Фурнитура для украшений металл

Фурнитура для бижутерии: металлы, сплавы, покрытия и их особенности

Полезных при создании бижутерии ручной работы мелочей придумано много. Выбирают их по стилистике, размеру, особенностям крепления или работы встроенного крошечного механизма. И вот все внешние параметры выбора учтены, но вопросы остались. Как поведёт себя приглянувшаяся фурнитура в изделии? Не изменит ли цвет? Не потеряет ли блеск? Не сломается ли? Сколько таких «ли» смущает рукодельниц, особенно начинающих, при подборе застёжки, концевика, оправы, основы. Да что уж там, простейший пин и тот становится поводом для сомнений при покупке и горьким разочарованием на этапе сборки украшения или, что ещё хуже, в носке. Чтобы меньше разочаровываться, поговорим о разнообразии материалов, из которых изготавливается современная металлическая фурнитура. Об их весе, прочности, износостойкости и других особенностях.

Бижутерный сплав – что это?

Под термином «сплав» подразумеваются однородное вещество, получаемое при плавлении нескольких твёрдых плавких компонентов. Для ювелирных нужд используются металлы, обладающие привлекательным цветом, блеском, ковкостью, тягучестью и, что немало важно безопасностью: отсутствием вредных для живого организма реакций при самом тесном контакте с ним. Все эти характеристики присущи благородным металлам, на то они и благородные. Но высокая их цена вынуждает искать альтернативы. Именно на имитацию необходимых в ювелирном деле свойств благородных металлов, но уже по меньшей стоимости, все эксперименты с ювелирными, бижутерными сплавами и направлены.

Для таких экспериментов в той или иной степени и при соблюдении определённых условий пригодны медь, никель, алюминий, железо, олово, титан, цинк и т.д. Сочетания компонентов, сплавленных воедино в разных пропорциях, с различными добавками и позволили получить существующее изобилие сплавов. Каждый из них, объединяя свойства составляющих, обладает собственными уникальными особенностями. В каждом плюсы компенсируют минусы и наоборот. Одни сплавы обладают роскошным блеском, но при этом хрупки. Другие – простоваты на вид: быстро тускнеют, окисляются, но зато настолько гибкие и ковкие, что выдерживают без излома многократные сгибы по одному и тому же месту. Третьи – так легки, что позволяют даже большой элемент, сделать невесомым, но где требуется утяжеление они бестолковы. Четвёртые – выдерживают испытания палящим солнцем, морской водой, кремами, духами и прочей агрессивной химией. Только вот для склонной к аллергическим реакциям кожи они сами становятся жестоким испытанием.

Все поведенческие особенности любого сплава, зная его состав, нетрудно предугадать. Так, например, медь склонна покрываться окалиной при окислении, значит сплав на её основе, минимум, потемнеет со временем. Алюминий лёгок, мягок и непрочен на излом, значит облегчённую фурнитуру из алюминиевых сплавов следует поберечь от нагрузок и царапин. Проблема в том, что состав своего фирменного ювелирного сплава, любой более-менее стоящий производитель держит в секрете. А от нестоящих и вовсе любых сюрпризов ожидать можно.

Сразу скажем, что без лабораторного химического анализа определить точный состав сплава невозможно. Но при внимательном рассмотрении кое-какие тайны секретного состава приоткрываются:

  • Преобладание олова в составе сплава выдаёт серовато-тусклый оттенок. Оловянная фурнитура достаточно хрупка.
  • Тускло-красноватый отлив указывает на наличие меди. Следует ожидать изменения цвета изготовленной из медного сплава фурнитуры. Для изделий «под старину» — это достоинство, а не недостаток.
  • Желто-зелёные оттенки помогают распознать латунные сплавы (медь с цинком). Выглядят изысканно, натираются до зеркального блеска. Однако тест на аллергию перед использованием не помешает.
  • Титановые сплавы узнаются по приметной благородной серебристости и солидной цене. Цена оправдана: сочетание лёгкости со стойкостью к механическим и химическим воздействиям дорогого стоит.
  • Холодный блеск и заметная даже внешне основательность выдаёт сталь. Возможно медицинская – такой всё нипочём. Но если в стальном блеске угадываются тёмные тона, это намекает на повышенное содержание никеля в стальном сплаве. А никель тоже мощный аллерген.

