый; бесцветный в воде и сульфате; — после доливания к раствору хлорид бария, выпал белый осадок в пробирке с сульфатом). Запишите уравнение реакции.

5) Применение сульфатов: (презентация, подготовленная учащимися).

Учащиеся демонстрируют презентацию, класс заполняет таблицу (таблица на доске).

Свойство, на котором основано применение

V Обобщение и закрепление знаний.

1 ) Тест на соответствие (слайд №4)

А) CuSO 4 1) гипс

Б) BaCl 2 2) сульфат голубого цвета

В) CaSO 4 · 2 H 2 O 3) нерастворимый сульфат

Г) PbSO 4 4) реактив на сульфат – ион

5) натрий сульфат

2) Игровое упражнение «Золотой ключик» (слайд №5)

Определите шифр сейфа, в котором храниться концентрированная Сульфатная кислота. Для этого перечислите (в порядке возрастания) свойства натрий сульфата.

Растворим в воде

Реагирует с барий гидроксидом

При диссоциации образует сульфат – ионы

При нагревании разлагается

Белое кристаллическое вещество.

VI Подведение итогов урока, домашнее задание:

§ 9, упр.3 (для слабых) и упр. 5(для сильных) на стр. 78

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 1061 человек из 82 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

  • Сейчас обучается 64 человека из 27 регионов

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 91 человек из 42 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДВ-411597

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ

Время чтения: 1 минута

Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году

Время чтения: 1 минута

Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года

Время чтения: 2 минуты

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Поделиться с друзьями
Металл
Adblock
detector