Фонд металла государственного исторического музея

Содержание
  1. 10 шедевров «особой кладовой» Исторического музея (ФОТО)
  2. 1. Брошь. Петербург, 1880-е
  3. 2. Брошь. Москва. Кон. XIX в.
  4. 3. Брошь. Москва. 1890-98гг
  5. 4. Украшение для головного убора, г. Архангельск, XVII в.
  6. Отдел драгоценных металлов
  7. Заведующий отделом
  8. Подборка видео
  9. Статьи в блоге
  10. Отдел оружия
  11. На карантине: как Государственный исторический музей готовится к новому сезону
  12. Любовь Карась
  13. Почти полтора столетия на Красной площади стоит здание Исторического музея, в котором собраны уникальные памятники истории и культуры. Его фонд насчитывает более 5 млн объектов. И несмотря на то, что пока музеи закрыты для посетителей, они продолжают активно работать. Т&P побывали в отделе реставрации фондов музея в Измайлово и пообщались с реставраторами и научными сотрудниками об особенностях их профессии и специфике работы с разными материалами — от металла до тканей.
  14. Ольга Лантратова
  15. Как работают реставраторы
  16. Екатерина Воронина
  17. Елена Москвина

10 шедевров «особой кладовой» Исторического музея (ФОТО)

Евгений Борисов/Государственный Исторический Музей

В 1905 году в московском Историческом музее была создана «Особая кладовая» — фонд драгоценных металлов. В нем хранится более 27 тысяч предметов: личные вещи царей и членов царской семьи, драгоценности, награды, церковная утварь и иконы в золотых и серебряных окладах. Многие из этих изделий не только представляют уникальную историческую ценностью, но и являются шедеврами ювелирного искусства мирового значения. Среди них работы лучших мастеров — ювелирных фирм «Фаберже», «Болин», «Сазиков», «Хлебников», «Овчинников» и других, которые выполняли заказы для царской семьи и высокопоставленных особ. Также в фонде есть работы и именитых европейских ювелиров.

Вот некоторые шедевральные изделия из кладовой, выполненные из благородных металлов и драгоценных камней.

1. Брошь. Петербург, 1880-е

Евгений Борисов/Государственный Исторический Музей

2. Брошь. Москва. Кон. XIX в.

Евгений Борисов/Государственный Исторический Музей

3. Брошь. Москва. 1890-98гг

Евгений Борисов/Государственный Исторический Музей

4. Украшение для головного убора, г. Архангельск, XVII в.

Евгений Борисов/Государственный Исторический Музей

Источник

Отдел драгоценных металлов

Заведующий отделом

Подборка видео

Статьи в блоге

Годом организации Отдела драгоценных металлов Исторического музея можно считать 1905 г., когда было принято решение о создании Особой Кладовой–сейфа–хранилища для предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней. К коллекциям мирового уровня по художественным достоинствам и исторической значимости относится собрание памятников русского золотого и серебряного дела XI–XX вв. Эта коллекция рисует полную картину развития ювелирного искусства в 50 художественных центрах России и 20 центрах, входивших в состав СССР. Отдельно необходимо отметить собрание предметов светского и церковного характера с владельческими и церковными надписями и собрание жалованной серебряной питьевой посуды XVII–XVIII вв.

К числу уникальных относится собрание мелкой пластики XI–XVII вв., икон и богослужебных книг в драгоценных окладах XVI–XVII вв., церковных сосудов, утвари и осветительных приборов. Особый интерес представляет богатейшее собрание работ русских ювелиров «серебряного века», в котором полно и разнообразно отражена деятельность всемирно известных фирм «Фаберже», «Болин», «Сазиков», «Хлебников», «Овчинников» и др.

Менее известной, но от этого не менее ценной, является коллекция работ европейских мастеров. В ней представлены подлинные шедевры немецкого, английского, французского, нидерландского, итальянского, шведского и другого ювелирного искусства XVI — начала XX в. Среди коллекций памятников среброделия Восточной Европы и стран Балтии особо выделяется собрание ювелирного искусства Польши — одно из крупнейших в мире. Уникальные образцы христианского искусства XI–XIII вв., а также интереснейший этнографический материал содержит раздел, представляющий ювелирное искусство Кавказа, Закавказья и Средней Азии.