Медицинская и другие нержавеющие стали

Знакомая с малых лет по блеску ложек, вилок и прочих столовых приборов «нержавейка» – это и есть абсолютный лидер среди бижутерных сплавов, используемых в изготовлении современной фурнитуры. С неё и начнём.

Уже по ложке, что несгибаемо служит десятилетиями, можно судить о качестве и сроке службы стальной фурнитуры для дамских украшений. Ложка выглядит, как новенькая, не взирая на многократные погружения в агрессивные химические среды. И ладно б только суп, её блестящему черпалу даже шипучие реакции соды с уксусом нипочём. Хоть по столу ей колоти со всей силы, она выдержит, разве что царапина останется или вмятина, но столешнице при этом тоже не поздоровится. А уж какими изящными бывают ложечки из нержавеющей стали, здесь вам и завитки, и чеканка, и золочение. И всё это по сходной цене: с ценой того же столового серебра она несравнима.

Вот и в бижутерии нержавеющая сталь востребована по тем же причинам. Жизнестойкий материал относительно недорог и, что немаловажно, безвреден для здоровья, даже в случаях тесного и длительного контакта с обнаженной кожей. Кстати, именно безопасность многие производители и продавцы стальной фурнитуры и заявляют, как одно из важнейших достоинств. Даже пишут в карточках товара или паспорте изделия «медицинская сталь». И вот тут-то, и назревают логичные вопросы. Если швенза серьги и впрямь изготовлена из того самого сплава, что на хирургических инструментах, можно ли её продеть в только что проколотую мочку уха? Не потребует ли после этого маленькая ранка большого лечения? Не испортится ли сама швенза, окислившись и потемнев? Да-да, такое иногда случается. Нержавеющая сталь, та самая, что безвредна и внешне неизменна, оказывается способной нарушить собственные правила. Впрочем, она лишь вынужденно становится следствием нарушения правил, ради повышения эстетики или снижения производственных затрат.

Нержавеющая сталь представляет собой сплав стали (железо с углеродом) и хрома. Содержание хрома обычно не превышает 11-18 %. Этого достаточно, для так называемого «легирования» – добавление примесей, присадок, улучшающих качества основного материала.

Дело в том, что железо сильно подвержено окислению. Под воздействием кислорода, что содержится в воде или воздухе оно разрушается, покрываясь коррозией. Присутствующий в составе нержавейки хром – тоже вступает в реакцию с кислородом и тоже покрывается слоем окислов. А хитрость в том, что плёнка хромового окисла незаметна глазу, но непроницаемо устилая стальную поверхность она исключает контакт железа с окислителями, тем самым защищая его от коррозии.

Марок используемой в различных отраслях хозяйства и промышленности нержавеющей стали много. Все они, в виду разных примесей и их процентного соотношения, разнятся характеристиками веса, прочности, ковкости и т.д.

На бижутерные нужды пригодны те же сплавы, что используются и в медицинских целях: нержавеющая сталь с маркировкой AISI 304, улучшенная её версия AISI 316 и т.п. Однако, «медицинский сплав» и «бижутерный сплав» понятия не всегда синонимичные. Производители нередко экспериментируют со своими собственными рецептами нержавеющих сплавов для фурнитуры, добавляя в них, например, никель, титан, молибден и другие легирующие компоненты, что придают готовым изделиям дополнительную прочность, гибкость, декоративность.

Так, к примеру, никель служит великолепным отвердителем и одновременно усиливает сияние. Изделия из такого сплава отличает дорогой блеск. Но примерно пятая часть населения земного шара страдает аллергическими реакциями на никель. Тяжелый случай от колечка или серёг вряд ли наступит, но зудящая сыпь весьма вероятна.

Потому полагаться, что вся нержавеющая сталь бижутерных сплавов одинаково «медицинская», всё же не стоит.

Не редка для стальной бижутерной фурнитуры и нестандартность цвета. Серебристость нержавеющей стали порой имеет оттенок, а то и выраженный цвет. Причиной тому могут быть, как окрашивающие примеси в составе сплава, так и PVD-покрытие (Physical Vapour Deposition). Первый случай может таить в себе нехарактерные для нержавейки сюрпризы, такие, как изменение цвета со временем с симпатичного на невзрачный. Второй – достаточно дорогая ювелирная технология, что помимо красивого цвета дарит стали дополнительную защиту от внешних воздействий и существенно увеличивает цену готового изделия.

Читайте также:  Тумба под токарный станок по металлу

Обобщая выше сказанное, добавим, что фурнитура и нержавеющей стали действительно незаменимая. Её ценят за:

  • Прочность;
  • Износостойкость;
  • Упорство к деформации (колечко из качественной нержавеющей стали нельзя растянуть или сжать и даже тонкая подложка кристалла или броши не согнётся при малейшем усилии);
  • Постоянство цвета и блеска
  • Доступную цену.

Фирменная фурнитура, произведённая именитыми брендами, отвечает всем ожиданиям, правда и стоимость её несколько выше. А вот та, что подешевле, без громкой славы и проверенной репутации, оставляет за собой поправку на особенности нержавеющей стали полукустарного расплава. Она может оказаться излишне хрупкой, или внезапно потемнеть. Если сталкиваетесь с незнакомым производителем, а продавец не может предоставить сертификатов, то есть смысл тестировать купленный на пробу элемент сомнительной фурнитуры, а уж потом строить на него дальнейшие стальные планы.

Бижутерные сплавы без претензий

О составе такого сплава можно лишь догадываться. Например, по цвету. Так, недорогая фурнитура «под золото», то есть золотистого, хоть и весьма мишурного, цвета изготавливается зачастую из сплавленных воедино меди, цинка и латуни. В зависимости от преобладания одного из компонентов, тон её варьируется от холодной желтоватости до красноты червонного золота.

Кстати, присутствие меди наделяет сплавы не только оттенком, но и характерной для металла высокой пластичностью. Сильный и стойкий блеск может указывать на присутствие в сплаве сурьмы. А вот излишняя мягкость, тускловатость и лёгкость выдаёт алюминий.

Да-да, прочность, точней её отсутствие, тоже иногда определяется первым же тактильным контактом с копеечной побрякушкой. Нехитрые вещицы, на которых нет ни клейма производителя, ни вообще намёка на хоть сколько-то серьёзное производство, запросто можно смять, чуть сжимая в пальцах, разорвать или переломить без особых усилий. Эти признаки выдают низкосортный силумин (silumin) – алюминиевый сплав с добавлением кремния для прочности.

В зависимости от количества и качества присадок, силумин бывает и вполне надёжен, о чём говорит использование его в сантехнике, производстве недорогой, но качественной и безопасной посуды. Согласно международной системе силумин имеет общепринятую маркировку ИСО, её наличие уже указывает, что сплав соответствует принятым стандартам прочности и надежности. Есть и другие опознавательные символы. Так, если имеется аббревиатура АК-15, АЛ-9 и т.д., то она содержит в себе начальные буквы названий компонентов сплава (алюминий-кремний, алюминий-литий) и их процентное соотношение: дополнительного компонента в первом случае 15, а во втором 9%.

В неприлично дешёвой же бижутерии и фурнитуре используется силумин, производители которого ГОСТами и прочими нормативами сильно не заморачивались. Оттого сплав зачастую пористый, хрупкий. Изделия из него быстро покрываются неряшливым налётом, а, в случае поломки, ремонту не подлежат. В частности, такой сплав совершенно не поддаётся пайке. Ни один ювелир за такой ремонт точно не возьмется. Да и смысл? На стоимость ремонта можно купить с десяток новёхоньких побрякушек.

Однако, изделия из силумина, даже из самого некачественного, прочно занимают свою нишу на рынке фурнитуры. Низкая стоимость делает их отличным учебным материалом, подходящей фурнитурой для изделий однодневок, например, таких, что подбираются под карнавальный костюм и дальнейших планов на их ношение нет.

Кстати, силуминовая фурнитура бывает весьма прочной и выглядит тоже достойно. Но вот какая хитрость, на такой фурнитуре производитель, зная о несерьёзной бижутерной репутации силумина, старается вместо честного конкретного «silumin» написать общее нейтральное: «alloy».