Источник

Отдел оружия

Описание фонда и избранные произведения Условия посещения

Собрание именного оружия представляет особую ценность в коллекции, одна из «жемчужин» которой — палаш М.В.Скопина-Шуйского, получившего его в награду в 1610 г. после победы над самозванцем Лжедмитрием II. Это один из самых ранних сохранившихся русских палашей.

Читайте также:  Торги по покупке металла

Историческую значимость имеет коллекция жалованных сабель ХVIII в. — оружие, вручавшегося казакам как государственная награда за верную службу. В этой коллекции хранится сабля походного есаула Донского казака Андрея Ешпрекова, пожалованная ему императрицей Екатериной II в 1777 г.

Одной из самых почетных наград за подвиги на поле боя являлось

В коллекции представлены серебряные Георгиевские трубы, считавшиеся воинскими регалиями, полковыми святынями в российской армии.

Подлинным шедевром собрания отдела является сабля графа А.И. Чернышева. К музейным раритетам относятся сабля императора Наполеона, морской палаш короля Швеции Карла Юхана XIV, жезл маршала Л.Н. Даву и дуэльный набор генерала Виктора Леопольда Бертье.

В собрании имеются образцы оружия с различными механизмами воспламенения заряда: фитильные, колесные, кремневые, капсюльные, оружие под унитарные патроны — шпилечные и с капсюлем центрального воспламенения. Особенность коллекции состоит в том, что в ней представлено много оружейных памятников с оригинальными конструкторскими решениями, позволяющими проследить развитие инженерной мысли в оружейном деле на протяжении нескольких веков. В собрании представлено искусство немецкой, французской оружейной школы, изделия испанских оружейников.

Особое место в коллекции занимают дуэльные и целевые пистолеты французских, английских, австрийских, чешских, бельгийских и русских мастеров.

Отдел оружия хранит замечательную коллекцию восточного оружия, и, прежде всего, турецкого. В ней представлены щиты, сабли, кинжалы, ятаганы, ножи, пистолеты, ружья XVII-XIX вв. Особую ценность представляет турецкий щит «калкан» ХVII в.

Источник

На карантине: как Государственный исторический музей готовится к новому сезону

Любовь Карась

Почти полтора столетия на Красной площади стоит здание Исторического музея, в котором собраны уникальные памятники истории и культуры. Его фонд насчитывает более 5 млн объектов. И несмотря на то, что пока музеи закрыты для посетителей, они продолжают активно работать. Т&P побывали в отделе реставрации фондов музея в Измайлово и пообщались с реставраторами и научными сотрудниками об особенностях их профессии и специфике работы с разными материалами — от металла до тканей.

Реставрационные мастерские Государственного исторического музея расположены в Измайлово. Здесь работают реставраторы, специализирующиеся на разных видах изобразительного и искусства. В структуру отдела реставрации фондов Исторического музея входит сектор технико-технологической экспертизы. Основная задача сектора — предреставрационные исследования материалов музейных предметов, поступивших на реставрацию.

Ольга Лантратова

Заместитель заведующего отделом реставрации фондов, к.х.н.

Наши основные цели исследований следующие:

1. Изучить природу материалов — химический состав, структуру
2. Определить степень сохранности, причины и виды разрушений
3. Выявить наличие предыдущих вмешательств

Проведение подобных исследований позволяет нам выбрать оптимальные материалы и методы консервации и реставрации памятников, дать рекомендации по условиям их хранения и экспонирования. Одновременно они могут помочь в вопросах реконструкции музейного предмета, его атрибуции, а также пополнить базу данных о существовавших в разные времена материалах и технологических приемах.

Исследования материалов проводятся исключительно естественно-научными методами. Некоторые из них мы осуществляем совместно с коллегами из Российской академии наук . Вот основные доступные нам методы:

Микрохимия, гистохимия, термический анализ

Различные виды оптической микроскопии

ИК-спектрометрия органических и ряда неорганических соединений

Сканирующая электронная микроскопия и энергодисперсионная рентгеновская спектроскопия (Аналитический центр Института общей физики РАН)

Особенно важна подобная работа для археологических, часто сильно разрушенных, предметов. Так, например, природу остатков текстиля из почвы без специальных микроскопических исследований морфологии волокон невозможно идентифицировать. Для сравнения мы используем коллекцию эталонных текстильных волокон.