Alloy и другие обозначения-подсказки в сплавах

Упомянутое выше понятие Alloy с английского языка так и переводится «сплав». Именно благодаря этому словечку недорогую бижутерию и фурнитуру к ней на специализированном сленге именуют «аллой».

Кстати, есть и менее распространённый и тоже иноязычный синоним.

  • Szpeat (польск.) – означает всего лишь «смесь», но больше используется, как разговорное: по-русски звучит, как «шпиатр» или «шпиат». Вообще же, пришло словцо из лексикона ювелиров XIX века: так называли в основном ставшие дешёвыми аналогами бронзы цинковые сплавы, используемые в художественных промыслах.

Составить представление о прочности, гибкости, цветовой стабильности и других «аллойных» качествах помогает знание наиболее часто встречающихся в карточках товаров и паспортах изделий обозначений:

  • Metal Alloy – достаточно обобщённое понятие, так помечают металлические бижутерные сплавы. В составе их всё, что угодно: медь, алюминий, сурьма, олово и т.д.
  • Zink (Metal) Alloy – а вот это уже более конкретное обозначение. Помимо обобщенного «металлический сплав» оно указывает и на основной компонент, в данном случае Zink – цинк. По аналогии указываются и другие возможные основы сплава:

Gold – золото (в бижутерных сплавах преобладание столь благородного металла маловероятно, но намёк на то, что он есть в покрытии весьма возможен).

Silver – серебро. А вот его содержание, хоть и небольшое, в бижутерном сплаве не редкость.

Titanium – титан.

Copper – медь, она-то, как раз, входит в состав если не каждого, то большинства бижутерных сплавов.

— Nickel – никель, тоже популярный компонент, хоть не всегда желательный, а в ряде стран и вовсе запрещённый. Потому упоминается чаще его отсутствие, а не присутствие:

Nickel free – пометка означает «без никеля».

Lead free – а эта «без свинца», что тоже давно признан вредным для здоровья.

Iron – железо, редко упоминается, чаще оно представлено сталью (Steel).

  • surgical steel — хирургическая сталь, на которой стоит поставить акцент: та самая, что в медицинских серьгах для прокола ушей, и с гарантией полного отсутствия аллергических реакций
  • Brass – так обычно помечают медные сплавы с цинком или латунью.
  • Plated – а эта пометка может стоять на сплаве любого состава, но запомнить её не лишне. Она указывает на стойкое покрытие, что, во-первых, защищает само изделие, а во-вторых, нейтрализует возможное вредное воздействие компонентов сплава.

Титановые сплавы

Начнём с того, что отыскать титановую фурнитуру для бижутерии в выкладках недорогого товара невозможно. Титан не относится к благородным металлам, пробу на него не ставят. Но ювелирные изделия из титана дорогостоящие и другими быть не могут. Очень уж хлопотен металл в обработке. Не всякий опытный ювелир за него берётся и сейчас. А до 90-х прошлого столетия в нуждах красоты его вообще не использовали, всё больше в сложной технике, космические корабли включительно.

Но хлопоты по обработке титана оправданы. Первыми похлопотать удосужились часовщики, получив изумительно лёгкие, долговечные и красивые корпуса. Опыт переняли ювелиры. А уже потом изделия из титановых сплавов стали понемногу появляться и на рынке фурнитуры, становясь всё популярней.

При маленьком удельном весе, металл отличает высокая прочность: почти вполовину легче и втрое прочней стали. Титановые изделия называют вечными. Без вмятин, царапин, потемнений, помутнений при ежедневной носке в любых условиях. Металл не вызывает аллергических реакций. Случаи аллергии на золото и серебро хоть редко, но фиксируются, на титан – нет. Сам по себе холодного серебристого тона титан при оксидировании окрашивается в богатую палитру сияющих цветов-металлик. Даже небольшой процент титана в бижутерном сплаве заметно улучшает его, наделяя в той или иной степени всеми ценными титановыми качествами.

Недостатка у изделий из титановых сплавов только три. Первый – дороговизна. Если фурнитура стоит недорого, будьте уверены, титана там нет. Второй – большая редкость: титан только начинает завоёвывать рынок украшений. Третий – множество подделок. Добрая слава о титане всё громче, и под эту лавочку недобросовестные коммерсанты норовят подсунуть всё, что угодно. Так что, если уж решитесь выложить приличную сумму на приобретение титаносодержащей фурнитуры, делайте это там, где вам предоставят сертификаты.

Читайте также:  Лом черного металла гост 2787 75

Медные сплавы

Медь неспроста стала первым металлом, покорившимся человеку. Красив, пластичен, устойчив к коррозии, легок в обработке и, в виду пока ещё приличных мировых запасов, не дорог к тому же. В современных украшениях медь в чистом виде практически не встречается. Металл очень мягкий и лучше всего его свойства раскрываются в сплавах, где в качестве лигатуры используют цинк, никель и другие компоненты.

Красноватый оттенок и способность покрываться благородной патиной – первейший отличительный признак любого медного сплава. А вот по прочим свойствам медные сплавы (коих среди бижутерных абсолютное большинство) сильно разнятся. Рассмотрим самые популярные из тех, что применяются для изготовления бижутерии и фурнитуры к ней.

  • Бронза в классическом варианте представляет собой высокопрочный сплав меди с цинком, но для бижутерных нужд классический вариант не подходит. Наиболее востребована так называемая «алюминиевая бронза» из названия уже ясно, что основной лигатурой выступает алюминий, он же делает изделие легче.

Из достоинств такого сплава можно назвать тёплый золотисто-желтый оттенок. Новенькое изделие способно действительно сиять, хоть и не зеркально, но достаточно ярко. Однако, не рассчитывайте, что заводское сияние сохранится на века. Как и для всех медных сплавов окисление, и, как следствие, потемнение неизбежно. Из существенных недостатков алюминиевой бронзы склонность к царапинам.

  • Мельхиор – многокомпонентный сплав, где медь (70-80 %) разбавлена никелем (20-30 %), основной состав дополняют добавки железа, марганца, нередко серебра.

Прочный твёрдый тяжелый сплав отличает внешнее благородство: похож на серебро. Кстати, мельхиор – это по-нашему, а за пределами бывшего СССР сплавы аналогичного состава так и называют «немецкое серебро» (German silver). Почему именно немецкое? А потому что «серебряные» монеты из мельхиора именно в Германии чеканили. Но любим сплав повсеместно за то, что позволял заполучить украшения, которые выглядели дороже, своей стоимости. Оттого-то у европейцев бытует и другое его название «серебро для бедных». Из недостатков сплава, некрасивый тёмный налет, коим он моментально обрастает. Но налет этот легко чистится. Так что в придачу к мельхиору покупают сразу и средства по уходу за ним. В домашних условиях используют аптечный раствор нашатыря. При надлежащем уходе изделия служат долго.

  • Нейзильбер –название переводится как «новое серебро», по сути же, это тоже сплав меди с цинком и никелем. По внешнему виду напоминает мельхиор, с ним его частенько и путают.

Однако в оттенке нейзильбера чуточку больше желтизны (возможны отклонения в синеву и зелень). В сравнении с мельхиором сплав менее прочен и много дешевле, что обусловлено существенной разницей в пропорциях компонентов: меди в нём меньше, всего около 40%, примерно 45% составляет цинк и приблизительно 15% — никель. Отсюда и высокая вероятность аллергических реакций. Изделия из нейзильбера следует беречь от воздействия влаги. Хранить лучше в закрытой шкатулке, что замедляет процесс окисления и потемнения. Очистить можно опустив в раствор соды, поташа или в бензин. Часто сплав используется как основа для стойких покрытий, включая серебрение и золочение – с такими изделиями хлопот меньше.

  • Альпак– в данном случае это не про шерстеносных мозолистоногих, а про улучшенную мексиканскую версию предыдущего сереброподобного сплава. В украшениях из тех мест возможно даже разглядеть производственное клеймо «Alpaca» либо «Alpacсa»: оба варианта корректны, видать просто не договорились о единых правилах написания.

В составе альпака около 60% меди, 20% никеля, 20% цинка. А 5% добавка олова придаёт сплаву сероватый оттенок, дополнительную лёгкость и пластичность. Тоже темнеет, и тоже быстро, но патина выглядит эстетично.