Эталонные волокна шерсти

Полученные результаты обобщаются в развернутых заключениях, снабженных доказательными материалами — фотографиями, спектрами и таблицами.

Хотелось бы отметить, что в последние годы существенно возросли требования к профессиональной подготовке реставраторов и, следовательно, к реставрационной документации (реставрационным паспортам), которая должна содержать результаты химико-технологических исследований материалов реставрируемых предметов. Поэтому сильно увеличилась потребность в такой работе .

ГИМ — один из двух музеев Москвы, имеющих лабораторию технико-технологической экспертизы

Как работают реставраторы

В одной из мастерских отдела реставрации идет работа над ценнейшими книжными памятниками, возраст которых насчитывает не одну сотню лет. Одни специалисты работают с переплетами, другие — с бумагой. Этот материал интересен нашей собеседнице, реставратору Екатерине Ворониной.

Читайте также:  Высота штабеля листов металла при укладке подкрановым рабочим не должна превышать

Екатерина Воронина

Художник-реставратор

Я попала в реставрационную мастерскую почти пять лет назад, еще будучи студенткой факультета истории искусств РГГУ. Своей специализацией выбрала бумагу: меня с детства привлекали старинные рукописи, книги и искусство иллюстрации. Это ведь удивительно — брать в руки вещи, которым более 100 лет, в буквальном смысле держать историю в своих руках .

Осознание того, что я помогаю сохранить исторические памятники для будущего, воодушевляет

Одним из самых старых экспонатов, который попадал мне в руки, была первопечатная Библия Франциска Скорины 1517 года издания. У нее было очень много утрат, и она практически разваливалась на куски. На реставрацию ушел год, но в итоге получилось дать памятнику новую жизнь.

Работать с одними только книгами все-таки непросто из-за монотонности этого процесса. Поэтому мне нравится чередовать работы разного типа: допустим, я долго делаю книжный блок и отдаю его в переплет, а потом переключаюсь на старинные документы и грамоты.

Рукописная Библия начала XVII века из собрания И.А. Вахромеева

В настоящий момент я работаю над рукописной Библией XVII века из собрания Вахромеева. Библия выполнена на тряпичной бумаге, украшена множеством живописных миниатюр. Это тот случай, когда материалы, использованные для создания книги, таят в перспективе опасность ее разрушения . Начало Библии написано железо-галловыми чернилами, которые повредили бумагу, в результате чего появились утраты в некоторых местах. Книгу пытались чинить, поэтому первые 180 листов у Библии в грубых заклейках.

Перед любыми работами обязательно проводятся реставрационные советы. На них мы утверждаем реставрационные задания. Выполненная работа также принимается реставрационным советом.

На совете по поводу этой книги мы решили, что первые 180 листов необходимо демонтировать из блока. Так как эта рукопись написана железо-галловыми чернилами и украшена миниатюрами, выполненными неводостойкими красками, промывать бумажную основу нельзя. И поэтому в данном случае я все буду делать всухую: деликатно механически очищать поверхность листов с помощью ластика, кисти, флейца. Затем предстоит аккуратно снять старые реставрационные заклейки.

Утраты будут восполнены японской реставрационной бумагой в тон оригинальной, затем листы я положу под пресс, чтобы новая бумага вошла в структуру старой . Потом я сложу эти листы по порядку, сформирую тетради и отдам реставраторам переплета для дальнейшей работы. Они присоединят отреставрированные мною тетради к остальному блоку, который не будет разбираться. Мы стремимся к наименьшему вмешательству в предмет и в данном случае постараемся сохранить оригинальное шитье, которое частично осталось .

Елена Москвина

Занимается реставрацией станковой масляной живописи

Поскольку сейчас выставочные проекты временно приостановлены, основные силы направлены на консервацию памятников. Мы постоянно занимаемся этой работой, но параллельно с подготовкой экспонатов для временных выставок и постоянной экспозиции, и это занимает основное время. Сейчас появилась возможность полноценно заняться всеми объектами, требующими консервации и приведения в экспозиционный вид .