  • Латунь – а этот сплав меди с цинком имитирует не серебро, а золото. О чём говорит англоязычное название сплава «yellow brass» – желтая медь. Золото сплав напоминает не только тёплым своим сиянием. Свойства латуни марок Л68 или Л62 настолько близки к тем, что демонстрирует золото 583 пробы, что сплав становится подходящим тренировочным материалом при обучении ювелиров.

За долгий срок службы прочного устойчивого к коррозии сплава его называют «вечный металл». В отличие от бронзы, латунь более мягкая, в виду чего легче обрабатывается, и более стойкая к агрессивным воздействиям, таким, как солёная морская вода. А в сравнении со сталью, латунь более тяжелая.

Марки латуни, собственно, и различаются содержанием в ней цинка (от 5 до 45%) и дополнительных присадок, возможны и весьма вредные, такие как висмут и мышьяк, так что латунная фурнитура от непроверенного производителя чревата неприятными сюрпризами.

Количество цинка варьирует свойства латуни: чем его больше, тем сплав прочней, без потери пластичности. Но, в то же время, если количество цинка превышает 20%, то слухи о «вечности металла» становятся сильно преувеличенными: такой сплав подвержен коррозийным трещинам, особенно при высокой влажности, контакте с аммиачными испарениями.

Количество в сплаве цинка возможно определить по цвету латуни: если цинка меньше 20% цвет сплава яркий золотистый, оранжево-красноватый, приглушенно-желтые оттенки указывают, что цинка 20-36%, а зеленоватый оттенок говорит о высоком содержании цинка – от 36% и более.

Благодаря обилию марок латунь служит универсальным сплавом, применяемым в различных сферах. Из латуни делают музыкальные инструменты и сантехнические детали, её успешно используют в электронике и оформлении интерьеров. В бижутерии же ценится и то, что латунь позволяет отливать сложные детализованные формы. Такая фурнитура красива и долговечна даже без гальванического покрытия. Покрывается благородным слоем зеленоватой патины и выглядит, как музейная редкость. При регулярной чистке патинирования легко избежать. Существуют специальные пасты, для чистки латуни. В домашних же условиях используют смесь муки с солью в равных пропорциях, доведённую до кашевидной консистенции столовым раствором уксусной кислоты.

Покрытая слоем позолоты латунь внешне схожа с благородным металлом. Правда по весу, хоть и достаточна тяжела, золоту она всё же уступает, как уступает и ценой. От золота, латунь, в общем-то, отличить несложно. Латунь часто притягивается магнитом, на керамической поверхности оставляет за собой серую, а не желтую черту, цвет её менее насыщен, блеск – менее выражен. Но, кстати, покрытия латунь держит лучше прочих сплавов, так что под слоем золочения дилетант отличит её от золота лишь по отсутствию пробы. Так же надежно латунь удерживает гальванические покрытия: хромирование, никелирование и так называемую «античную бронзу».

  • Томпак (либо томбак от франц. Tombac). Используется достаточно давно, потому имеет и другие названия: симилор, ореид, хризохалк, хризоин, принцеталл. По сути же, это одна из самых декоративных разновидностей латуни, в составе которой цинк не превышает 10%. Сплавы с более высоким содержанием цинка (до 30%) относят к полутомпакам.
  • Оловянные сплавы серебристоепо цвету олово отличает лёгкость, устойчивостьк коррозии и нетоксичность. Однако, сам металл ломкий и тугоплавкий, что требует лигирования компонентами, компенсирующими этот недостаток. Среди оловянных сплавов в бижутерном деле используются так называемые пьютеры.

Для пьютеров (сплавов олова с сурьмой, висмутом, медью, иногда свинцом) характерна эстетичность и лёгкость полировки. Медь придаёт таким сплавам пластичность, алюминий прочность, а сурьма добавляет яркости. По внешним качествам чуть матовые изделия, напоминающие платину и белое золото великолепны, именно из них часто делают убедительные реплики знаменитых драгоценностей. Но из-за вредоносных примесей пьютеры в ряде стран также относятся к запрещённым в бижутерии сплавам. Ещё один из недостатков пьютеров – склонность к так называемой «оловянной чуме». Низкие температуры провоцируют на поверхности пьютерных сплавов серые пятна и последующее разрушение, вплоть до рассыпания в порошок. При сильном (ниже -30 градусов) морозе это происходит быстро. Химическая обработка поверхности или покрытие декоративной эмалью проблему смягчают, но бережного отношения изделия из оловянных сплавов всё же требуют.

  • Тибетское серебро – одна из популярных ныне мистификаций к историческому тибетскому серебру, да и к серебру вообще, не имеет никакого отношения. Хотя на созданные в старину на Тибете украшения нынешняя бижутерия и фурнитура действительно похожа. На самом же деле в составе этого якобы дорогого сплава всё те же медь, латунь и цинк. В зависимости от пропорций цвет сплава варьируется от желтого до червонно-красноватого.
  • Безымянные никельсодержащие сплавы –во многих странах содержащие никель бижутерные сплавы официально запрещены. Но на нашем рынке львиная доля недорогой фурнитуры делается именно из них.
Читайте также:  Азот металл или неметалл химия

Состав таких сплавов непредсказуем, в нём можно встретить всё: от железа до алюминия. Ломкость и потемнение отличительный признак такой фурнитуры, но низкая стоимость делает её всё же востребованной. Чтобы придать сомнительному сплаву хоть какую-то поднимающую цену заманчивость предприимчивые коммерсанты иногда звучно именуют их «монель».

Монель – это действительно никельсодержащий сплав и достаточно уважаемый. Но фурнитуру для бижутерии из него не делают. В виду высокого содержания никеля, а также железа, марганца и других упрочняющих его присадок, сплав сложен в обработке. Используют его для изготовления прочных молний, заклёпок и другой усиленной фурнитуры для верхней одежды, сумок и т.п. Бижутерные же нужды такой прочности не требуют.

Покрытия бижутерных сплавов

Как и ювелирные сплавы, бижутерные сочетают с покрытием. В зависимости от состава и способа нанесения покрытие и упрочняет, защищает, декорирует изделие. Причём, некоторые виды покрытий могут успешно выполнять все эти функции одновременно.

Родирование

Самое эффектное и дорогое покрытие, что неудивительно. Ведь используется металл платиновой группы, к тому же самый редкий из всех, что добываются из недр Земли. Родиевый слой наносят даже на изделия из благородных металлов, нисколько не умаляя их ценность. Золотые изделия он защищает от царапин, серебряные от потемнения, в изделиях с драгоценными камнями он усиливает блеск, сказывающийся на преломлении света. В случае с родированной фурнитурой всё то же, но в эконом варианте. Однако, эконом – это лишь в сравнении с ювелирными изделиями, а вот среди бижутерии родированные изделия одни из самых дорогих.

Родий – 45-й элемент из периодической таблицы. Название своё получил от греческого ροδον – роза. Дело в том, что в самородном растворе платины он представляет собой ярко-розовый порошковый осадок. В серебристо-белый очень блестящий, не тускнеющий со временем, и очень тяжелый металл он превращается после прокатки под воздействием водорода.

Сам металл для ювелирных изысков непригоден в виду высокой твёрдости, сочетающейся с высокой хрупкостью. Справиться с такой неподатливостью, придавая родию форму, а уж тем более изящную, не всякому левше по силам. Ведь пластичность и то относительную, металл приобретает только при нагревании, а температура плавления у него 1 960 °C (для сравнения у золота этот показатель 1064,18 °C).

Родий – металл химически инертный, то есть он не вступает ни в какие реакции, а значит не способен, окислившись, потемнеть или вовсе разрушиться под воздействием агрессивной химии. Как не способен он и вызвать аллергию. Золото, к слову сказать, вопреки досужим домыслам, тоже химически инертно и аллергеном быть никак не может. Если же золотой браслет или цепочка стали причиной сыпи, отёка и прочих неприятностей, то дело не в золоте, а в его низкой пробе. Проба – это ничто иное, как указание: сколько содержится золота в грамме золотосодержащего сплава. Самая высокая для ювелирных изделий 985 проба указывает на то, что 1 гр сплава содержит 985 мг золота. А вот так называемое «белое золото» изрядно разбавлено серебром, а то и провоцирующим аллергию никелем. Покрытие родием «белого золота» и других аллергически активных сплавов, действие аллергена блокирует.