Познакомившись в художественном училище с реставраторами старших курсов, наблюдая за их работой, я поняла, что больше ничем не хочу заниматься, и вот уже 20 лет в профессии. Рационально объяснить этот выбор трудно — наверное, это определенный склад характера. Наша работа очень кропотливая, требующая аккуратности, вовлеченности и полной самоотдачи.

У художника всегда есть амбиции творца. А реставратор понимает, что он на втором плане, и тихо служит искусству

Реставратор — тихий служитель. Зачастую его самого не видно — виден лишь результат долгой кропотливой работы. Мы поэтому не очень любим фотографироваться, сниматься. Просто получаем огромное удовольствие от того, что делаем свою работу и понимаем ее ценность.

Читайте также:  Лабораторная работа испытание металлов на твердость

Все музейные предметы уникальны и так же индивидуальны, как люди. Они иногда выдают такие сюрпризы, которых вообще не ждешь. Могут точно так же капризничать и обижаться просто потому, что им что-то не понравилось. Они живые . Поэтому очень важно, чтобы у реставратора был своего рода контакт с экспонатом, понимание его структуры, того, что с ним происходит. Этому способствует долгое изучение предмета и комплекс исследований перед началом работ.

Для реставратора не может быть ничего невозможного. Нужно быть любопытным, проявлять интерес, ломать голову, придумывать способы восстановления, чтобы максимально сохранить задумку автора и ни в коем случае не внедрять ничего своего.

Я бы выделила три основных принципа работы реставратора:

«Primum non nocere» — «Прежде всего не навреди». Самое главное — это осторожность и взвешенность каждого действия в работе. Мы не имеем права утратить даже микрочастичку, все должно быть сохранено.

Понимать, что ты всегда на втором плане. Никакой конкуренции с автором быть не должно ни на каком этапе .

Любите то, что вы делаете. Без любви ничего не получается, жизнь не ладится и клей не клеится.

В другой мастерской работают с тканями. Под пластиковым куполом происходит бережное увлажнение холодным паром. Это необходимо для осторожного расправления фрагмента древнего сукна, найденного в середине XX века на островах Фаддея (недалеко от полуострова Таймыр). Пока историю этого предмета только предстоит разгадать, но реставраторы надеются, что изучение остатков текстиля поможет в этом.

В мастерской реставрации металла ведутся работы по восстановлению и сохранению экспонатов, выполненных из черных, цветных и драгоценных металлов. Мы смогли увидеть, как ведется реставрация хоругви ❓ Хоругвь — религиозное знамя, которое носили во время военных действий. На нем изображали образы святых, чаще всего Иисуса Христа, Богородицы. «Чудо Георгия о змие» сотрудником мастерской Даниилом Юрьевичем Фоминым. Один из первых этапов этого процесса — очистка предмета от верхних слоев загрязнений, которые глубоко забиваются в орнаменты изделия . Используя ультразвуковую ванну, можно добиться необходимого эффекта, не используя механическое вмешательство в историческое покрытие предмета.

В дальнейшем реставратор уделяет особое внимание совмещению фрагментов, подбору деталей в соответствии с рисунком, восстановлению слоев (если это было согласовано и принято на реставрационном совете), исправлению деформаций.

В мастерской реставрации керамики в данный момент идет работа по восстановлению археологических памятников. Ежегодно коллекции Исторического музея пополняются предметами, найденными во время археологических раскопок. Вера Александровна Шестак работает реставратором более 30 лет. Ежегодно она выезжает в поле вместе с музейными археологами для обработки находок. Затем работа продолжается в реставрационной мастерской.

Первым этапом в работе над археологическими памятниками из керамики является удаление стойких поверхностных загрязнений. На фотографиях представлена работа над кубком, датируемым VIII–VII веками до н. э. Он был найден в 2019 году в предгорьях Кавказа на могильнике Заюково-3. Кубок был обнаружен в погребении подростка с интересной деталью погребального обряда: под левое плечо ему было воткнуто бронзовое копье. Керамические кубки были элементом застольной культуры древнего населения Кабардино-Пятигорья.

Поверхность кубка была покрыта толстым слоем стойких загрязнений, которые мешали рассмотреть цвет, орнамент и возможные следы бытования. На фотографиях мы видим процесс химической очистки поверхности сосуда.

Источник

Поделиться с друзьями
Металл
Adblock
detector