Все перечисленные свойства родия и служат улучшению внешнего вида изделий, повышению их прочности, износо- и термостойкости.

Как получают родиевое покрытие?

Тонкий родиевый слой (0,1 – 0,25 мкм) наносится на готовое изделие гальваническим способом. Обезжиренное изделие помещается в заполненную водным раствором солей родия гальваническую ванночку и подвергается действию электрического разряда. В процессе электрохимической реакции родий плавится и обволакивает сплав. Причём, в зависимости от состава солей родия, покрытие может принимать не только белые металлические оттенки, а более мощное электровоздействие делает его темнее, вплоть до чёрного. Чтобы увеличить толщину декоративно-защитного слоя процедуру повторяют несколько раз. Чем слой толще, тем защитные и декоративные свойства его выше, а соответственно и дороже изделие.

Насколько устойчиво родиевое покрытие?

Увы, но покрытие – всего лишь покрытие, и оно не вечно. Нарушения технологии, например, недобросовестное обезжиривание, чреваты быстрым схождением родиевого слоя. А если он сошел, хотя бы частично, то те же аллергические реакции, на выступивший из-под защитного слоя сплав, уже возможны.

Даже качественное родиевое покрытие неустойчиво к трению. Так, на кольцах, застёжках, цепочках и других элементах, что постоянно и достаточно жестко трутся о кожу или ткань, слой родия начинает стираться за год-полтора. На ювелирных изделиях родирование регулярно подновляют.

Сравнительно недорогую бижутерию подвергать такой процедуре постоянно нерентабельно. Проще беречь её от трения, воздействия агрессивных сред: моем руки, идём в душ, ныряем в море или хлорированный бассейн – снимаем украшения, не трем, тем более абразивами, исключаем контакты с кремом, духами и пр. В этом случае родированная фурнитура остаётся неизменно блестящей несколько лет, а то и десятилетий.

Позолота и серебрение

Нанесение таких покрытий на элементы бижутерной фурнитуры чаще всего осуществляется в той же гальванической ванночке. В отличие от родия, покрытия тонким слоем золота и серебра менее стойкие, в виду меньшей стойкости самих металлов. Однако, от потускнения они защищают, а позолота ещё и блокирует возможные аллергические реакции на сплав.

Но помним, что сами эти достаточно нестойкие покрытия тоже нуждаются в защите. Золочёные и посеребрённые украшения хранят в отдельных мягкостенных футлярах. Для очистки их и протирания используют ватный диск или мягкую салфетку, в качестве моющего средства при сильном загрязнении можно использовать нашатырный спирт или щадящее средство для мытья посуды.

Элоксал (eloxal)

Тоже вид гальванического покрытия, но уже без благородных металлов. Само слово «элоксал» можно расшифровать, как «электролитом окисленный алюминий». В покрытии используются создающие пористый слой частицы алюминия и оседающий в порах серебристый или золотистый краситель.

Такое покрытие, особенно то, что исполняется по запатентованным технологиям известных бижутерных брендов, достаточно стойкое, более стойкое, чем золочение. И более дешёвое. Помимо яркого блеска, имитирующего сияние золота и серебра, фурнитура приобретает большую устойчивость к окислению, проще говоря она не темнеет. Царапин покрытие побаивается, а вот к воздействию воды, включая морскую, покрытие достаточно устойчиво.

Лаковые покрытия

Прозрачный слой лака позволяет защитить фурнитуру из недорогих сплавов от вредных воздействий воздуха и влажности. Фурнитуру из недорогих склонных к потемнениям и коррозии сплавов нередко покрывает лаком уже сам производитель. На непокрытую – нанести такое защитное покрытие нетрудно и самостоятельно, в домашних условиях.

Самый известный из пригодных для этого прозрачный или пигментированный лак Цапон (Zaponlack), в основе которого жидкий раствор нитроцеллюлозы. Тщательно нанесённый и хорошо просушенный (не менее 3-х часов) лак позволяет создать достаточно долговечное покрытие. Однако, не исключено, что бижутерный сплав отреагирует на контакт с лаком изменением цвета. Потому, перед нанесением на всё изделие или элемент фурнитуры рекомендуется попробовать на небольшом участке.

Источник

Поделиться с друзьями
Металл
Adblock
detector